# Добавлено: Ср Сен 29, 2010 1:09 pm Заголовок сообщения: Православная теология и эволюция
Вопрос к товарищам, подкованным в богословии:
Правильно ли утверждение, что идея эволюции с вмешательством Бога теологически некорректна (для православия) из-за смешения раздельных понятий "Творения" и "Промысла"?
По определению московского митрополита Филарета ... промысел Божий есть «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».
Понятие Творения же относится к шести дням ;свт. Филарет замечал в толковании на книгу Бытия: "Шесть дней творения не означают собственно… такого продолжения времени, в которое бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворенных вначале неба и земли, потому что в таком случае дни творения не различествовали бы от дней Провидения, и не можно было бы сказать, что Бог окончил днем седьмым дело Свое и почил (Быт. 2, 2). Итак, дни творения показывают истинный порядок непосредственных действий творческой силы, совершившихся в определенное время."
# Добавлено: Пт Окт 01, 2010 11:08 am Заголовок сообщения:
..."Аналог миротворческому диалогу можно увидеть в диалоге христианской души и Бога. Любому христианину знакомо благодатное касание Господом его души. Господь нам что-то дает понять, что-то пережить, но после этого Он уходит, как бы говоря: "Теперь, человек, настала твоя пора трудиться, тебе сказано, что есть добро и что есть зло, и ты должен идти своими ногами."
Вот так же действует Промысл Божий в мире до человечества. Господь дает импульс при прорыве, появлении какой-то новой формы бытия Вселенной. Затем по творческой инерции, данной Богом, в течение следующего творческого дня та часть бытия, которой Он коснулся, развивается сама. Бог сказал: Воды да соберутся. Далее происходит это собирание вод. Как бы мы его ни понимали - пусть даже в самом буквальном смысле - это процесс, длящийся гораздо больше, чем момент первого Божия импульса, давшего начало этому процессу. В данном случае неважно, какой это отрезок времени - 24 часа или несколько миллионов лет. В любом случае пластическое оформление нашего мироздания происходит в ответ на повеление Творца."
# Добавлено: Сб Окт 02, 2010 11:14 am Заголовок сообщения:
Благодарю за ответ. Тем не менее, прошу обратить внимание на следующие моменты:
1. Кураев прямо противоречит разделению промысла и акта творения, от чего предостерегает свт. Филарет:"Шесть дней творения не означают собственно… такого продолжения времени, в которое бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворенных вначале неба и земли, потому что в таком случае дни творения не различествовали бы от дней Провидения, и не можно было бы сказать, что Бог окончил днем седьмым дело Свое и почил...". Странно, что диакон пишет некий либерально-теологический текст,противоречащий катехизису и мнению святых отцов (ниже более подробно) - кстати, обратите внимание , как мало поддерживающих цитат в подтверждение своей точки зрения у него приведено.
2. По разбору "антиэволюционности" православия:
Отсутствие смерти животных до грехопадения - принятая подавляющим большинством св. отцов точка зрения:
"Итак, отдал Бог Адаму весь этот мир, сотворенный Им в шесть дней (весь мир, а не часть)...как в начале, прежде вся тварь сотворена нетленною, а потом из нее взят и создан человек, так надлежит и опять прежде всей твари сделаться нетленною, а потом обновиться и стать нетленными и тленным телам людей, да будет снова весь человек нетленен и духовен и да обитает в нетленном духовном жилище." (преп.Симеон Новый Богослов. Слово 45 http://www.pagez.ru/lsn/simeon/45.php )
"...Текучая ныне тварь не создана первоначально тленною, но после подпала тлению, повинувшись суете, по Писанию, не волею, но нехотя, за повинувшаго ее, на уповании обновления подвергшегося тлению Адама (Рим. 8, 20). Обновивший Адама и освятивший обновил и тварь, но от тления еще не избавил их..." (Преп. Григорий Синаит, http://psylib.org.ua/books/dobrl05/txt12.htm )
"...растения не были подвержены ни тлению, ни болезням; и тление, и болезни, и самые плевелы явились после изменения земли вслед за падением человека, как должно заключать из слов Бога изгоняемому из рая Адаму: Терния и волчцы возрастит тебе земля (Быт. 3, 18). По сотворении на ней было одно прекрасное, одно благотворное, было одно приспособленное к бессмертной и блаженной жизни ее жителей. Перемены погоды не существовало: постоянно была она одинаковою - самою ясною и благорастворенною. Дождей не было: источник исходил из земли, и напаявал лицо ее (Быт. 2, 5, 6). Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт. 1, 30). Гнев Творца изменил землю.." (Свт. Игнатий Брянчанинов, http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=301 )
Цитат из святых отцов диакон Кураев в свою поддержку не приводит (оно и понятно ); зато есть пример передергивания (или лжи) - " Третий аргумент антиэволюционистов базируется на Быт. 2:30: "Вот, всем зверям земным дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так." В глазах антиэволюцинистов это означает, что до человеческого грехопадения в мире не могло быть хищников, а, значит, научные теории эволюции находятся в прямом противоречии с Библией.Но здесь главный вопрос вот в чем: когда именно и где прозвучали эти Божии слова?...Не являются ли эти слова Бога частью той Его речи уже в Эдеме, где Он повелевает вкушать от всякого древа и запрещает вкушать от древа познания? Если предположить, что это Божие установление относится только к околоэдемскому миру, то он перестает противоречить суждениям науки..."
- но позвольте, почему же он упускает Быт 1:1-31? Там же говорится (
"28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так")
о ВСЕЙ земле, о ВСЕХ животных - нет разделения на "Рай" и "не Рай".
# Добавлено: Ср Окт 06, 2010 9:59 am Заголовок сообщения:
Граждане, активнее!! Вопрос же архиважнецкий!
То ли все Писание богодухновенно и буквально (как выше у отцов), то ли написанное - древние иудейские сказки (а значит, и остальному верить нельзя)
Господь дает импульс при прорыве, появлении какой-то новой формы бытия Вселенной. Затем по творческой инерции, данной Богом, в течение следующего творческого дня та часть бытия, которой Он коснулся, развивается сама.
но как таковую эволюцию христианство не отрицает. это вообще не область религии, поэтому тут невозможно отрицать. мы знаем только, что Бог - Творец, создал материю, процесса творения досконально не знаем, как это происходило - секрет))
# Добавлено: Вс Ноя 07, 2010 2:45 am Заголовок сообщения:
Ну, если говорить о самом моменте перехода неживой материи в живую, о возникновении первых живых микроогранизмов, я готов протянуть руку дружбы и признать, что наука сего также достоверно не ведает, хотя и имеет гипотезы.
А во всём остальном я согласен с Дарвином и учебником биологии.
это вообще не область религии, поэтому тут невозможно отрицать.
не согласен. Этот вопрос был ребром опставлен в теме о природе зла (не помню точного названия). И синтез "Той повеле и сэволюционироваша" аля Кураев развалился как карточный домик. Дело в том, что Бог в Своем откровении говорит, что Он смерти не создавал. Смерть последствие грехопадения человека. При чем смертность и всех прочих живых организмов. Следовательно, до грехопадения дарвиновская эволюция не могла иметь места. Тут либо, либо, синтез невозможен.
Лично я придерживаюсь теории поэтапного творения.
# Добавлено: Чт Ноя 11, 2010 1:07 am Заголовок сообщения:
Бог создал все многообразие живого не сразу в один день - все растения, в один день - всех присмыкающихся, в один день животных одновременно. А как бы создал одноклеточное. Потом изменяя его ДНК создавал разные виды. Потом усложнил их до многоклеточных и т.д. Т.е. Бог все создавал поэтапно, постепенно, почти таким же образом, как это обычно изображается на древе эволюции. Но при этом ни смерть, ни естественный отбор места не имели.
Дело в том, что глагол "Сотворил" в книги Бытия - это еврейское слово "бара", означающее сделал из ничего - сотворил; в отличие от другого еврейского слова "асса", означающее созидать, образовывать, делать из наличного материала. Слово "бара" (сотворил из ничего) всего три раза употребляется при творении мира: 1) в начале - первый творческий акт, 2) при сотворении "души живой" - первых животных и 3) при сотворении человека. Таким образом, вначале Бог создал первые организмы, а остальные создавал путем изменения уже существующих.
Может я путано излагаюсь, но надеюсь вы меня поняли...
# Добавлено: Чт Ноя 11, 2010 1:46 am Заголовок сообщения:
Acid писал(а):
каким образом разделение "творения" и "промысла" - не область религии?
как происходило развитие материи - не область теологии, но область науки. К пример, нет теологии дела до того, как один вид кузнечика произошел от другого.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы