# Добавлено: Ср Авг 19, 2009 10:31 am Заголовок сообщения:
Ну, плыть по течению я точно не собираюсь. Да это и невозможно, в принципе.
Каждый из нас на практике явственно осознает наличие у себя свободной воли - это даже доказывать смешно.
Но можно верить, что свободная воля - составная часть воли Божественной (это называется монизм). А можно - в то, что свободная воля никак не зависит от Провидения (это называется деизм). Еще можно верить в то, что параллельно за ход событий борются две сверхволи (Господа и Дьявола, например), и результат зависит от того, на чью сторону склонится воля твари (это уже дуализм).
Пантеизм, по сути, тождествен монизму.
# Добавлено: Ср Авг 19, 2009 11:29 am Заголовок сообщения:
her_Woldemaar писал(а):
Каждый из нас на практике явственно осознает наличие у себя свободной воли
-это не доказывает ее наличие в действительности.Воспринимать свои поступки как свободные еще не означает что они на самом деле таковы.(Впрочем это оффтоп здесь,можно продолжить обсуждение даного вопроса в теме "Предопределение и свобода воли",если хотите )
her_Woldemaar писал(а):
Пантеизм, по сути, тождествен монизму
-а монизм и пантеизм иже с ним тождественны,по сути, так называемой "научной картине мира" .Тема называется-"Перегибы и крайности Православия".По сути же в теме обсуждается взгляд пантеиста(her_Woldemaar) на Православие,или взгляд со стороны.Было бы меньше путаницы если бы her_Woldemaar четко определил свое мировоззрение.
# Добавлено: Ср Авг 19, 2009 11:58 am Заголовок сообщения:
Acid писал(а):
монизм и пантеизм иже с ним тождественны,по сути, так называемой "научной картине мира" .Тема называется-"Перегибы и крайности Православия".По сути же в теме обсуждается взгляд пантеиста(her_Woldemaar) на Православие,или взгляд со стороны.Было бы меньше путаницы если бы her_Woldemaar четко определил свое мировоззрение.
То есть Вы считаете, что:
1) православие противоречит научной картине мира;
2) православие не совместимо с монизмом -> православие=дуализм?
Добавлено спустя 5 минут 53 секунды:
Acid писал(а):
Было бы меньше путаницы если бы her_Woldemaar четко определил свое мировоззрение.
А разве мое мировоззрение не понятно из моих постов?
Я верю в Бога, как Абсолютного, Благого и Всеобъемлющего. В Бога как первопричину и смысл всего сущего. В Бога как единственно подлинную реальность.
По-моему, этого достаточно...
То есть Вы считаете, что:
1) православие противоречит научной картине мира;
-я этого не писал.Но в общем - у многих верующих людей,исповедующих православие - довольно часто противоречит.
her_Woldemaar писал(а):
2) православие не совместимо с монизмом
-в строгом смысле с монизмом совместимо множество мировоззрений(и почти все секты нью-эйджевской волны были построены на монизме);разве из этого получается что всякий монизм=православие?
her_Woldemaar писал(а):
А разве мое мировоззрение не понятно из моих постов?
-в одном из постов Вы писали-"все что происходит - происходит в сознании бога"-это пантеизм.Пантеизм -не православие.Вы-пантеист.Так понятно ?
-"все что происходит - происходит в сознании бога"
-вы согласны что это пантеистичное утверждение?
(Чтобы не возникало путаницы,столь частой в обсуждениях здесь,сразу определим понятия)-Пантеи́зм (греч. παν,"всё, всякий" и греч. θεός, «бог, божество») — учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).
-"все что происходит - происходит в сознании бога"
-вы согласны что это пантеистичное утверждение?
В принципе, согласен. Но Вы не ответили на мой вопрос:
Цитата:
Разве православие предполагает, что есть нечто, происходящее вне сознания Бога?..
Ведь, если докапываться до самой сути, то христаинское богослови также предполагает пантеистическую картину мира. Ведь в противном случае следует признать, что Творец создал мир ВНЕ себя -> значит, Он создал его из какой-то первоматерии, существующей отдельно -> налицо дуализм, который отрицается христианским богословием.
her_Woldemaar
Бог создал мир вне себя (отдельно от себя), из ничего. Никакой первоматерии ему не требовалось. Бог - Творец мира, а не демиург, приводящий в порядок некий первичный хаос.
