Христианский православный форум для молодежи
Христианский(православный) молодежный Форум
Н. Бердяев о поле и сексе
|
|
#1: Н. Бердяев о поле и сексе Автор: hanna, Откуда: Минск Добавлено: Вт Сен 22, 2009 1:16 pm Из работы "Размышление об эросе": Цитата: "Пол свидетельствует о падшестве человека. В поле человек чувствует что-то стыдное и унижающее человеческое достоинство. Человек всегда тут что-то скрывает. Он никогда не скрывает любви-жалости, но склонен скрывать любовь сексуальную. Меня всегда поражало это сокрытие пола в человеке. В самом сексуальном акте есть что-то уродливое. В сексуальной жизни есть что-то унизительное для человека".
"Любви присущ глубокий внутренний трагизм, и не случайно любовь связана со смертью. (...) Мне всегда казалось странным, когда люди говорят о радостях любви. Более естественно было бы при глубоком взгляде на жизнь говорить о трагизме любви и печали любви. Когда я видел счастливую любящую пару, я испытывал смертельную печаль. Любовь, в сущности, не знает исполнившихся надежд. Бывает иногда сравнительно счастливая семейная жизнь, но это счастливая обыденность. Сексуальный акт в порядке природы отдает человека во власть дурной бесконечности полового влечения, не знающего утоления, не ведающего конца. Источник жизни в этом мире в корне испорчен, он является источником рабства человека. (...) Нельзя быть личностью в сексуальном акте, в этом акте нет ничего индивидуального, нет ничего даже специфически человеческого. В сексуальном акте личность всегда находится во власти безличной родовой стихии, стихии, роднящей мир человеческий с миром звериным. Сексуальный акт всегда есть частичная гибель личности и ее упований. Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность, бесконечную смену рождения и смерти. Рождающий умирает и рождает смертное. Рождающий и рождаемый тленны и несовершенны. В самой глубине полового соединения скрыта смертельная тоска. В рождающей жизни пола есть предчувствие смерти. То, что рождает жизнь, несет с собой и смерть. Радость полового соединения - всегда отравленная радость. Этот смертельный яд пола во все времена чувствовался как грех. В сексуальном акте всегда есть тоска загубленной надежды личности, есть предание вечности временному. В половом соединении этого мира всегда что-то умирает, а не только рождается. В глубинах сексуального акта раскрывается таинственная связь и близость рождения и смерти". Как вам? |
#2: Автор: Roy_Jones, Добавлено: Вт Сен 22, 2009 1:22 pm У человека проблемы с сексом, и на почве этого проблемы с рассудком. Словом, бред сумасшедшего. |
#3: Автор: sternman, Откуда: Минск Добавлено: Вт Сен 22, 2009 1:33 pm Лучше для интереса поискать мнения его современников-философов о сексе. я думаю, было что противопоставить Бердяеву в этом вопросе Розанову и Соловьеву. а гадать о генезисе таких мыслей сложно то ли импотент, то ли наоборот слишком возжигался на женщин. То ли это вообще среда повлияла и обзор бытия сквозь воспринятую от христианства идею о падшести и греховности |
#4: Re: Н. Бердяев о поле и сексе Автор: her_Woldemaar, Добавлено: Вт Сен 22, 2009 1:37 pm Ну и идеи Цитата: "Пол свидетельствует о падшестве человека.".
С какой стати? Разве что имеется в виду андрогинность как идеал. Но тогда пол особенно необходим - ведь где нет составного, там не может быть и двусоставного. Цитата: В поле человек чувствует что-то стыдное и унижающее человеческое достоинство. Больной человек - да, чувствует. Здоровый - вряд ли.
Цитата: Человек всегда тут что-то скрывает. Он никогда не скрывает любви-жалости, но склонен скрывать любовь сексуальную.
Конечно. Если б не скрывал, то ему бы общество за это так накостыляло... Тут все в социальных установках дело, а не в природно-душевных. Цитата: В самом сексуальном акте есть что-то уродливое. В сексуальной жизни есть что-то унизительное для человека". Точно больной.
Цитата: "Любви присущ глубокий внутренний трагизм, и не случайно любовь связана со смертью. (...) Мне всегда казалось странным, когда люди говорят о радостях любви. Более естественно было бы при глубоком взгляде на жизнь говорить о трагизме любви и печали любви.
Радость может быть и не отделима от трагизма. Цитата: Когда я видел счастливую любящую пару, я испытывал смертельную печаль. Любовь, в сущности, не знает исполнившихся надежд.
Я бы сказал так: вектор любви всегда направлен вдаль, вперед. Это означает постоянную жажду совершенствования, но вовсе не подразумевает пессимизма и разочарования. Цитата: Бывает иногда сравнительно счастливая семейная жизнь, но это счастливая обыденность. Да, бывает и такое. Но, во-первых, не надо всех под одну гребенку, а во-вторых - со стороны (даже таким как Бердяев) вряд ли виден внутренний мир пары, который дивен в своей сокрытости.
Цитата: Сексуальный акт в порядке природы отдает человека во власть дурной бесконечности полового влечения, не знающего утоления, не ведающего конца. И что здесь "дурного"? Бог, не имеющий начала и конца, не знающий утоления Своему безграничному творчеству - тоже дурен в глазах мсье-чистоплюя?
Цитата: Нельзя быть личностью в сексуальном акте Вот это вранье. Мсье просто этого не пробовал (быть личностью в сексуальном акте). Как раз-таки именно в этом состоянии и есть возможность открыть в себе дверь в потаенное Я. Другое дело, что невежественные люди путают Я со своим повседневным рабски-деспотичным "эго", от которого надо освобождаться, в том числе и в сексе.
Цитата: В сексуальном акте личность всегда находится во власти безличной родовой стихии, стихии, роднящей мир человеческий с миром звериным. В сексуальном акте человек находит единение с миром душ, с сонмом предков. Он становится космичным, его сердце бьется в такт с великой Софией. Это вовсе не похоже на "родство с миром звериным". Конечно, этот опыт нужно культивировать - он не открывается сразу. Сексуеальный акт может быть как профанически-звериным, так и божественным - все зависит от настройки самого человека.
Цитата: Сексуальный акт всегда есть частичная гибель личности и ее упований. Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность, бесконечную смену рождения и смерти.
Буддизм какой-то. Цитата: Рождающий умирает и рождает смертное. Рождающий и рождаемый тленны и несовершенны. В самой глубине полового соединения скрыта смертельная тоска. В рождающей жизни пола есть предчувствие смерти. То, что рождает жизнь, несет с собой и смерть. Радость полового соединения - всегда отравленная радость. Этот смертельный яд пола во все времена чувствовался как грех. В сексуальном акте всегда есть тоска загубленной надежды личности, есть предание вечности временному. В половом соединении этого мира всегда что-то умирает, а не только рождается. В глубинах сексуального акта раскрывается таинственная связь и близость рождения и смерти
По-момему, мсье Бердяеву просто в свое время не дала любимая девушка. Или дала, но у него плохо получилось. Или у него фимоз, который он стеснялся обрезать... Вариантов тут много. Впрочем, это я назвал самые банальные, физиологические. А могут быть и чисто психологические факторы: основной из них лежит на поверхности - тотальная сексуальная подавленность, лежащая в основе человеческой цивилизации. И вытекающие отсюда вереницы табу, комплексов, страхов и призраков. |
#5: Автор: Acid, Добавлено: Вт Сен 22, 2009 1:39 pm sternman писал(а): то ли импотент
sternman писал(а): То ли это вообще среда повлияла - либо утро после ночи .Вспомнился анекдот -
"Двое друзей пьют за барной стойкой. Один из них спрашивает другого: - Тебе когда-нибудь случалось ложиться в постель с очень страшной женщиной? - Нет, что-то не припомню. Но зато я часто просыпался рядом с такими." А вообще,сочинения подобных фолк-философов надо всегда делить минимум на пять. |
#6: Автор: Zealot, Добавлено: Вт Сен 22, 2009 3:02 pm "Размышления об эросе"... Бердяев случаем Фрейда не начитался? |
#7: Автор: sternman, Откуда: Минск Добавлено: Вт Сен 22, 2009 3:41 pm http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv21.htm Владимир Соловьев СМЫСЛ ЛЮБВИ мне трудно книги с компьютера читать. но книга, кажется, весьма актуальная |
#8: Автор: hanna, Откуда: Минск Добавлено: Вт Сен 22, 2009 3:47 pm Цитата: Реконструкция философии Эроса Бердяева позволяет выделить три различных этапа её развития, для каждого из которых характерна своя онтологическая схема. В первый период (период «нового религиозного сознания») Бердяев развивает взгляды на пол и любовь на основе идей «неохристианства» Д.С.Мережковского и философии Эроса Вл.Соловьёва. Во второй период (учение о «творческой мировой эпохе» в христианстве) основой рассуждений Бердяева становится миф об андрогине и Софии Я.Бёме. Наконец, в третий период (учение о «персоналистической революции» и «активно-творческом эсхатологизме») Бердяев отказывается от всякой онтологии и, переосмысливая учение Бёме, строит философию существования, свободную от всяких форм объективации.
