Marina80
ПОСЛѢДОВАНІЕ ВЪ НЕДѢЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВІЯ:
Помышляющимъ, яко Православнiи Государи возводятся на Престолы не по особливому о Нихъ Божiю Благоволенiю, и при Помазанiи Дарованiя Святаго Духа къ прохожденiю великаго сего Званiя въ Нихъ не изливаются; и тако дерзающимъ противу Ихъ на бунтъ и измѣну - анафема! анафема! анафема!
Так ведь и восстание, скорее всего, закончится гибелью восставших.
А побег может и удачным оказаться.
Наверное, если уж рабы решаются на такое, то жизнь у них нестерпима и казнь их не сильно огорчит.
Кто умрёт, тот отдохнёт от трудов своих, говорил царь Соломон.
К сожалению неизвестно, удасться ли отдохнуть на том свете. Вдруг окажется, что восстание было неугодно Богу? Тогда есть серьезный риск, что мучения не закончатся с казнью.
Добавлено спустя 34 минуты 56 секунд:
Не знаю, мне кажется ситуация борьбы за свободу остаточно ясной. Для христиан целью жизни должно быть спасение души, а всякие гражданские свободы - дело второстепенное. Церковь однозначно благославляет ненасильственное сопротивление греху и смирение в тех случаях, когда эти ненасильственные действия невозможны. А это означает, что гладиаторы-христиане в идеале не должны сражаться на арене ни с кем и без сопротивления принять мученическую смерть. И это, кстати, наверняка приведет к обращению некоторых зрителей к вере. То же самое касается и домашних рабов: если рабы-христиане видят, что над рабами производится явное и несправедливое насилие, то он в идеале они могли бы продумать свяческие ненасильственные методы сопротивления в их локальном коллективе, вплоть до бойкота своих обязанностей, и при этом, конечно, быть готовыми пострадать за свои убеждения вплоть до смерти. Если же христиане не чувствуют себя способными на "идеальные" действия, то они могут применять и иные меры, это не значит, что они будут осуждены церковью, просто христианин должен понимать, что ему придется отвечать перед Богом за свои поступки и исходить из этого.
Добавлено спустя 3 минуты 54 секунды:
Eugeniy писал(а):
ПОСЛѢДОВАНІЕ ВЪ НЕДѢЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВІЯ:
Помышляющимъ, яко Православнiи Государи возводятся на Престолы не по особливому о Нихъ Божiю Благоволенiю, и при Помазанiи Дарованiя Святаго Духа къ прохожденiю великаго сего Званiя въ Нихъ не изливаются; и тако дерзающимъ противу Ихъ на бунтъ и измѣну - анафема! анафема! анафема!
Хорошо, с православными государями достаточно ясно. Хотя при одной оговорке: не обязан христианин подчиняться даже и православным (формально) властям, если эти власти по каким-то причинам склоняют его ко греху или ереси. Ну а что делать с "неверными" властями?
Мне очень нравится то, как плебеи в Риме боролись за свои права. Или давайте нам права, или воюйте и работайте сами и уходили на соседний с Римом холм и сидели, ждали решения сената. Но такими методами у них ушло 200 лет. Да и результаты сомнительные.
Или давайте нам права, или воюйте и работайте сами и уходили на соседний с Римом холм и сидели, ждали решения сената. Но такими методами у них ушло 200 лет. Да и результаты сомнительные.
Такого я не читала. Я знаю, что Индия избавилась от английского господства в том числе и методами ненасильственного сопротивления. Но индийцам при таком сопротивлении напрямую смерть не грозила.
В случае же с Римом, кроме подобного сопротивления, нужно еще было, чтобы была разработана и внедрена успешная экономическая программа, которая позволяла бы римскому государству успешно функционировать без использования рабской силы.
гладиаторы-христиане в идеале не должны сражаться на арене ни с кем и без сопротивления принять мученическую смерть.
Вспомнилось, из жития великомученика Димитрия Солунского:
Цитата:
"Император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан"
В какой-то из своих работ св. Иоанн Златоуст подробно пишет о рабстве, причем совсем не в негативном смысле.
И в таком контексте об этом писал еще ап. Павел (Еф. 6):
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и
трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но
как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он
сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость,
зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у
Которого нет лицеприятия.
Кому-то сегодня такой подход может показаться слишком категоричным, но как мне видится, для христианина главное - борьба с духовным рабством (страстям и грехам), так что физическая несвобода рассматривалась в первую очередь в этом контексте (и часто оказывалось, что она не мешает духовной свободе).
Думаю, это тоже могло привести "к обращению некоторых зрителей к вере". Так что не все так однозначно...
Так ведь никто не отвергает, что есть исключения, когда христианину необходимо поступать "не по канону". Но это именно исключения, когда человеку дается понять, что такова в данном случае Божья воля.
zenko писал(а):
В какой-то из своих работ св. Иоанн Златоуст подробно пишет о рабстве, причем совсем не в негативном смысле.
Может, это подойдет?
Цитата:
«Я владею, говорите вы, — обращался Иоанн к своим слушателям, — рабами и рабынями; они рождены в моем доме. Какая гордость и дерзость! Эти слова — крик возмущения против Бога... Я владею рабами и рабынями! За сколько вы их купили? Что вы нашли в мире, что могло бы стоить человека? В какую цену вы оцениваете разум? Сколько оболов* вы заплатили за образ Божий?»
http://www.golubinski.ru/afanasiev/vstuplenie2.htm
Вообще диалектичность святоотеческой риторики по отношению к рабству состояла в том, что рабов приучали к смиренному принятию тягот рабства и учили их находить духовную выгоду от своего положения, а рабовладельцев и сторонников рабства обличали в недостойном (утилитарном) отношении к образу Божьему.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы