Владимир Легойда
(Фрагмент статьи «ЧТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ В ПРАВОСЛАВИИ» Журнал «Фома»).
"Любовь к Богу порождает
красоту и человечность обряда, воспринимаемого, как цветы, приносимые
к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства - влюбленность
в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось
и живет Его Тело - Церковь. Как же могут эти ощущения не выразить себя
во внешних действиях, которые мы называем обрядами?"
С.И.Фудель
Я органически не выношу обрядов, поскольку
воспринимаю это как привнесение искусственности и формализма в духовную
жизнь. Я ощущаю это как нож в спину естественности и детской непосредственности.
(Представляю, как отнеслась бы моя жена к попытке регламентировать нашу
любовь....)
Сергей Гордиевский, г.Москва
Я, так же как и Вы, не люблю формализма и искусственности
в духовной жизни. Вместе с тем, так ли уж правильно считать, что формализм
и искусственность привнесены в Церковь обрядами?
Возьмите
для примера каждение в Православной Церкви. Конечно, если не знать
смысла его, то кажется, что просто человек ходит по храму и машет
какой-то железной чашечкой на цепочке, а из чашечки валит дым - в
общем, что-то там воскуряет. Да, еще при этом кланяется стоящим в храме
людям, а они кланяются ему в ответ. А ведь смысл этого простого
действия - каждение перед образом и подобием Божиим, которым, согласно
Библии, и является человек. Этому образу и кланяется священник или
диакон. Из уважения к этому же образу в священнослужителях склоняют
головы и люди в церкви. Что плохого или искусственного в этом обряде?
Обряды
- это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции.
Без них не обходится ни одна религия. Более того, ни один верующий
человек не обходится без обрядов. Даже если кто-то не принадлежит к
какой-либо конкретной религиозной традиции, у него все равно есть
некоторые внешние формы выражения своих верований. И чем богаче
внутренний мир веры, тем глубже, насыщеннее символами будут и обряды.
И
в этом смысле православные обряды намного богаче и выразительнее многих
других религиозных обрядов. Сравните православное богослужение,
например, с языческими ритуальными плясками вокруг костра. Стоит ли
объяснять, в какой традиции внутреннее содержание богаче?
А
формализм и искусственность проистекают изнутри, исходят от самого
человека, зависят от того, сколько сердца он вкладывает в ритуал.
Здесь
важно помнить, что православное богослужение не есть какое-то
театральное представление, которое нужно посетить, непременно
отметиться. Православный христианин ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ в службе, служит,
если угодно, вместе со священнослужителями, вместе молится с ними Богу.
И молитва эта очень трепетна, дерзновенна и сильна. Чтобы убедиться в
этом, достаточно хотя бы один раз всерьез ПЕРЕЖИТЬ Литургию, не
"отстоять", не "присутствовать на", а ПРОЖИТЬ. Почувствовать, как Вашей
личной мольбой исходит из сердца прошение ектиньи "Да избавиться нам от
всякия скорби, гнева и нужды у Господа просим". И вместе с хором
повторить "Господи, помилуй!" Не знаю, как у Вас, а у меня почти каждый
раз при этих словах сердце начинает радостно биться, а скорченная душа
разворачивается в надежде...
Конечно,
Вы совершенно правы в том, что глупо и нелепо регламентировать любовь.
Только почему церковные обряды для Вас являются такой регламентацией?
Ведь Вы дарите жене цветы, подарки, оказываете какие-то знаки внимания.
Этим Ваша любовь не исчерпывается, но ведь в этом она проявляется. И
если Вы постоянно дарите цветы (я, например, очень люблю дарить цветы
своей жене), то вряд ли Ваша супруга укажет Вам на то, что в этом
проявляется формализм и холодность Ваших с ней взаимоотношений.
А ведь если пользоваться Вашей логикой, то получается,
что при встрече с людьми совсем не обязательно снимать шляпу, улыбаться,
пожимать руку... Тоже ведь условности, зачем этот пустой формализм?!
Да, дружба не сводится к рукопожатию, но не здороваться было бы тоже
как-то странно. Так и в Церкви - обряды ни в коей мере не являются центральным
содержанием православной веры, но ВНЕШНЕ вера проявляется в том числе
и через ритуал.