-если так копать,то практически любая религия- пантеизм,практически любое мировоззрение (и атеизм)-строго говоря-тоже пантеизм.Разве можно утверждать что атеизм=православие?
her_Woldemaar писал(а):
Разве православие предполагает, что есть нечто, происходящее вне сознания Бога?..
-неужели мне придется защищать православие от нападок пантеистов(шутка) ?На мой взгляд,в православии эти вопросы непроработаны(по крайней мере,серьезной работы о пантеизме и православии,разносторонне рассматривающей эти вопросы мне не встречалось ).Но могу судить косвенно-в православных работах пантеизм четко отделяется от православия.Почти все секты содержат пантеистические тезисы: это результат смешения таких кардинальных христианских понятий, как личность и природа.В православии личность-отдельно от природы.(Опять же затрагивается проблема свободы личности .Приглашаю вас принять участие в дискуссии на соответсвующую тему)
her_Woldemaar писал(а):
налицо дуализм, который отрицается христианским богословием
her_Woldemaar
Никакой первоматерии ему не требовалось. Бог - Творец мира, а не демиург, приводящий в порядок некий первичный хаос.
C этим я полностью согласен.
А вот с этим
Цитата:
Бог создал мир вне себя (отдельно от себя), из ничего.
не могу согласиться, в виду очевидной логической нестыковки. Потому что, если утверждать подобное, придется допустить, что это самое "ничего" носило характер некой субстанции, существующей параллельно с Богом. Или, проще говоря, если мы признаем, что есть некое "ничто" ВНЕ Бога, тем самым мы признаем Бога НЕ всеобъемлющим, а значит, ограниченным в бытии. Это уже дуализм.
Добавлено спустя 55 секунд:
Anjey писал(а):
чего вы спорите, вон в соседней теме Font City уже все расписал, что чем доказывается, и даже фоточками подтвердил
да, на это он мастер
Добавлено спустя 5 минут 31 секунду:
Acid писал(а):
her_Woldemaar писал(а):
Ведь, если докапываться до самой сути
-если так копать,то практически любая религия- пантеизм,практически любое мировоззрение (и атеизм)-строго говоря-тоже пантеизм..
Категорически не согласен. Пантеизм предполагает признание уиверсального мистического единства, Вселенского Сверхсознания. В атеизме ничего подобного нет - есть лишь абстрактные законы материи, которые механистическим образом формируют мироздание.
Цитата:
Разве можно утверждать что атеизм=православие?
Вы так и не объяснили, почему нельзя.
Цитата:
Но могу судить косвенно-в православных работах пантеизм четко отделяется от православия.
Я знаю. Но в онтологическом смысле здесь богословы создают парадокс: с одной стороны, Бог якобы непричастен миру, а с другой - Он единственный субъект онтологического бытия. Нестыковка.
Потому что, если утверждать подобное, придется допустить, что это самое "ничего" носило характер некой субстанции, существующей параллельно с Богом. Или, проще говоря, если мы признаем, что есть некое "ничто" ВНЕ Бога, тем самым мы признаем Бога НЕ всеобъемлющим, а значит, ограниченным в бытии. Это уже дуализм.
Ну можно сказать так - Бог, творя мир, создавал некие объекты вне себя, т.е. самоограничивался. Мир оказался вне Бога по воле Бога.
Ну можно сказать так - Бог, творя мир, создавал некие объекты вне себя, т.е. самоограничивался. Мир оказался вне Бога по воле Бога.
Даже если сформулировать мысль так витиевато, все равно оказывается, что Бог создалэто самое "ничего" внутри себя. Ведь изначально кроме Бога ничего не было. Только Бог обладает онтологическим бытием. А значит, все остальное (даже сотворенное "ничего") - лишь отражение Божественного бытия.
Даже если сформулировать мысль так витиевато, все равно оказывается, что Бог создалэто самое "ничего" внутри себя. Ведь изначально кроме Бога ничего не было. Только Бог обладает онтологическим бытием. А значит, все остальное (даже сотворенное "ничего") - лишь отражение Божественного бытия.
Под "создал из ничего" подразумевается, что Богу для создания не были нужны какие-либо ресурсы, существовавшие до сотворения мира. До сотворения только Бог обладал онтологическим бытием. После сотворения - не только Бог, но и мир со всеми объектами, из которых он состоит, а также ангелы и прочие творения.
Мы можем утверждать: до сотворения был только Бог. После - есть и Бог, и творения.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы