«Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». (Мф.15.22-28, см. так же Мк.7.25-30)
Очень не простое место Писания! Я, как всегда, буду краток… )
С одной стороны, Евангелие предназначалось для всех народов (Мф. 28.19), но с другой стороны в его проповеди должна была соблюдаться определенная последовательность – о чем и говорят некоторые места Писания: сначала иудеи, а потом все остальные (Рим.1.16).
Христос в своей проповеди учитывал два очень важных фактора: во-первых, это ненависть евреев к гоям, а во-вторых, ненависть гоев к евреям. Преодоление этой обоюдной ненависти – процесс постепенный. Должно было что-то измениться как с евреями, так и с гоями. Что касается первых, то, увы, как выяснилось это ожесточение «до времени», что касается вторых, то это «смягчение» и обращение от путей неправды (см. об этом http://serge-le.livejournal.com/98349.html?nc=46)
Спаситель говорил ученикам, отправляя их на «практику», чтобы они на путь язычников и самарян не ходили (Мф.10.5). У св.Иоанна Златоуста, бл.Феофилакта и других много рассуждений о том, почему оно так, ведь Сам Иисус идет к ним. Ответ дается в том смысле, что Спаситель отправился в пределы Тирские и Сидонские не для проповеди, а чтобы «скрыться» от неблагодарных соплеменников, отдохнуть и уединиться. Однако Божественный Покой – это тоже творчество, и он служит обращением для язычников, и вразумлением евреям. Поэтому бл. Иероним и говорит, что Христос, оставив порицавших Его фарисеев, отправился туда для того, чтоб «исцелить также тирян и сидонян. А женщина хананеянка выходит из прежних пределов, чтобы усиленными воплями получить исцеление для дочери».
Из этих толкований ясно, что Спаситель, вопреки распространенному мнению, все же, покидал границы Палестины и, хотя и немного, находился в языческой стране.
В тексте речь идет о хананеянке – язычнице, представительнице одного их тех народов, которые евреи особенно ненавидели и считали своим неисполненным долгом полностью уничтожить. В предании она известна под именем Юсты, а дочь ее — Вероники.
Обратите внимание, женщина непричастная ветхозаветных мессианских чаяний и ненаученная законом Моисея, исповедует Христа Господом и Сыном Давидовым и поклоняется ему, как Богу: Она просит у Христа не просто выздоровления, но – помилования! Она буквально следует по пятам за Христом и Его учениками и даже врывается в дом, где Он остановился.
Однако Он преднамеренно делает вид, что не замечает вопиющей.
«И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами».
На первый взгляд может показаться, что женщина всех достала своими причитаниями и поэтому, даже несмотря на расовую вражду, ученики просят выполнить ее желание – чтоб она просто отвязалась и оставила их в покое, а Христос, якобы, не хочет этого делать. Но это не так!!! В греч. слове “отпусти” απόλυσον не выражается того, что ученики просили Христа удовлетворить просьбу женщины. Скорее, апостолы наоборот требовали, чтоб бы Он отправил, т.е. ПРОГНАЛ женщину – они еще достаточно долго будут иудеями, разделяющими стереотипы своих соплеменников. Ведь Откровение – это, якобы, их собственность. Мессия – это их «собтвенный» израильский мессия, их «ноу хау» и «супер-оружие», обеспечивающее им власть над народами. Хананеянка для них – «собака», и, если исходить из того, что некоторые настроения, представленные в Талмуде, были актуальны уже в то время, то – и не человек вовсе. Это отношение к себе со стороны учеников женщина не могла не заметить. Не мог это отношение не заметить и Христос.
Но Он, выдержав паузу, как говорит Эразм, ех publico judaeorum affectu, аллюзией на распространенное еврейское крылатое выражение или образ мыслей, остроумно и с экивоком в сторону апостолов произносит: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Т.е., извиняй, женщина, но они лучше Меня знают, что, кому и когда Мне делать или не делать – ну, они ж просто нереально круты!
Хлеб, дети, псы…. «Господь говорил так применительно к образу в воззрении иудеев на язычников, желая обнаружить всю веру этой женщины перед Своими Апостолами им же в назидание» (архиеп. Аверкий (Таушев).
Бл. Феофилакт считает, что Христос преднамеренно тянет – чтоб апостолы сами сжалились над несчастной, прочувствовав на практике весь абсурд и пагубность фарисейской теории. Господь хочет спасти не только хананаейскую дочь, но и… самих апостолов. «Фарисейская закваска» - еще те бесы!
Женщина не поддается на провокацию учеников - она их, в общем-то, и не особо замечает, ведь она пришла ко Христу, а не кним. Дочь Ханаана не без остроумия отвечает: «И псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Иероним даже наблюдательно подмечает: что женщина еще усугубляет сама атрибутированное ей оскорбление: в своем ответе она сравнивает себя даже не с псами, а с щенками (catulis, catellis). Она «сдала тест», сумев пробиться к Мессии сквозь этнические предрассудки (свои и чужие) и унижения и выразить свою веру. Как говорится, кто хочет, тот ищет возможности, а кто не хочет – отговорки. А она очень хотела, и знала, чего именно.
Я при случае стараюсь напоминать об этом евангельском отрывке тем, кто пытается оправдывать свое нежелание ходить в храмы злыми бабками, жадными священниками и еще какими-то ужасами, с которыми только Гаагский трибунал разобраться сможет… Так вот. Если у хананеянки получилось пробиться ко Христу, то и у них все получится – главное на самом деле захотеть. Хананеянка – она тоже ведь могла красиво обидеться и уйти туда, где бы ее, улыбаясь, погладили по головке, подарили бы сникерс и красивую книжку! А смысл? Кому назло??
Если ты знаешь, что именно тебе нужно и притом нужно на самом деле, то это значит, что у тебя уже просто нет выбора…
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 6:42 pm Заголовок сообщения:
Конечно Иисус ей помог. С этим глупо спорить. Для меня очень важно то, что помог он ей как псу, собирающему крохи у стола господ. Это очень не хорошо, на мой взгляд. Разве нет?
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 7:17 pm Заголовок сообщения:
Ervis
Может быть. Не знаю.
Но в том, что ни к какому человеку нельзя относиться как к псу, я убеждён.
Только не надо говорить, что все мы любим и подкармливаем собак.
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 7:25 pm Заголовок сообщения:
rug_arkonskiy писал(а):
Для меня очень важно то, что помог он ей как псу, собирающему крохи у стола господ. Это очень не хорошо, на мой взгляд. Разве нет?
Для меня например очень важно то, что Господь говорит эти слова ей при апостолах, которые как обычные представители своего народа были убеждены в Богоизбранности иудеев. Этот разговор был уроком в первую очередь для них. Такими словами, отлагая Свою помощь, Христос показал апостолам всю жестокость принебрежения другими народами, показал достоинство веры и возможность смирения пред Богом у других народов.
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 7:32 pm Заголовок сообщения:
rug_arkonskiy писал(а):
Только не надо говорить, что все мы любим и подкармливаем собак.
"Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час"
Разве Иисус назвал ее псом? Нет "женщина". А про псов - это была проверка на смирение. Женщина оказалась мудрой - смирилась и получила исцеление дочери. Он же ей помог не так ли? Или лучше бы было если б Иисус ей ответил и желательно в письменной форме : "Моногоуважаемая гражданка Н. Вашу просьбу сейчас исполнить мы не имеем возможности, попробуйте обратиться в местную инстанцию. С уважением. Администрация."
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 7:45 pm Заголовок сообщения:
Ervis
Цитата:
Разве Иисус назвал ее псом?
Нет, конечно. В этом не было смысла. Она сама сравнила себя с псом и Иисусу этого было достаточно. И тогда он ей помог. Я знаю людей, которым нравится, когда зависящие от них люди, проявив мудрость, смиряются, принимают унижение и получают от них какое-либо благо. Как Вы относитесь к таким людям?
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 8:02 pm Заголовок сообщения:
rug_arkonskiy писал(а):
Я знаю людей, которым нравится, когда зависящие от них люди, проявив мудрость, смиряются, принимают унижение и получают от них какое-либо благо. Как Вы относитесь к таким людям?
Хорошо отношусь. Видимо очень мудрые и добрые люди. Первые не мстят, а дают благо. Вторые мудро принимают свое место в обществе.
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 8:04 pm Заголовок сообщения:
rug_arkonskiy писал(а):
Я знаю людей, которым нравится, когда зависящие от них люди, проявив мудрость, смиряются, принимают унижение и получают от них какое-либо благо. Как Вы относитесь к таким людям?
Неудачное сравнение. С таким же успехом можно сказать что хирург делает операцию потому что он получает удовольствие когда режет людей, видит их боль и страдания.
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 8:49 pm Заголовок сообщения:
Ervis
Ещё раз возьмите цитату из моего комментария и сравните с поступками Иисуса, сравните последовательность действий и смысл слов Иисуса и Хананеянки - всё совпадает. Так что на счёт неудачного сравнения Вы не правы.
А вот сравнение с хирургом действительно не удачно и, Вы уж извините, довольно примитивно и не совсем зрело.
В идеале хирург делает операцию чтобы избавить больного от страданий, он молодец. В идеале. Но если, соотнося пример с вышеуказанной ситуацией, хирург избавляет больного от страданий после того как унизит больного, а больной мудро примет это унижение и смирится с ним, то назвать хирурга молодцом довольно трудно. Он сделал благо, но быть ему благодарным после этого затруднительно.
Так как Вы относитесь к таким людям?
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 9:09 pm Заголовок сообщения:
Простите, что я все время вмешиваюсь в ваш разговор с Эрвисом, но слова
rug_arkonskiy писал(а):
примитивно и не совсем зрело
в той же степени можно отнести и к вашим заявлениям, и к моим, например.
rug_arkonskiy писал(а):
Но если, соотнося пример с вышеуказанной ситуацией, хирург избавляет больного от страданий после того как унизит больного, а больной мудро примет это унижение и смирится с ним, то назвать хирурга молодцом довольно трудно. Он сделал благо, но быть ему благодарным после этого затруднительно.
Вот, например, эта история абсолютно жизненная. Больные до последнего занимаются самолечением и не хотят признавать свое бессилие перед болезнью. Доктора в этом случае им не указ. Хирурги именно поэтому особо не сюсюкаются с больными, сразу ставят их на место (что равно глаголу унижают в вашем контексте). Поэтому хирурга можно назвать молодцом только потому, что он выбирает оправданный в этом случае психологический подход. Больной же будет молодцом если сразу же признает себя больным и нуждающимся в помощи хирурга (т.е. по-вашему примет это унижение).
Разве вы не согласны?
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 9:17 pm Заголовок сообщения:
Spartak
Цитата:
в той же степени можно отнести и к вашим заявлениям, и к моим, например.
Согласен. Снимается. Постараюсь воздержаться от подобных оценок.
Цитата:
Вот, например, эта история абсолютно жизненная.
С удовольствием бы обсудил эту ситуацию, но только после обсуждения основного вопроса. В таких обсуждениях легко уйти в сторону. Не обижайтесь. Тема вопроса представляет для меня большой интерес.
# Добавлено: Ср Сен 01, 2010 10:18 pm Заголовок сообщения:
rug_arkonskiy писал(а):
С удовольствием бы обсудил эту ситуацию, но только после обсуждения основного вопроса. В таких обсуждениях легко уйти в сторону. Не обижайтесь. Тема вопроса представляет для меня большой интерес.
rug_arkonskiy я потому съерничал про права человека что дело происходило в другую эпоху и видимо необходимо было продемонстрировать ученикам их неправильное отношение к другим народам "псам". Вы путаете унижение со смирением. Унижением было бы если б Иисус в конце посмеялся вместе с учениками и пошел дальше. Но он продемонстрировал им что "псы" могут иметь гораздо больше добродетелей чем "дети Авраама". Это же он указал в притче о добром самарянине.
Кроме того "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет.5:5)" так что ничего страшного что этой женщине пришлось проявить смирение прежде чем получить исцеление дочери. Если уж так рассуждать то унижением является когда православные христиане становяться на колени в храме и (о ужас!) моляться Богу вместо того чтобы развалиться в кресле и требовать.
# Добавлено: Чт Сен 02, 2010 12:33 pm Заголовок сообщения:
Ervis писал(а):
Вы путаете унижение со смирением.
Может и не путает. Просто многие сейчас придают слову унижение исключительно негативный оттенок. При ближайшем рассмотрении слово унизить вполне может быть синонимом слова смирить. Особенно если унижающий другого человека имеет благие намерения относительно его.
rug_arkonskiy писал(а):
В таких обсуждениях легко уйти в сторону. Не обижайтесь. Тема вопроса представляет для меня большой интерес.
Согласен. Чтобы избежать этого еще раз вернемся к первому вашему замечанию.
rug_arkonskiy писал(а):
Для меня очень важно то, что помог он ей как псу, собирающему крохи у стола господ. Это очень не хорошо, на мой взгляд.
Неправдой будет сказать, что Он помог ей как псу, т.к. об этом в тексте не сказано. Это исстекает только из вашего умозаключения, которое, в данном случае, нельзя признать истинным. Согласитесь ли?
Скорее всего, вас смущает использование сравнительной аналогии господа-псы в отношении иудеев и самарян соответственно. Если вы в данном случае станете на точку зрения тогдашних иудеев (в их понимании - на точку зрения Бога), то сравнение будет очень даже справедливым. Израиль ведь Богоизбранный народ, и это воспринималось тогда именно как господа-псы, а не как, например, жертвенный телец в стаде или избранный среди равных господ.
Следующий момент: сравнение твоего народа со псами уязвляет самолюбие. С этим можно согласиться лишь с оговоркой, что такое сравнение уязвляет именно больное самолюбие, но никак не здоровое, которому учит Христос своей жизнью.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы