еще смотря какой протестантизм (лютеране, кальвинисты, баптисты и проч.)
Перечислю более менее присущие всем: кроме икон и почитания святых, у них нет молитв за умерших, почитания Божией Матери, свв. мощей, креста, отвержение Предания (хотя в последние десятилетия они сами меняются), баптисты не имеют Таинств, лютеране имеют два Таинства (не крестят, правда, детей, хотя сам Лютер не отвергал крещения таковых)и проч.
# Добавлено: Вс Фев 10, 2008 5:41 am Заголовок сообщения:
А можно уточнить - кого сейчас относят к протестатнтам (какие ветви, что ли), а кого нет. Например бабтисты - протестанты или нет? В посте Hannы я видела их в перечислении, но слышала также и другое мнение, мол это как посмотреть, можно и секьой назвать. Если можно, маленький ликбез... Не ориентируясь в терминологии в тему не вникнешь...
Хороший вопрос. Сейчас слово "протестант" понимается очень широко, даже слишком. Я не много ошибусь, если скажу что протестантами называют себя те христиане, которые не православные и не католики.
В классическом понимании этого слова - протестанты - это лютеране, кальвинисты, англикане. Точка
Все остальные - секты, которые отделились от данных ветвей, также отделившихся в свое время от католиков.
Поэтому раз баптисты идентифицируют себя с протестантами - не стоит с пеной у рта доказывать, что это не так - действительно, их учение в осноае своей - протестантское
В посте Hannы я видела их в перечислении, но слышала также и другое мнение, мол это как посмотреть, можно и секьой назвать.
Баптисты называли себя сектой еще в 30-х гг. 20 века в своих баптистских газетах. Тут дело в терминологии. Есть классификация количественная, когда небольшая группка из секты, увеличиваясь, становится церковью. Но если брать по сути, историю возникновения, сущность учения, то, конечно, баптизм - секта.
А можно ли узнать, каково определение понятия секта, религиозная секта? (что бы лучше ориентироваться в теме)
Еще: протестантизм ответвился от католицизма, так может логичнее сначала разобраться, чем протестантизм (если в разных его направлениях есть что-то общее) отличается от католицизма, а что у них общего осталось, а тогда будет проще выявить, чем оно отличается от православия?
А можно ли узнать, каково определение понятия секта
Слово секта происходит от латинского слова, означающего "идти следом за". С лат. соответственно - это способ действий, путь, способ мышления, мыслей жизни; учение, направление. В Христианстве слово "секта" означает такую религиозную организацию, которая резко отделяет себя от Церкви. В этом смысле это слово стало употребляться католическими богословами в Европе с периода Реформации.
(Как известно баптисты резко отделяют себя, не признавая ни православного, ни католического) крещения.
physician писал(а):
протестантизм ответвился от католицизма, так может логичнее сначала разобраться, чем протестантизм (если в разных его направлениях есть что-то общее) отличается от католицизма, а что у них общего осталось, а тогда будет проще выявить, чем оно отличается от православия?
Не думаю, что проще, потому что католицизм очень отличается от Православия. Да и протестанты, что ни община, то отделения друг от друга. Вот недавно в Минске один баптистский пастор отделился от союза евангельских христиан-баптистов и основал союз консервативных христиан-баптистов (надеюсь, не путаю). Пастор знаменит, видимо, харизматичен, за ним пошло много народа.
# Добавлено: Пт Фев 15, 2008 4:20 am Заголовок сообщения:
А еще у них есть интересная доктрина, что человек спасается верой, не делами. В этом отношении, мне кажется, протестантизм легче сначала отличить от католицизма, который говорит о заслугах, не только о вере. Вообще, протестантизм был, думаю, естественной реакцией на католический упадок в период реформации. И начинался-то он как вполне православное движение - если изучить теологию Лютера, то можно четко увидеть православные черты. Но потом, из-за харизматичности некоторых лидеров, протестантизм раскололся на несколько сект, разных по своим убеждениям. Очевидно, что корень этого раскола был в понимании Таинства Евхаристии (в частности, лютеранское понимание и понимание Цвингли - только воспоминание)
Вообще, мне кажется, протестантизм начинался неплохо, но в последующие века он многое нивелировал: в частности, благоговение перед святыней, иконы, покаяние, причастие.
Мы тут недавно с подругой разговаривали на эту тему. Она спрашивает, мол, почему надо священнику целовать руку или икону целовать. Я ответила, что, ИМХО, это не только такая благочестивая традиция, то есть, если брать на высшем уровне, это научает страху Божьему, на более низком, это учит человека бережно относиться к вещам, а потом и к окружающим, от чего и до любви недалеко. То есть, я думаю каждый обычай церковный можно вот так вот расширить на нашу повседневную (часто нехристианскую) жизнь и тем объяснить.
# Добавлено: Пт Фев 15, 2008 9:04 am Заголовок сообщения:
MaryQueenofScots писал(а):
Очевидно, что корень этого раскола был в понимании Таинства Евхаристии (в частности, лютеранское понимание и понимание Цвингли - только воспоминание)
Не согласна, Лютер признавал два Таинства: Евхаристию и Крещение, даже крещение детей. Только вот тынешние лютеране - это отнюдь не лютеране 16 века. И даже не 17 в.
