Priest_Nikolay писал(а):
Друг, я не знаю, что ты еще имеешь написать (подожду), но пока по существу на мои тезисы, ты ничего существенного не сказал, кроме как написав много букв ни о чем. Я тебе ясно показал, что Коран отсылает иудеев и христиан к их священным книгам, утверждая, что в них "свет и истина". Известные алимы прямо пишут, что никому из смертных невозможно изменить что либо в святых Писаниях Аллаха. Но ты это предпочитаешь не замечать и строчишь мне якобы ошибки Евангелия. Давай так, признай цитируемые мною слова Мухаммеда и алимов ложью и мы дальше будем продолжать разговор
Коран с Тафсиром. Прочитай до конца.
Сура 5.
(41) О Посланник! Пусть тебя не печалят те,
которые стремятся исповедовать неверие
и говорят своими устами: «Мы уверовали», —
хотя их сердца не уверовали. Среди
исповедующих иудаизм есть такие, которые
охотно прислушиваются ко лжи
и прислушиваются к другим людям, которые
не явились к тебе. Они искажают слова,
меняя их местами, и говорят: «Если вам
дадут это, то берите, но если вам не дадут
этого, то остерегайтесь». Того, кого Аллах
желает подвергнуть искушению,
ты не властен защитить от Аллаха.
Их сердца Аллах не пожелал очистить.
В этом мире их ожидает позор, а в Последней
жизни им уготованы великие мучения.
Толкование Ас-Саади
Пророк Мухаммад(с.а.в.), всеми силами стремился наставить людей на прямой
путь и сильно печалился от того, что некоторые из них принимали веру, а
затем возвращались к неверию. Тогда Всевышний Аллах велел ему не печал-
литься о таких нечестивцах, поскольку они — совершенно беспутные люд-
ди. Когда они рядом, они не приносят никакой пользы, когда же их нет ряд-
дом, никто не замечает их отсутствия. А причина, по которой мусульман не
должно огорчать их поведение, заключается в том, что они уверовали только
на словах, тогда как их сердца все еще остаются неверующими. Печалиться
можно о тех, кто отвернулся от веры после того, как обратился в нее душой и
телом. Но ведь такие люди никогда не отвернутся от религии и не станут вероотступниками, ибо если душа человека почувствует прелесть веры, то он
никогда не променяет ее на что-нибудь другое.
Затем Аллах сообщил о том, что среди иудеев есть такие, которые охотно выслуш-
шивают ложь и слепо повинуются своим вождям и старейшинам, воззрения которых
зиждутся на лжи, заблуждении и несправедливости. Эти старейшины не признаю-
ют Пророка Мухаммада(с.а.в.), отворачиваются от него и радуются своим ошибочным
взглядам. Они приписывают Небесному Откровению тот смысл, который в него не
вкладывал Аллах, вводя людей в заблуждение и отвергая истину. Они проповедники
заблуждения, которые говорят всякую ложь и ведут за собой людей, лишенных разум-
ма и твердой решимости. И если они не повинуются Божьему посланнику(с.а.в.), то этом-
му не следует придавать значения, поскольку эти люди обладают множеством недос-
статков и не заслуживают того, чтобы им придавали значение и уделяли внимание.
Затем Аллах сообщил, что если иудеи просили Пророка Мухаммада(с.а.в.), рассуд-
дить их, то их единственным намерением было добиться своей цели. Они говорили
друг другу: «Если решение Мухаммада совпадет с тем, чего вы хотите, то соглашайт-
тесь с ним, но если он вынесет иное решение, то остерегайтесь повиноваться ему».
Они впали в искушение и покорились своим желаниям, а ведь если Аллах жел-
лает подвергнуть человека искушению, то даже Его посланник не защитит его от
Него. По этому поводу Всевышний сказал:
«Воистину, ты не сможешь наставить
на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь
тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» (28:56).
Аллах не очистил сердца этих людей, и по этой причине они совершали свои
преступления. Это означает, что если человек обращается в шариатский суд тольк-
ко в надежде услышать желаемое решение, если он радуется, когда выносят решен-
ние в его пользу, и гневается, когда не добивается этого, то причиной этого является
скверна, укоренившаяся в его душе. И наоборот, если он обращается в шариатский
суд и удовлетворяется любым решением, независимо от того, совпадает оно с его
прихотью или нет, то это свидетельствует о чистоте его души. Из этого следует, что
чистота души является залогом добра и величайшим фактором, способствующим
тому, что человек произносит здравые речи и совершает праведные поступки. Но
если душа человека не очищена, то в мирской жизни его ожидает бесчестие, а в Посл-
ледней жизни ему уготованы Адское пламя и гнев Могущественного Аллаха.
(42) Они охотно выслушивают ложь
и пожирают запретное. Если они явятся
к тебе, то рассуди их или же отвернись
от них. Если ты отвернешься от них, то они
нисколько не навредят тебе. Но если ты
вынесешь решение, то суди их
беспристрастно. Воистину, Аллах любит
беспристрастных.
Толкование
Под выслушиванием лжи здесь подразумевается подчинение ей. Набожность
и разум таких людей настолько ущербны, что они охотно повинуются тем, кто
призывает их говорить неправду. Наряду с этим они пожирают имущество,
приобретенное незаконным путем. Иногда они обманывают глупцов и невежд,
а иногда получают незаслуженное вознаграждение за предоставленные сведения или проделанную работу. Они не только говорят неправду, но и приобретают бог-
гатство запрещенным путем.
Когда такие люди приходили к Божьему посланнику, , ему было позволен-
но по своему усмотрению либо рассудить их тяжбу, либо отвернуться от них. Это
предписание не было аннулировано, и если они обращались на суд к Пророку
Мухаммаду, , он либо выносил решение относительно них, либо отказывался
от этого, поскольку они не собирались повиноваться законам шариата, если те не
совпадали с их желаниями.
Из этого следует, что если люди обращаются к богослову с просьбой сообщить
религиозное положение или объявить судебное решение и своим поведением даю-
ют понять, что они не будут довольны его решением не в их пользу и не подчин-
нятся ему, то их просьбу можно отвергнуть. Но если богослов решит рассудить
их, то он обязан вынести беспристрастное решение, поскольку Аллах любит бесп-
пристрастных. И даже если обратившиеся в суд люди являются беззаконникам-
ми и врагами, это не должно мешать судье принять справедливое решение. Все
это подчеркивает превосходство справедливости и беспристрастия при рассмотр-
рении тяжб между людьми и означает, что Аллах любит эти качества.
(43) Но как они выберут тебя судьей, если
у них есть Таурат (Тора), содержащий закон
Аллаха? Даже после этого они
отворачиваются, ибо они не являются
верующими.
Толкование
Если бы они были верующими людьми и поступали в соответствии с обязательным-
ми требованиями веры, то они не отвернулись бы от законов Аллаха, ниспосланных
в Торе и хорошо известных им. Они выбирают тебя судьей в надежде, что ты вын-
несешь решение, совпадающее с их прихотью. Но ты принимаешь решение, котор-
рое совпадает с имеющимся у них постановлением Аллаха, и поэтому они проявляю-
ют недовольство и отворачиваются от твоего решения. Они не являются верующим-
ми, потому что верующим не подобает поступать так. Они не достойны правой веры,
поскольку они обожествляют свою прихоть и пытаются подчинить ей законы веры.
(44) Мы ниспослали Таурат (Тору), в
котором содержится верное руководство и
свет. Покорившиеся пророки выносили по
нему решения для исповедующих иудаизм.
Раввины и первосвященники поступали
таким же образом в соответствии с тем, что
им было поручено сохранить из Писания
Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не
бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не
продавайте Мои знамения за ничтожную
цену. Те же, которые не принимают решений
в соответствии с тем, что ниспослал Аллах,
являются неверующими.
Толкование
Аллах ниспослал Тору пророку Мусе, сыну Имрана. Она указывала людям путь
к вере и истине, оберегала их от заблуждения и освещала им путь во мраке нев-
вежества, смятения, сомнения, неуверенности и низменных влечений. По этом-
му поводу Всевышний сказал: «Мы даровали Мусе (Моисею) и Харуну (Аарону)
различение (способность различать истину от лжи), сияние (Таурат) и напом-
минание для богобоязненных» (21:48).
Руководствуясь этим Писанием, пророки судили иудеев и выносили для них
религиозные постановления. Эти пророки были покорны Аллаху и выполняли
Его повеления. Их покорность и преданность превосходили покорность всех ост-
тальных людей, поскольку
они были избраны Аллахом из числа Его рабов. Если же благородные пророки и лучшие представители человечества руков-
водствовались заповедями Торы, выполняли их и покорялись им, то почему през-
зренные грешники из числа иудеев отказываются руководствоваться ими? Что
заставляет их отвергать одно из самых славных предписаний Торы и не верить
в Пророка Мухаммада(с.а.в.), невзирая на то, что без этой веры Аллах не принимает
ни одно деяние, совершаемой душой или телом? С кого они берут такой пример?
Они берут его с богословов, которые привыкли искажать Писание, править людьм-
ми и наживаться на сокрытии истины и распространении лжи. Такие богословы
призывают людей к заблуждению и увлекают их в Адское пламя.
Затем Аллах сказал, что раввины и первосвященники также выносили реш-
шения на основании Торы. Раввинами называли богословов, которые поступали
в соответствии со своими знаниями и обучали им других. Они давали людям наи-
илучшее воспитание и вели их путем богобоязненных пророков. Первосвященн-
никами назывались выдающиеся среди богословы, к чьим словам прислушивал-
лись остальные люди, которые оставляли после себя значительный след в истор-
рии и добрую память среди своих соплеменников. Такие ученые выносили решения, соответствующие истине, опираясь на то,
что им было поручено сохранить из писания Аллаха. Он доверил им беречь Свящ-
щенное Писание, которое оставалось у них. Им было приказано оберегать его от
любых добавок, убавлений и искажений и обучать ему тех, кто не знаком с ним.
Именно они свидетельствовали о Священном Писании, потому что люди обращал-
лись только к ним, когда у них возникали вопросы или неясности по поводу него.
В наши дни Всевышний Аллах тоже возложил на богословов обязанности,
которые не возложены на невежественных людей. Они должны исправно выполн-
нять свой долг и не брать пример с невежд, предаваясь безделью и лености. Они не
должны ограничиваться обрядами поклонения, которые приносят пользу только
самому человеку, такими как поминание Аллаха, намаз, закят, паломничество
или пост, поскольку совершение только этих обрядов помогает обрести спасение
всем, кроме них. Что же касается их, то наряду с выполнением этих обрядов от
них требуется обучать людей и напоминать им о положениях религии, в знании
которых они нуждаются. В наибольшей степени это относится к основным полож-
жениям ислама и тем вопросам, которые чаще всего возникают у людей.
Богослов не должен бояться людей, а должен бояться только своего Господ-
да и не продавать Его знамения за ничтожную цену. Он не должен скрывать ист-
тину и проповедовать ложь ради приобретения ничтожных мирских благ. Если
ему удается избежать этих недостатков, то он следует прямым путем. Он смож-
жет обрести счастье только в том случае, если все его помыслы будут связаны
с приобретением знаний и обучением людей. Он должен понимать, что Аллах
поручил ему сохранить то знание, которым он наделен, и сделал его свидетелем
об истине. Он обязан бояться только Его, и страх перед людьми не должен мешать ему исправно выполнять свои обязанности. Кроме того, он не должен отд-
давать предпочтение мирским благам перед религией.
Но иногда знания приносят человеку несчастье. Это относится к богословам,
которые предаются безделью, не выполняют своих обязанностей. Они не придаю-
ют значения тому, что Аллах поручил им сохранить. Они пренебрегают знаниям-
ми и предают их забвению, продают религию за мирские блага и даже берут взятк-
ки за вынесение религиозных суждений. Они наживаются на том, что издают рел-
лигиозные указы, и обучают людей знаниям только за плату и вознаграждение.
Аллах оказывает таким людям великую милость, однако они проявляют неблаг-
годарность. Он наделяет их огромным уделом, а они лишают его остальных люд-
дей. Мы же просим Великодушного Аллаха наделить нас знанием, которое прин-
несет нам пользу, и деяниями, которые будут приняты, одарить нас прощением
и избавить нас от любых несчастий! Затем Аллах сказал, что если человек не опирается на очевидную истину, кот-
торая была ниспослана Им, и выносит заведомо ложные решения ради достижен-
ния корыстных целей, то он — неверующий. Принятие решения вопреки тому,
что ниспослал Аллах, является одним из деяний, присущих неверующим. В нек-
которых случаях такой поступок выводит человека из лона ислама, и это относ-
сится к тем, кто считает дозволенным выносить решения вопреки законам Алл-
лаха. В других случаях такой поступок является тяжким грехом и проявлением
неверия, за который человек удостаивается сурового наказания.
(45) Мы предписали им в нем: душа —
за душу, око — за око, нос — за нос, ухо —
за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие.
Но если кто-нибудь пожертвует этим,
то это станет для него искуплением. Те же,
которые не принимают решений
в соответствии с тем, что ниспослал Аллах,
являются беззаконниками.
Толкование
Эти предписания относятся к законам, которые были ниспосланы в Торе. Ими рук-
ководствовали покорные пророки, раввины и первосвященники, когда судили
иудеев.
Согласно велению Аллаха, если человек совершил преднамеренное убийство
и должен нести за него ответственность, то его надлежит казнить. Если он выкол-
лол человеку глаз, то ему надо выколоть глаз; если он отрезал человеку ухо, то ему
надо отрезать ухо; если он выбил человеку зуб, то ему надо выбить зуб, если он лиш-
шил человека конечности или другого органа, за который ему можно отомстить, не
проявляя излишества, то его надо лишить этого органа. Если же он сознательно нан-
нес человеку рану, то ему надо нанести рану такого же размера, в том же месте, так-
кой же длины, ширины и глубины. Остается лишь добавить, что законы предыдущ-
щих пророков являются законами и для нас, если только они не были изменены.
Затем Аллах сказал, что если правопреемник убитого или пострадавший вел-
ликодушно откажутся от возмездия за убийство, нанесение увечья или ранение,
если они простят преступника, то это станет искуплением для преступника, ибо если человек прощает человека, то Всевышний Аллах тем более прощает его. Это
станет искуплением и для того, кто проявил великодушие, ибо если человек прощ-
щает того, кто совершил против него преступление или имел к нему отношение,
то Аллах прощает ему допущенные ошибки и совершенные грехи.
Но если человек не принимает решений в соответствии с тем, что ниспосл-
лано Аллахом, то он является несправедливым грешником. Ибн Аббас сказ-
зал, что здесь речь идет о «неверии без неверия», «беззаконии без беззакония»
и «нечестии без нечестия». Такой грех является великим неверием, если челов-
век считает дозволенным поступать так, и тяжким грехом, если он совершает его, но не считает дозволенным.
(46) Вслед за ними Мы отправили Ису
(Иисуса), сына Марьям (Марии),
с подтверждением истинности того, что было
прежде ниспослано в Таурате (Торе).
Мы даровали ему Инджил (Евангелие),
в котором было верное руководство и свет,
которое подтверждало то, что прежде было
ниспослано в Таурате (Торе). Он был верным
руководством
и назиданием для
богобоязненных.
Толкование
Вслед за пророками и посланниками, которые принимали решения на основан-
нии Торы, Аллах отправил Своего раба и посланника Ису, духа от Аллаха и Его
слово, которое было брошено Марьям. Он отправил его подтвердить истинность
Торы, которая была ниспослана прежде, и засвидетельствовать правдивость
Мусы и принесенного им Писания. Он продолжал дело своего предшественник-
ка и судил иудеев по закону, который по большей части совпадал с предыдущим
законом. Он облегчил лишь некоторые его положения, и поэтому Всевышний
Аллах сказал его устами: «Я пришел, чтобы подтвердить истинность того, что
было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам
запрещено» (3:50). Аллах даровал Исе Великое Писание, которое дополнило Тору. Это было
Евангелие, которое указало людям на прямой путь и позволило им отличить ист-
тину от лжи. Оно подтвердило истинность всего, что прежде было ниспослано
в Торе, поскольку оно свидетельствовало о ней и не противоречило ей. Но только
богобоязненные рабы приняли его за верное руководство и увещевание, поскольк-
ку только они извлекают пользу из наставлений, прислушиваются к увещевания-
ям и отказываются от неподобающих поступков.
(47) Пусть люди Инджила (Евангелия) судят
согласно тому, что Аллах ниспослал в нем.
Те же, которые не принимают решений в
соответствии с тем, что ниспослал Аллах,
являются нечестивцами.
Толкование
Люди Евангелия должны полностью руководствоваться своим Писанием и не укл-
лоняться от него. Если же они не будут судить в соответствии с тем, что ниспосл-
лал Аллах, то окажутся нечестивцами.
(48) Мы ниспослали тебе Писание с истиной
в подтверждение прежних Писаний,
и для того, чтобы оно предохраняло их
(или свидетельствовало о них;
или возвысилось над ними). Суди же их
согласно тому, что ниспослал Аллах,
и не потакай их желаниям, уклоняясь
от явившейся к тебе истины. Каждому из вас
Мы установили закон и путь. Если бы Аллах
пожелал, то сделал бы вас одной общиной,
однако Он разделил вас, чтобы испытать вас
тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же
в добрых делах. Всем вам предстоит
вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том,
в чем вы расходились во мнениях.
Толкование
Всевышний ниспослал Пророку Мухаммаду(с.а.в.), самое лучшее и самое славное из
Священных Писаний — Великий Коран. Он был ниспослан истинно, и его пов-
вествования, повеления и запреты тоже являются истинными. Он подтверждает
правдивость Писаний, которые были ниспосланы прежде, поскольку свидетельс-
ствует о них и не противоречит им. Его повествования и основные законы совпад-
дают с повествованиями и законами предыдущих Писаний. Кроме того, предыд-
дущие Писания пророчествовали о его ниспослании, и его существование подт-
тверждает правдивость содержащихся в них сведений.
Коран оберегает предыдущие Писания, потому что содержит то, что содержал-
ли они, а также новые заповеди и нормы высокой нравственности. В нем уделяе-
ется внимание любой обязанности, которая была упомянута в предыдущих Пис-
саниях. Коранические откровения велят выполнять эти обязанности, побуждаю-
ют людей к этому и указывают на новые пути достижения этой цели.
В этом Писании ниспосланы предания о первых поколениях людей и тех, кто
пришел после них. В нем — закон, мудрость и религиозные предписания. По нем-
му можно определять достоверность дошедших до нас предыдущих Писаний,
и если оно подтверждает правдивость упомянутых в них сведений, то их можн-
но принять, но если оно отвергает их, то их необходимо отвергнуть, поскольку
предыдущие Писания претерпели искажения и изменения. В противном случае
между ними и Священным Кораном не было бы противоречий. После упоминания об этом Аллах приказал судить людей по религиозному
закону, который был ниспослан Пророку Мухаммаду(с.а.в.), и не потакать их пор-
рочным желаниям, которые могут уклонить их от истины. Нельзя потворствов-
вать порочным желаниям, противоречащим истине, отворачиваясь от правд-
дивого Писания, ниспосланного Пророку(с.а.в.), А тот, кто поступает так, обмен-
нивает хорошее на дурное.
Затем Аллах сообщил, что для каждого народа были установлены законы
и обычаи. Они отличались в зависимости от эпохи и положения людей, но все они были справедливыми и правильными во время их ниспослания. Что же кас-
сается важнейших предписаний религии, которые в любую эпоху служат на благ-
го людям и соответствуют Божьей мудрости, то они не менялись и сохранялись
во всех религиозных законодательствах.
Если бы Аллаху было угодно, то все люди стали бы единой общиной и во все врем-
мена подчинялись бы единому закону. Однако Он пожелал подвергнуть их испытан-
нию и посмотреть, как они будут поступать. Каждый народ подвергался испытанию,
которое соответствовало божественной мудрости, и получал то, что заслуживал. По
этой причине народы постоянно соперничают и пытаются опередить друг друга.
Вот почему далее Аллах велел состязаться в добрых делах, то есть не медлить
с ними и совершать их надлежащим образом. Под добрыми делами подразумеваю-
ются все обязательные и желательные предписания религии, касающиеся обяз-
занностей человека перед Аллахом и перед Его рабами. Для того чтобы опередить
других в добрых начинаниях и добиться наибольшего успеха, человек должен
придерживаться двух принципов. Во-первых, он должен не медлить с добрыми
делами и сразу же использовать предоставляемые ему возможности. Во-вторых,
он должен проявлять усердие и совершать праведные дела надлежащим образом,
как это приказал делать Аллах. Опираясь на этот аят, богословы призывают не медлить с намазом и совершать
его в начале отведенного для него времени. Из него также следует, что при соверш-
шении намаза и других обрядов раб должен не ограничиваться выполнением обяз-
зательных предписаний, а дополнять их посильным выполнением желательных
предписаний, чтобы усовершенствовать свое поклонение и опередить других.
Все первые и последние поколения людей непременно вернутся к Аллаху. Он
соберет их в день, в неизбежности которого нельзя усомниться, и поведает им обо
всем, в чем они расходились во мнениях. И тогда люди, которые были верны ист-
тине и совершали праведные поступки, получат вознаграждение, а приверженц-
цы лжи и грешники будут наказаны.
(49) Суди между ними согласно тому, что
ниспослал Аллах, не потакай их желаниям
и остерегайся их, дабы они не отвратили
тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах.
Если же они отвернутся, то знай, что Аллах
желает покарать их за некоторые из их
грехов. Воистину, многие люди являются
нечестивцами.
Толкование
Существует мнение, что этот аят аннулировал кораническое откровение, в котор-
ром говорится: «Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное. Если
они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них» (5:42). Однако, согласн-
но достоверному мнению, это откровение не было аннулировано. Из него следует,
что Пророку Мухаммаду(с.а.в.), было позволено либо рассудить людей, которые не
имели намерения покориться справедливому решению, либо отказаться от этого.
А из обсуждаемого нами аята следует, что если Пророк(с.а.в.), соглашался рассудить
между ними, то ему полагалось принимать решение в соответствии с тем, что Алл-
лах ниспослал в Коране и Сунне. Это есть та самая беспристрастность, о которой Всевышний Аллах сказал: «Если ты отвернешься от них, то они нисколько не нав-
вредят тебе. Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно» (5:42).
Из всего сказанного следует, что беспристрастность зиждется на законах Алл-
лаха. Они являются в высшей степени справедливыми и беспристрастными, тогд-
да как все остальные законы несправедливы и деспотичны.
Затем Аллах еще раз запретил потворствовать порочным желаниям людей.
Это предписание имеет широкий смысл и распространяется как на принятие суд-
дебных решений, так и на издание религиозных указов, хотя в этом откровении
речь идет только о судебных решениях. Несмотря на это, в обоих случаях богос-
словы обязаны остерегаться прихотей, противоречащих истине. По этой причине
Аллах велел Своему посланнику(с.а.в.), остерегаться людей, которые могли подвергн-
нуть его искушению и отвратить его от части того, что было ниспослано Аллахом.
Из этого следует, что потворство людским прихотям заставляет человека отк-
казываться от истины, которой он обязан придерживаться. И если люди отказыв-
ваются следовать путем посланника Аллаха(с.а.в.), руководствоваться истиной, то
следует знать, что такое поведение является наказанием для них. Так Аллах жел-
лает покарать их за некоторые из их грехов.
Грехи обрекают человека на наказание как при жизни на земле, так и посл-
ле смерти, и одним из величайших наказаний за них является искушение, в рез-
зультате которого отказ от повиновения Божьему посланнику(с.а.в.), руководствоваться истиной, то
следует знать, что такое поведение является наказанием для них. Так Аллах жел-
лает покарать их за некоторые из их грехов.
Грехи обрекают человека на наказание как при жизни на земле, так и посл-
ле смерти, и одним из величайших наказаний за них является искушение, в рез-
зультате которого отказ от повиновения Божьему посланнику(с.а.в.), представляетс-
ся грешнику прекрасным поступком. Причина этого кроется в нечестии людей,
и многие из них действительно являются нечестивцами, поскольку уклонение от
повиновения Аллаху и Его посланнику(с.а.в.), лежит в основе их натуры.
(50) Неужели они ищут суда времен
невежества? Чьи решения могут быть лучше
решений Аллаха для людей убежденных?
Толкование
Неужели, отворачиваясь от тебя, они хотят вернуться к законам времен невежеств-
ва? Под ними подразумеваются любые положения, противоречащие тому, что Алл-
лах ниспослал Своему посланнику(с.а.в.), Помимо законов Аллаха и Его посланник-
ка(с.а.в.), нет ничего, кроме законов времен невежества, и если человек отворачивается
от законов Аллаха, то он непременно обращается к тем законам, которые основаны
на невежестве, несправедливости и посягательстве на чужие права. Вот почему Алл-
лах назвал их законами времен невежества. Что же касается Его законов, то все они
зиждутся на знаниях, справедливости, беспристрастии, свете и верном руководстве.
Чьи законы могут быть лучше законов Аллаха для людей убежденных? Только
убежденный человек понимает разницу между законами Его и всеми остальными
законодательствами. Благодаря своей убежденности он осознает прелесть и красот-
ту Божьих предписаний и понимает, что здравый разум и шариат обязывают его вып-
полнять их. Остается лишь добавить, что под убежденностью подразумеваются глуб-
бокие и полные знания, обязывающие человека поступать в соответствии с ними
51