Поиск по сайту:  
 
Новости   Форум   Журнал   Статьи   Публикации   Галерея   Юмор   Скачать     Библия  
НОВОСТИ
Все новости сайта

НАША ГАЛЕРЕЯ

Сотворение мира

Сотворение мира

Альбом: Творение мира
Вся галерея

Поиск
Google

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Почему в школе не надо преподавать православие?

Автор | 21.4.07 00:35 (Хитов 4402)
Мысли вслух

Почему в школе не надо преподавать православие?



Моя позиция по данному вопросу может быть интересна по двум причинам: во-первых, я сам только в этом году кончил школу, так что реалии современной школьной жизни мне известны изнутри, я не отделен от них десятками прожитых лет.

Во-вторых, я верующий христианин. Ничего удивительного нет в том, что атеист не хочет преподавания в школе «Основ православной веры», а мусульманин хочет заменить их «Основами ислама». Гораздо любопытнее узнать, как преподавание православия в школе смотрится именно с христианской точки зрения. Так ли уж все прямолинейно: может быть, активная экспансия своего мировоззрения административными методами не является христианским занятием? Может быть, как раз в вопросе уважения к чужим взглядам христианство и расходится с другими религиями? «К свободе призваны вы, братия»...


Аргумент 1

Преподавание «Основ православной культуры» невозможно по чисто техническим причинам. Религия, скажем, в отличие от естествознания, — предмет, требующий от человека не просто усвоения определенного объема информации, но и еще личностного усилия, которое доступно отнюдь не многим. И потому подготовить преподавателей физики сравнительно несложно — даже если учитель неталантлив, он все равно не сможет как-то исказить физику в глазах учеников: ведь не напишет же он формулу закона Ома как-то иначе, чем его учили в педвузе. Максимум, он будет плохо объяснять или не сможет заинтересовать класс, что в итоге приведет учеников к плохому знанию физики.

Преподавателей же религии, религиозной культуры, основ православия подготовить значительно сложнее. Преподавателю религии мало вызубрить наизусть все формулировки, он должен еще их понимать. Понимание же это, в отличие от понимания законов физики, требует не только интеллектуального, но и внутреннего усилия. Поэтому никогда, даже в православной Российской империи, не было большого числа преподавателей, способных на достойном уровне (достойном христианства!) рассказывать о религии. Что и говорить про современную Россию после семидесяти лет государственного атеизма… Откуда мы возьмем тысячи и тысячи педагогов для нового предмета? Кто ими станет? Марья Иванна, после перестройки на волне новой моды «обратившаяся к духовности», которая в той же школе ведет еще и труд для девочек и рисование? Батюшка из соседней церкви, который сам даже не окончил семинарии? Кто?..

А между тем, это вопрос принципиальный. В отличие от плохого преподавателя физики, плохой преподаватель «Основ православной культуры» именно исказит видение предмета в глазах учеников, даст повод для насмешек. Преподавание «основ православия» может привести не к тому эффекту, которого от него ждут иерархи РПЦ — что дети обратятся в православие, — а к прямо противоположному: православие будет скомпрометировано и извращено в сознании детей, и те, кто раньше им хотя бы интересовался, послушав Марь Иванну, может уже никогда не придти в Церковь. Сейчас в умах россиян и без того живет огромное количество мифов и ложных стереотипов о православии: так зачем же их еще плодить?

Казалось бы, почему бы тем, кто сейчас настаивает на преподавании «Основ православной культуры», не обратиться к историческому опыту, к опыту преподавания Закона Божьего в учебных заведениях Российской империи? И многое из того, что сказано выше, стало бы очевидно. «Закон Божий» не поднимал нравственного уровня в гимназиях и не способствовал какой-то особой религиозности учащихся. Он имел прямо противоположное действие. Вспомним, с чего начинается книга «Как закалялась сталь». Как поп бьет Павку Корчагина головой об стену за то, что тот спросил его о миллионах лет существования мира, о которых он услышал на другом уроке. Понятно, что после подобного преподавания «Основ православия» можно стать только атеистом и революционером.

Описанное Островским — не только пропагандистский прием. Здесь есть доля истины. Хотя везде в царской России и преподавался Закон Божий, но многие писатели — Василий Розанов, Лев Тихомиров — отмечали крайне низкий уровень духовности среди учащихся. Из гимназий и училищ с обязательным преподаванием Закона Божьего выходили атеистами… Димитрий Панин прямо связывал это с низким уровнем преподавания.

Не станут ли похожи «Основы православия» в современной российской школе на тот урок «Закона Божьего», преподанный Павке Корчагину? Приходит школьник после урока биологии или физики, а тут бац — его какая-нибудь невежественная Марь Иванна головой об стену — если не физически, то морально: мир сотворен за шесть дней, и точка. Кто не согласен: двойка. Вряд ли дети усомнятся в теории эволюции или в законах природы. Они скорее преподаваемое им православие станут считать чушью. Они, почувствовав в словах своей учительницы невежество и мракобесие, отнесут его, однако, не только на счет учительницы, но и на счет всего православия.


Аргумент 2

Не все вопросы можно выносить на школьные уроки. В особенности это касается тем духовности. То, что преподается в школе, имеет тенденцию к опошлению. Даже талантливый педагог не всегда способен это предотвратить. Ведь ученический коллектив неоднороден. Кто-то с жаром выступает на уроке литературы, описывая нравственные терзания Раскольникова, а кто-то, на задней парте, пересмеивается и кидается бумажками. И как въевшееся пятно отходит только после многих стирок, так и много лет должно пройти, чтобы, наконец, «Преступление и наказание» перестало быть связанным в сознании человека с пошлостью школьных уроков и казенных учебников. С некоторых чрезмерно затасканных в школьной программе авторов, например, с Пушкина, подобное пятно хрестоматийности и опошленности школьными уроками, я думаю, в душах людей уже не сойдет никогда. Я бы, мне кажется, любил Пушкина, если бы его не так навязывали в школе… Мне никогда не хотелось, чтобы те авторы, которых я искренне люблю, преподавались в школе.

Не поставят ли уроки «Основ православной культуры» такое пятно и на православие? «Так, дети, сегодня мы будем изучать семь смертных грехов… Иванов, не разговаривай… Итак, самый главный грех — прелюбодеяние… Сидоров, что тут смешного?..» На пути человека к вере появится еще одно препятствие, трудно смываемое пятно — воспоминание о полученных двойках, о Сидорове, который смеялся в то время, когда учитель рассказывал о смертных муках Иисуса Христа.

Если в воскресную школу все приходят, настроенные благоговейно и почтительно, то в обычную школу приходят самые разные дети, настроенные совершенно по-разному.


Аргумент 3

И, наконец, самое принципиальное. Перед «Основами православной культуры» ставят две абсолютно несовместимые в данном случае цели: образовательную и воспитательную. К первой вопросов нет. Чтобы понимать европейскую (и, в частности, русскую) культуру, любому человеку, каких бы он взглядов на религию ни придерживался, если только он хочет считать себя образованным человеком, просто необходимо знать Библию. Общее знание Библии, основ православной литургики, иконографии необходимо российскому школьнику и должно преподаваться в рамках гуманитарных предметов. Необязательно выделять это в какой-то отдельный курс. Почему бы о Библии и литургике не сказать в рамках курса литературы, об иконографии — на уроках изобразительного искусства, о православном певческом искусстве — на уроках музыки?

Но в том-то и дело, что это простое решение не удовлетворяет иерархию РПЦ. Ведь они пекутся вовсе не о полноте гуманитарного образования российских детей (в нем есть еще много пробелов — но «православная общественность» о них и не вспоминает), но о воспитании подрастающего поколения в духе «традиционных ценностей». Я вовсе не являюсь сторонником ценностей сексуальной революции и дикого капитализма, но… В нормальной демократической стране ни одно государственное образование (а школа и является таковым) не должно нести никакой воспитательной функции. Только тоталитарное государство начинает воспитывать своих граждан. В нацистской Германии, в Советском Союзе такое воспитание шло полным ходом. Нормой было вмешательство в личную жизнь под предлогом повышения «общественной нравственности». Да, школа может оказывать нравственное влияние на душу ребенка, но оно всецело сводится к межличностному контакту между ребенком и учителем. Педагог не может учить нравственности, как учат математике или литературе, он может лишь личным примером показывать детям образцы нравственного поведения. Если нравственность будет сделана одним из обязательных пунктов школьной программы, то ни к чему хорошему это не приведет. Нравственности не станет больше. Станет больше лишь лжи и лицемерия. Система организованной государственной нравственности приведет лишь к стихийному лицемерию на всех уровнях. Ученики будут врать учителям, желая получить хорошую оценку, учителя будут рассуждать о добродетелях, сами не имея таковых… И, главное, все будут знать об этом всеобщем обмане. Поэтому он обернется и всеобщим недоверием. О каком «сплочении нации» в таком случае может идти речь?..



Надеюсь, еще есть время дернуть стоп-кран и остановить поезд, несущийся к «обществу лжи». Если «Основы православной культуры» все-таки будут преподаваться в школе, то это станет еще одним шагом в болото нравственного безразличия и религиозной индифферентности.



Александр Храмов

 

Раздел: Мысли вслух | | Опубликовал: sternman | Рейтинг: 5.73 (11) Оценить | Хитов 4402

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Мысли вслух
» Эта статья от пользователя sternman

5 cамых читаемых статей из раздела Мысли вслух:
» Что делать, когда не хочешь жить???
» Что такое СВОБОДА?
» Почему именно христианство?
» Почему в школе не надо преподавать православие?
» Слово в защиту "Факультета ненужных вещей"

5 последних статей раздела Мысли вслух:
» Что делать, когда не хочешь жить???
» Слово в защиту "Факультета ненужных вещей"
» Несколько слов о простоте
» Возлюби ближнего и убей его?
» Что такое СВОБОДА?

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу



Комментарии
Комментарии отсутствуют . Хотите стать первым , нажмите << + Добавить комментарий + >> .   [ + Добавить комментарий + ]


ver. ©

Православный форум
сообщений: 1
просмотров: 29547
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 1
просмотров: 24833
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 263
просмотров: 400490
добавил: AlenaR
дата публикации: 11.4.16 18:39
 
сообщений: 0
просмотров: 44546
добавил: demko12
дата публикации: 12.3.16 02:50
 
сообщений: 462
просмотров: 494989
добавил: Spartak
дата публикации: 3.3.16 20:54
 
сообщений: 155
просмотров: 272074
добавил: Steelfist
дата публикации: 3.3.16 15:26
 
сообщений: 49
просмотров: 92065
добавил: Marina80
дата публикации: 15.2.16 23:20
 
Христианский форум
Заказной блок (HTML)



НОВЫЕ СТАТЬИ
2.3.23
Стоит ли читать фантастику?
 
14.7.21
История развития компьютеров: как была создана материнская п
 
23.3.21
Туры в Тюрнхаут, Бельгия
 
6.9.20
Технический прогресс и будущее Земли.
 
19.5.20
Элитная офисная мебель
 
Все статьи

Партнеры
 

Новости    |    Форум    |    Журнал    |    Статьи    |    Публикации    |    Галерея    |    Юмор    |    Скачать    |    Библия    |    WAP


Баннеры    |     Сделать стартовой   |   Инфоновости

2009-2015 Dubus.by все права защищены
При использовании материалов ссылка на dubus.by обязательна
  
- Генерация страницы: 0.2225 секунд -