Подробнее здесь: http://www.socionavtika.net/Staty/diegesis/ch_berdyaew.htm |
#9: Автор: sternman, Откуда: Минск Добавлено: Вт Сен 22, 2009 3:56 pm если эти рассуждения относятся к третьему этапу развития мыслей об эросе, то вероятно ему тогда было уже не до секса. и молодым слушать как наставления рассуждения пожилого дядьки о том что ему уже неинтересно/невозможно как-то не совсем логично. так разве, для общего развития |
#10: Автор: Spartak, Откуда: Минск Добавлено: Вт Сен 22, 2009 5:48 pm sternman писал(а): молодым слушать как наставления рассуждения пожилого дядьки о том что ему уже неинтересно/невозможно как-то не совсем логично.
Определенная логика здесь есть. Кто не хочет учиться на чужом опыте - учится на своем. |
#11: Автор: her_Woldemaar, Добавлено: Вт Сен 22, 2009 5:59 pm Spartak писал(а): sternman писал(а): молодым слушать как наставления рассуждения пожилого дядьки о том что ему уже неинтересно/невозможно как-то не совсем логично.
Определенная логика здесь есть. Кто не хочет учиться на чужом опыте - учится на своем. Да, но другое дело - приемлем ли этот опыт. Вон, у Оригена тоже свой опыт был по этому поводу... |
#12: Автор: Spartak, Откуда: Минск Добавлено: Ср Сен 23, 2009 4:06 pm her_Woldemaar писал(а): Да, но другое дело - приемлем ли этот опыт.
Только не стоит из-за того, что некоторый опыт неприемлем, отказываться от всего опыта вообще. Вы же не будете отрицать, что учиться у мастера намного лучше, чем учиться самому? Отличать хороший опыт от плохого приходится всю жизнь. Это и есть борьба со грехом. |
#13: Автор: physician, Добавлено: Чт Сен 24, 2009 6:35 pm Между прочим, само начало цитаты Цитата: Пол свидетельствует о падшестве человека
ущербное, не стыкуется с описание сотворения человека. |
#14: Автор: dms, Откуда: Ковдор Добавлено: Чт Сен 24, 2009 6:45 pm Уничижение пола и интимных отношенией-манихейство-лжеучениею. осужденное церковью. в ХРИСТИАНСТВЕ - ПОЛНОТА ЖИЗНИ-БЫТИЯ. Недаром церковь празднует зачатие Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (посмотрите иконы этих некогда великих праздников). И если мы - современные православные христиане эти праздники не считаем великими и не празднуем их - это показывает умаление в нас духа Христова и понимания сути христианства! |
#15: Автор: DavidDuchovny, Добавлено: Вс Ноя 08, 2009 4:17 pm А мне вообще слово "секс" не нравится. Уж больно оно опошлено повсеместным использованием в современном секуляризованном обществе. "Заниматься сексом" обычно говорят о том, что в православии подпадает под разряд прелюбодеяния или блуда. Уж лучше использовать более научный, но менее дискредитированный термин "половой акт". И кстати, Бердяев в приведенном отрывке ни разу слово "секс" не употребил. А вообще, отправная точка для размышлений у него была верная: ведь в каждом половом акте, пусть даже в рамках освященного Церковью брака, пусть даже в отведенные Уставом для этого дни, есть элемент похоти, нечистоты. Кстати, и в раю ведь до грехопадения "секса" не было, - почти как и в СССР. |
Часовой пояс: GMT + 4 |