MaryQueenofScots писал(а):
Вообще, мне кажется, протестантизм начинался неплохо
Только несколько лет. Лютер сначала был благочестив, но потом этого сказать о нем я не решусь: "снял" с себя монашеские обеты, женился на монахине. Да и сами реформаторские движения - это уже восстание сельского населения, примешалась политика, экономические и социальные причины.
# Добавлено: Пт Фев 15, 2008 11:27 am Заголовок сообщения:
hanna писал(а):
Лютер сначала был благочестив, но потом этого сказать о нем я не решусь: "снял" с себя монашеские обеты, женился на монахине.
Да, даже поговорка такая есть "fat like Luther",
А насчет Евхаристии я хотела сказать, что признавались разные понимания, что там в Чаше происходит - "transubstantiation" or "consubstantiation" - не вем, как по-русски будет, но ты, как богослов, знаешь. Первое - по Аристотелю, что субстанции заменяются сущностями, католическое понимание, а второе, по Лютеру, что Тело соединяется с хлебом и Кровь с вином. А третье - по Цвингли - "сие творите в Мое воспоминание", то есть хлеб и вино - только символизм. Вот по этому поводу у них в Регенсбурге диспут был и т.д.
Но Лютер молодец конечно.
# Добавлено: Пт Фев 15, 2008 11:33 am Заголовок сообщения:
MaryQueenofScots писал(а):
А насчет Евхаристии я хотела сказать, что признавались разные понимания, что там в Чаше происходит - "transubstantiation" or "consubstantiation"
А, понятно, я не поняла сразу, что ты о католиках.
MaryQueenofScots писал(а):
Но Лютер молодец конечно. улыбаюсь
Первоначальные его порывы, конечно, вызывают восхищение. Мы вот со Штернманом на днях про Лютера вели беседу и пришли к выводу, что если бы не этот Лютер, то нашелся бы другой, который восстал бы и увлек народ за собой. Впрочем, ты уже говорила о закономерности реформации ввиду состояния католической церкви в то время.
# Добавлено: Пт Фев 13, 2009 6:33 am Заголовок сообщения:
Маленький ликбез по терминам.
Протестанты, строго говоря, - последователи "протеста" Лютера, изложенного в "95 тезисах". Их символ - "Аугсбургское исповедание". Вот кто Аугсбургское исповедание признает - классические протестанты и есть.
Протестантами зовут себя и кальвинисты. Но их символ - "Вестминстерское исповедание веры". В отечественной школе кальвинистов относят к протестантам. Лютеране этому немало удивляются.
Англикане себя к протестантам не относят. Их самоопределение - "реформированные католики" или же просто "реформаторы". И символические документы у англикан иные: "Тридцать девять статей" и "Книга общих молитвословий". Отечественная школа упрямо вписывает их их в графу - протестантизм. Это, конечно, неверно.
Все прочие - новейшие течения и назвать их протестантами сложно. Они возникли на фоне течения литургического упрощения и возврата к идеалам раннехристианской Церкви. Сами они это течение назвали "религиозным возрождением" (ривайвелизмом). В отечественном сектоведении им отводят роль фундаментальных (или традиционных) сект.
Итак, у нас есть зарубки для самостоятельных изысканий по теме "протестантизм":
1) протестантизм, он же лютеранство;
2) кальвинизм, себя протестантизмом считающий, но таковым не являющийся;
3) англиканство или реформаторство и
4) течения ривайвелизма - традиционные секты (начать, наверное, лучше всего с анабаптизма).
# Добавлено: Пт Фев 13, 2009 9:45 am Заголовок сообщения:
MaryQueenofScots писал(а):
hanna писал(а):
Лютер сначала был благочестив, но потом этого сказать о нем я не решусь: "снял" с себя монашеские обеты, женился на монахине.
Да, даже поговорка такая есть "fat like Luther",
А насчет Евхаристии я хотела сказать, что признавались разные понимания, что там в Чаше происходит - "transubstantiation" or "consubstantiation" - не вем, как по-русски будет, но ты, как богослов, знаешь. Первое - по Аристотелю, что субстанции заменяются сущностями, католическое понимание, а второе, по Лютеру, что Тело соединяется с хлебом и Кровь с вином. А третье - по Цвингли - "сие творите в Мое воспоминание", то есть хлеб и вино - только символизм. Вот по этому поводу у них в Регенсбурге диспут был и т.д.
Но Лютер молодец конечно.
Там, скорее, не Аристотель, а Фома со своей "Суммой теологии". Он многие термины переосмыслил. Для католика в Евхаристии Тело и Кровь, лишенные акциденции, соединяются с хлебом и вином, лишенными субстанции. Кстати, этот упрощенный (механический) подход не стоит вот так сходу объявлять неправославным. "Сумма теологии" - источник для "Известия учительного", а оно - чуть не священная корова для наших батюшек.
Современные богословы потому и молодцы (так грамотно писать?), что видят тайну Евхаристии не в природе (физике), а в надприродности (метафизике). Не в конкретном изменении феноменов (всех этих бесконечных спорах о претворении/пресуществлении), а в изменении человека, входящего в союз со Христом. И католические, и протестантские богословы - не исключение.
Все понимают, насколько узко и невозможно говорить сейчас о "тайне" терминами апостериори. Но так говорить справедливо, действительно, в основном о немцах - т.е. классических протестантах. Остальные - умом не доросли, как это не грустно.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы