25 ноября – Введение. Необходимость и практическая значимость христианской антропологии. Общий обзор курса (+ прием заявок на индивидуальное библиографическое консультирование).
2 декабря – Святоотеческое учение о теле, поле и семье. Тело как храм Св. Духа. Семья как малая церковь. Половая идентификация как типикон пути человека к Богу. Девственность, безбрачие, монашество.
9 декабря – Критика современных представлений о теле, поле и семье. Современный кризис семьи, сексуализация и эротизация пола и тела. Типы взаимоотношения полов. Женщины в христианстве.
16 декабря – Сотворение человека по образу Божию. Основные черты образа Божия: разумность, словесность, духовность, свобода, владычество, бессмертие, творчество. Человек как помощник, сотворец Бога.
23 декабря – Православное учение о личности: Божественной и человеческой. Неправильность психологического и обыденного понимания личности. Практические и педагогические выводы.
30 декабря – Православное учение о сердце и психолого-педагогические выводы из него. Сердце как глубинная середина человека и источник всего: плохого и хорошего. Очищение сердца. Чистое сердце как престол Божий.
Как-то режет уши словосочетание православная антропология.
Православная - правильно славящая Бога, так вроде
Это веру или Церковь можно назвать православной, наверное
Первоначально курс назывался "Христианская антропология в практическом изложении". Но свои же, православные коллеги (педагоги и психологи) заявили, что слово "христианская" слишком широкое и они хотели бы "конфессиональной определенности", раз все мы православные. Я счел это вполне разумным, тем более, если бы курс назывался христианской антропологией, значит пришлось бы останавливаться на антропологии и католической, и протестантской - что не входит в задачи курса.
Кстати, насколько мне известно словосочетание "православная антропология" по тем же причинам использовалась прот. Василием Зеньковским еще в середине прошлого века.
Его работа:
Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997, с. 431-466 (переизд.: Вестник РСХД. № 153, 1989, с. 5-20; № 154, 1989, с. 67-91; Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Сборник. М., 1991, с. 115-148).
(читал в бумаге, может быть, она есть и в интернете)
А теперь это словосочетание широко использует о. Андрей Лоргус:
Лоргус Андрей свящ. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. – М.: Граф-пресс, 2003. -- Здесь есть текст в интернете
Как считаю я сам, конечно, должно быть разумное ограничение в использование слова "православное", чтобы мы не скатывались до "православного меда" или "православного сала". Но, как мне кажется, вполне допустимо использовать это слово там, где речь идет о соприкосновении церкви с миром и где людям нужно дать четкий ориентир. С это точки зрения правомочны самые различные словосочетания: "православные выставки", "православные издания", "православные форумы" и т. д., и конечно же, "православная антропология", как именно православное учение о человеке - поскольку сейчас есть очень много других учений, которые вбивают в нас через образование, СМИ и т. д.
Такие вот дела: "Просьба зрителям в пианиста не стрелять - он играет, как может".
Спасибо, что подняли очень важную и интересную тему!
Вот хорошо было бы, если бы нашлись еще заинтересованные в этой проблематике! Может быть, ее можно было бы сделать и отдельной темой.
Пока же в качестве затравки к обсуждению и своего личного мнения выскажу несколько мыслей:
-- Такое впечатление, что любое религиозное, философское, психологическое направление имеет свое учение о человеке (явно прописанное, или имплицитное).
-- Учение о человеке любого направления связано со всеми другими его частями. При этом, оно и вляет на них, и, наоборот, само подвержено внешнему влиянию.
-- Таким образом, если сказать общо, православное учение о человеке отличается от католического и протестантского в такой же степени, в какой они разнятся в своем вероучении, богословских положениях и конкретных церковных практиках.
-- Есть несколько православных работ, посвященных разбору таких различий, в частности:
Григоревский М. С. Значение благодати Божией, веры и добрых дел человека для оправданий его перед Богом, по римско-католическому учению // Христианское чтение. 1906, № 8, с. 254-284; № 9, с. 414-424; № 10, с. 555-569.
Светлов П. /Я./ свящ. Недостатки западного богословия в учении об искуплении и необходимость при объяснениях этого догмата держаться святоотеческого учения // Богословский вестник. 1894, № 1, с. 60-76.
Сергий /Страгородский/ архим. Разбор инославных учений об оправдании // Богословский вестник. 1895, № 4, с. 1-26 (2-я пагин.); № 6, с. 346-364 (3-я пагин.); № 8, с. 141-156 (2-я пагин.).
Эти работы можно посмотреть на сайте
Христианская антропология и психология
.
(могу делать ошибки в тексте сообщения - такой мелкий шрифт, что трудно читать)
.
Наверное, чем-то отличается.
Вот о посмертной участи у нас по разному. Православные верят в мытарства, католики - в чистилище
От протестантов ещё сильнее отличаемся
-- католическое учение о чистилище критикуется и не принимается в православии.
-- протестанские учения о предопределении, о спасении только верой и т. д. не принимаются ни в православии, ни в католицизме;
-- и протестанты, и католики критически относятся к православному учению о мытарствах (хотя оно описано у дренехристианских авторов).
-- православное учение о личности-ипостаси до сих пор не понимается ни в католицизме, ни в протестантизме.
-- учение о страстях имеет некоторые различия в католицизме и православии (при многих точках соприкосновения), но практически не используется к протестантизме.
(Привел, что первым пришло в голову, этим, коннечно же, дело не ограничивается)
В интернете где-то была статья, посвященная именно антропологическим различиям католицизма, православия и протестантизма - ищущий да обрящет!
# Добавлено: Пн Ноя 25, 2013 1:21 am Заголовок сообщения:
zenko писал(а):
Спасибо, что подняли очень важную и интересную тему!
Вот хорошо было бы, если бы нашлись еще заинтересованные в этой проблематике! Может быть, ее можно было бы сделать и отдельной темой.
Тема меня очень интересует. Вы, насколько я поняла, автор курса? К сожалению, нет возможности поприсутствовать на ваших лекциях. Но если вы согласны обсуждать вопросы православной антропологии здесь, буду рада. Я уже пыталась поднять данную тему на форуме, в интерсующем меня ключе. Правда, моей проблематикой никто не проникся. Может, ознакомитесь по возможности, буду очень рада комментариям от профессионала.
http://dubus.by/modules/phpBB2/viewtopic.php?t=14099
К сожалению, литературы по православной антропологии пока не читала. Во недавно узнала про Лоргуса, заинтересовалась, но пока руки до его трудов не дошли.
# Добавлено: Сб Ноя 30, 2013 12:14 am Заголовок сообщения:
Спасибо за солидный список литературы. Как минимум на пару лет осмысления хватит. Я подразумевала, что не читала специализированной литературы по православной антропологии, но ведь вся христианская духовная литература так или иначе крутится вокруг этой темы. А какие конкретно вопросы или проблемы по данной теме вас интересуют, что вы исследуете?
.
Начинал я с тех тем христианской антропологии, которые ближе психологии - поскольку занимался психологией религии.
Потом перешел на общие вопросы христианской антропологии - поскольку и в самом деле, многие, если не все христианские темы связаны с учением о человеке.
Результатом этих занятий явились публикации нескольких книг:
# Добавлено: Пт Мар 28, 2014 2:01 pm Заголовок сообщения:
Продолжается авторский курс
ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ИЗЛОЖЕНИИ
По понедельникам в 19.00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Роменская, д. 12 (при храме митр. Московского Петра; ст. метро "Обводный канал"; внимание: станция метро "Лиговский пр." закрыта на ремонт!).
Вход свободный.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУРСА:
– опора на библейскую антропологию (в ее толковании св. отцами);
– строгое следование святоотеческой традиции, с привлечением дореволюционного и современного православного богословия;
– аргументированная критика современных стереотипов в восприятии христианской антропологии и психологии;
– практическая направленность: курс будет полезен как родителям и педагогам, так и всем интересующимся христианской антропологией;
В рамках курса проводится индивидуальное библиографическое консультирование слушателей по любой из тем христианской антропологии и психологии (в течение всего курса).
-------------------------------
БЛИЖАЙШИЕ ЛЕКЦИИ (март 2014):
3 марта – Ум, разум, рассудок, слово. Святоотеческие определения понятий и практические рекомендации.
10 марта – Воля, свобода воли, желания. Безволие и самоволие. Очищение и лечение воли. Послушание. Критика учений о судьбе, предопределении, карме.
24 марта – Органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и др. Святоотеческое учение о хранении органов чувств. Религия слуха: рок-н-ролл. Манипуляция через зрение и слух: телевидение и реклама.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы