Spartak писал(а):
маугли вроде бы заговорил в конце истории. Выходит, это возможно, но труднее.
Вы о каком Маугли? И я, и Atersol говорим здесь о реальных случаях так называемых детей-маугли, воспитанных зверями. (Цитата от Atersol:
Ан фиг - дети маугли уже НЕ люди. И после 6 лет в обществе животных людьми уже не станут никогда.) Обучение языку и человеческим формам поведения таких людей оказывалось частично успешным, если в раннем детстве у них был некоторый период социализации в человеческой среде. История Киплинга о Маугли или Берроуза о Тарзане являются фантастичными, но в принципе, проявляют латентные представления общества того времени о природе человека как существа, обладающего прирожденным саморазвивающимся разумом.
Spartak писал(а):
Душа человеческая способна деградировать. И действительно, может так статься, что душа остается в "капсуле", теряя возможность проявлять себя в мире. Такое может случится и в стае, и в социуме (алкоголизм, беснование). Получается, довод для атеистов слабенький - душа была, но "ушла"
В целом ваша позиция понятна. Религия может себе позволить рассуждать о закапсулированной душе, как в классическом примере из "ДМБ" (- Ты кролика видишь? -Нет. - И я тоже. А ОН ЕСТЬ.)
Наука может интерпретировать только опытные данные, говорить об наблюдаемых внешне проявлениях психической жизни или анализировать данные, полученные путем интроспекции. Получение последних в случае детей-маугли невозможно. А наблюдение показывает, что ребенок в среде животных определенно "развивается", т.е. адекватно обучается у своих воспитателей: он не просто пренимает звуки (как попугай или пересмешник) или копирует жесты, а адекватно их использует для коммуникации внутри животного сообщества (например, чтобы предупредить об опасности или выразить свое расположение к "ближнему"), усваивает целостные паттерны поведения (например, "охотничьи" стратегии данного вида). Т.е. можно сказать, что ребенок-маугли живет полноценной жизнью внутри данной ему среды и активно проявляет себя как организованную слаженную цельную индивидуальность, но это индивидуальность не человека, а животного. Поэтому в рамках социальных наук по отношению к психике человека более предпочитают использовать термин "формирование", а не "развитие". Сами понимаете, что говорить о деградации или регрессе младенца к животному в этом случае невозможно (в отличие от случаев алкоголика или "бесноватого", представляющих собой явный пример разрушения сформированной психической целостности). Я не утверждаю, что подобное понимание природы человека правильно, но оно вполне логично, понятно и эмпирически достоверно. Предположение о закопсулированности души (блокировке высших духовных проявлений) кажется здесь неким избыточным интеллектуальным ухищрением, необходимым для того, чтобы свести желаемое к действительному. С другой стороны, можно предположить, что приобщение человека-маугли к церковным таинствам давало бы возможность как-то проявиться в нем благодатному разуму и, может быть, наблюдаемо изменило бы его поведение. Вот это было бы любопытно.
Spartak писал(а):
Вывод такой: понятие человек - это человеческая душа в человеческом теле (понятие цельное). Психо-социальный аспект + Биологический аспект. Нет чего-то одного - нет человека. Как вы считаете, Marina80, так ли это?
В социальных науках и религии - разные понятия о целостности человека. Для религиозной антропологии наличие социального аспекта необязательно для восприятия цельности человека: это "человеческая душа в человеческом теле". В социальных науках добавляется третий (социальный) аспект. Без него "человеческая душа (=психика) в человеческом теле" остается только потенцией человека. Как оно на самом деле, не знаю. Потому и пробую разобраться, в меру своих возможностей.