Далеко это народное сознание и от традиционно христианских представлений о покаянии и грехе, в том числе, грехе первородном. Ему достаточно чуждо представление о том, что мир лежит во зле.
Я бы тут же добавил - и слава Богу!
Кстати, статья написана всё-таки именно о великороссах и великорусской психологии, но данная, а также многие другие цитаты метко очерчивает и конфликт нашей, белорусской ментальности с церковной моралью.
Еще в прошлых веках этнографы отмечали, что "среднестатистический белорус" воспринял некоторые грани христианского учения как совершенно чуждые ему органически:
1. Белорусская ментальность так и не восприняла идею некой всевластно-всемогущей, довлеющей извне фигуры Господа, которому надо постоянно поклоняться, угождать и благодарить.
2. Белорус обращается за поддержкой к сверхъестественным силам только тогда, когда видит в том реальную необходимость. Непрестанные покаянные вопли и хвалебные речи в адрес божества воспринимаются им как неуместное излишество.
3. В сознании белоруса сохранилось практически полное отождествление мистического и космического - отсюда непонимание крайней аскезы, как и настороженное отношение к аскезе вообще ("дачка, еш мяса - а то душу зморыш!").
4. В своей этике белорус руководствуется не концептом искупления, а концептом воздаяния. В этой связи сюжет с разбойником, "на халяву" проникающим в рай, в глазах нашего народа - издевательский нонсенс.
В принципе, в статье все это также отчасти отражено - правда, повторюсь, со спецификой великорусской национальной психологии, которая при всех сходствах, всё же отличается от белорусской.
Что же касается выводов статьи:
Цитата:
Полагаю, что здесь есть два перспективных направления деятельности. Одно из них — это то, что называется политическим православием. Другое можно назвать православным освоением мирской сферы. Думаю, нам надо двигаться в сторону сочетания догматического, канонического и обрядового консерватизма с практическим, политическим и социальным модернизмом. Если Господь нам поможет, может быть, мы и придем к новому каппадокийскому синтезу церковности и культуры. Но это уже совсем другая история.
, то они вызывают скепсис.
Во-первых,
Цитата:
Одно из них — это то, что называется политическим православием.
Это похоже на то, что медленно-медленно, но происходит сейчас в России. Церковь становится частью государственной идеологии путино-медведевского (или чьего-то еще) Третьего Рима. В принципе, это логично и предсказуемо - у православия никогда и не было иного исторического опыта, как быть служанкой у кесарей (сначало византийских, затем московских). Но вряд ли у меня, как у белоруса, есть повод радоваться этому пути по накатанной дорожке. Тем более, что РПЦ, по сути, является по отношению к моей нации фактором иностранного идеологического влияния. говоря проще: "политическое православие" (с его псевдокосмополитизмом, за которым скрывается русское великодержавие) и белорусское национальное самосознание - вещи несовместимые.
Во-вторых,
Цитата:
Думаю, нам надо двигаться в сторону сочетания догматического, канонического и обрядового консерватизма с практическим, политическим и социальным модернизмом.
Здесь возникает простой комплекс вопросов: 1)зачем это нужно? 2) кому это нужно? 3) способна ли эта идея более-менее широкие слои общества? 4) к чему эта "модернизация" приведет.
В принципе, если отвечать на эти вопросы подробно и расширенно, то получится отдельное эссе (может быть, когда-нибудь и на это Бог сподобит). Пока же отвечу на все кратко.
Если этот сценарий "православного социального консервативного модернизма" применять к Беларуси, то мы будем иметь полный раскол нации по конфессиональному признаку плюс бесповоротную политическую ангажированность в сторону восточного соседа.
Посему, разрешите дать свой рецепт-пожелание. Господа, оставьте в покое "народное православие". Вера народа - такая, как она есть, и вы, даст Бог, еще скажете вашим предкам, современникам и потомкам спасибо за то, что их "духовная инертность" и привызанность к Матери-Земле не позволила осуществить очередной политико-инквизиторский эксперимент.
Почему наша Церковь пока не стала духовным лидером русского народа?
В принципе ничего нового автор в статье не написал.
Но данная статья дает толчек к размышлению о практических действиях. Что же делать???
Увидела я в статье 3 категории проблемных людей в православии
1. Полуправославные. Главный вопрос что с ними делать и как им евангелие донести, когда они уверенны, что они с Богом и их ни чему учить не надо.
2. Злобные, сумашедшие воцерковленные, глубокие невротики и/или психопаты, имеющие серьезные трудности с социальной адаптацией. Тут мне видится главный вопрос, как не допустить, чтобы человек, опустился до такого состояние. Он ведь изначально не был таким?
3. Оборотни в рясах
Ррасскажу еще один пример, который мне рассказал папа вчера(он называет себя аттеистом-православным, т.е человеком, который пока все не поймет и не изучин не может конкретно сказать к какой группе относится). Его друг на днях рассказывал, как он исповедывался в церкви перед причастием, всех подробностей не знаю, но изложу суть. Подошел к священнику и тот его спрашивает:
- Жене изменял?
- Изменял
- Дальше будешь изменять?
- Буду
- Отпускаются грехи ...бла-бла, дальше по тексту
Не вижу никакого выхода, кроме как отслеживать такие моменты и проводить беседы с ними, либо же сделать крупномасштабную чистку.
Потому что очень взаимосвязаны обе категории №1 и №3. У них так называемый "танец идолов" - обеим сторонам хорошо, зачем тогда париться и напрягаться...
И вот объединение усилий "настоящих" православных и "настоящих" "священников" может что-то дать, хотя они и в меньшинстве
Последний раз редактировалось: bolgarka (Ср Авг 11, 2010 7:51 pm), всего редактировалось 1 раз
опять же - это статья - свободное видение Милитарева, он так сказать полит-православный умеренно либеральных взглядов.
не со всем я там согласен. например с приглашениями к политике
Вольдемар - ты кахда себе жж заведешь? сам бы с автором и пообщался в комментах - он разговорчивый такой дядька )
Тоже не совсем согласен в статье,в частности с описанием "нормальных" православных.А вот позиция Вольдемара откровенно разочаровала:опять стандарты-русские зло,остальные борцы за свободу.Банальщина,штампы,пропаганда.
# Добавлено: Чт Авг 12, 2010 2:30 am Заголовок сообщения:
Отличная статья.
AndreyZ писал(а):
Тоже не совсем согласен в статье,в частности с описанием "нормальных" православных
В чем не согласен? По моему все соответствует действительности.
AndreyZ писал(а):
А вот позиция Вольдемара откровенно разочаровала:опять стандарты-русские зло,остальные борцы за свободу.Банальщина,штампы,пропаганда.
Вот с этим солидарен. Я так понял Вольдемару прозападная политика ближе. но несмотря на то что АГЛ переругался с российским руководством и выдает это как мнение народа, ничего не изменилось. Наш народ видит свое будущее только вместе с Россией и никак иначе. Так что он в меньшинстве.
Наша "независимость" выливается в то что от нас в мире ничего не зависит, а это не есть хорошо.
# Добавлено: Чт Авг 12, 2010 10:13 am Заголовок сообщения:
Ervis писал(а):
AndreyZ писал(а):
А вот позиция Вольдемара откровенно разочаровала:опять стандарты-русские зло,остальные борцы за свободу.Банальщина,штампы,пропаганда.
Вот с этим солидарен. Я так понял Вольдемару прозападная политика ближе. .
То есть либо промосковский, либо прозападный? А вам не кажется, что такое мышление и есть "штампы и банальщина"?
Вот например это - шистой воды штамп, почему-то приписываемый мне
Цитата:
опять стандарты-русские зло,остальные борцы за свободу.
Я ничего подобного не говорил. Русские - не зло, а сильная нация со своей судьбой. Но национальные интересы русских - это национальные интересы русских, а национальные интересы белорусов - это национальные интересы белорусов. И если человек, защищающий интрес своей нации, автоматически превращается в ваших глазах во "врага русских" и "прозападника" - то его ли в том вина?..
Цитата:
Наш народ видит свое будущее только вместе с Россией и никак иначе.
Это миф. Слава Богу, сегодня лишь незначительная часть белорусов согласна на то, чтобы их страна превратилась в русскую губернию.
# Добавлено: Чт Авг 12, 2010 11:14 am Заголовок сообщения:
her_Woldemaar писал(а):
Но национальные интересы русских - это национальные интересы русских, а национальные интересы белорусов - это национальные интересы белорусов.
Только супер "умный" мог додуматься посориться с богатым братом чтобы потом в гордом одиночестве вкалывать за гроши. В то время как брат легко мог поделиться своим богатством всего лишь за политическую братскую поддержку.
Вот это наш национальный интерес , а не амбиции одного чела за которого должна отдуваться вся республика. И замечательным положительным примером отношений с братским русским народом нам служит наша Церковь во главе с московским патриархом.
# Добавлено: Чт Авг 12, 2010 11:42 am Заголовок сообщения:
Ervis писал(а):
her_Woldemaar писал(а):
Но национальные интересы русских - это национальные интересы русских, а национальные интересы белорусов - это национальные интересы белорусов.
Только супер "умный" мог додуматься посориться с богатым братом чтобы потом в гордом одиночестве вкалывать за гроши. В то время как брат легко мог поделиться своим богатством всего лишь за политическую братскую поддержку.
.
Вообще-то, про это мы уже с тобой подробно поговорили в другой теме.
Вообще-то, про это мы уже с тобой подробно поговорили в другой теме.
Ну да.
her_Woldemaar писал(а):
Это миф. Слава Богу, сегодня лишь незначительная часть белорусов согласна на то, чтобы их страна превратилась в русскую губернию.
А я вот очень хочу жить в великой стране больших возможностей чтобы поехал на юг на море отдыхать или на север в паломничество и при этом не выезжая за границу. А в паспорте чтоб было: Росийская Федерация, Республика Беларусь, г.Гомель. Мечты мечты где ваша сладость?
В чем не согласен? По моему все соответствует действительности.
Я не раз встречал людей,соответствующих данным требованиям и несущих при этом жуткую ересь,а то и вытворяющих немало.Это не критерии.
Цитата:
Я ничего подобного не говорил. Русские - не зло,
Цитата:
частью государственной идеологии путино-медведевского (или чьего-то еще) Третьего Рима
Тоесть русские снова пытаються всех поработить,так я это понимаю.Ведь Рим распространял своё влияние на весь мир.Незнаю,кто вам это внушил,на самом деле ничего подобного не происходит.Россия просто пыаеться восстановить солидраность со своими соседями-братьями славянами.Потому что вместе мы сила,а по отдельности нас сожрут.Ладно это оффтоп.Замнём.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы