[/[Печать]\]
Христианский православный форум для молодежи
Христианский(православный) молодежный Форум
Обязательно ли православным иметь бороду?
Выбрать сообщения с # по # FAQ
На страницу 1, 2, 3  След.  :| |:
Христианский православный форум для молодежи -> Православие и мир

#1: Обязательно ли православным иметь бороду? Автор: graff Сообщение Добавлено: Ср Авг 15, 2007 7:36 am
Обязательно ли православным (мужчинам, разумеется)иметь бороду? Есть ли канонические постановления на этот счет?

#2:  Автор: sternman, Откуда: Минск Сообщение Добавлено: Сб Авг 18, 2007 11:22 pm


Это скорее традиция, которую поколебал Петр 1-й
Бог создал так - пущай растет себе, но брить ее не грех

Кое-что откопал:

Цитата:
Значение бороды в религиозных представлениях русских XVI-XVIII в.в


В христианском искусстве очень рано утвердилось начало правдоподобия, то есть правило изображать священные лица не по догадкам, а по внешнему телесному подобию. Это приближение искусства к действительности, завещанной преданием, некоторым образом стремится к изображениям портретным. Только самым подробным воспроизведением цвета лица и волос на голове, отделкою бороды и бровей, даже выражением самого взгляда, можно было художнику достигнуть полного подобия. Отделка бороды и волос на голове особенно была сподручна византийским миниатюристам, от которых распространилась и утвердилась в древнерусской иконописи, которая имеет неоспоримое первенство перед живописью западною в сохранении религиозно-художественного предания о бороде.
В византийской литературе уже X века встречались подробные описания иконописного подобия священных лиц. Они были материалом для иконописных подлинников; эти описания переходили от одного поколения иконописцев к другому. У нас эти описания также издавались. В частности, синодальный ризничий архимандрит Савва в приложении к своему указателю для обозрения Московской Патриаршей библиотеки издал отрывок из «Древностей Церковной Истории Ульпия Римлянина о телесных свойствах богоносных отцов» (по греческой рукописи 993 года). В этом отрывке довольно подробно описывается наружный вид или иконописное подобие некоторых Отцов Церкви. Вот несколько фрагментов из этого трактата:
«Иоанн Златоуст: борода небольшая и весьма редкая, украшенная седыми волосами. Кирилл Александрийский: Отличается густою и длинною бородою; волоса, как на голове, так и на бороде, были кудрявые, русоватые с проседью».
Иконописцы в изображении святых очень часто один тип уподобляли другому, почитаемому у них образцовым. Таким образом, были типичны: борода Власия, Козьмы, Ильи Пророка, Николы и других. Вот еще примеры подробного описания бороды из сборника графа Строганова: «Савва Освященный. Брада меньше Власиевы, распахнулась на оба плеча. Николай Чудотворец. Брада невеличка, кучевата. Св.Лонгин Сотник. Брада невелика, кругловата, курчевата».



Борода в глазах иконописца была знаком большей зрелости и духовного совершенства и, следовательно, высшей красоты. По крайней мере, наши предки вполне усвоили себе это художественное воззрение. В слове о брадобритии, приписываемом в рукописях патриарху Адриану, между прочим, приведено следующее эстетическое различие мужчины от женщины именно по бороде: «Бог Всеблагий, в Троице поемый, Отец и Сын и Святый Дух мудростию Своею несказанною сотвори мир и созда человека по Образу Свому и по подобию, украсив его всякою внешнею добротою, еще же внутреннею, разумом, глаголю, и словом, паче прочих животных. Мужа и жену сотвори, положив разнство видное между ими, яко знамение некое: мужу убо благолепие, яко начальнику – браду израсти, жене же яко несовершенной, но подначальной, онаго благолепия не даде, яко да будет подчинена, зрящи мужа своего красоту, себе же лишену тоя красоты и совершенства, да будет смиренна и всегда покорна».
Борода, занимающая такое важное место в греческой и русской иконописи, стала, вместе с тем, и символом русской народности, русской старины и предания. Ненависть к латинству, ведущая начало в нашей литературе даже с XI века, и потом, впоследствии, ближайшее знакомство и столкновение наших предков с западными народами в XV и особенно в XVI веке способствовали русскому человеку к составлению понятия о том, что борода, как признак отчуждения от латинства, есть существенный признак всякого православного. Считалось, что бритье бороды – дело неправославное, еретическая выдумка на соблазн и растление добрых нравов. В цитированном выше слове о брадобритии сказано: «О велие зло! Человецы, создании по Образу Божию, измениша доброту здания его, и зрак свой мужеский обругаша, уподобляющееся женам блудовидным, ради угождения сквернаго, или паче рещи – подобящеся безсловесным неким, яко скотом или псом и подобным им: тии бо усы простерты имут, брад же не имут. Тако и человецы малоумнии, или паче свойственнее рещи, безумнии, изменивше образ мужа богозданный, бывающе псообразни, усы простирающе.»
Уже в XV веке русская земля заметно помутилась иностранными обычаями. В XVI веке чужеземные нововведения до того уже были сильны, что Стоглав энергически восстает против них, призывая православный народ к соблюдению своих родных, благочестивых обычаев, которые начинает вытеснять богомерзкая новизна. Нововведения, хлынувшие на Русь, не могли не зацепить такой видной принадлежности русского костюма, как борода, которую столь холили и лелеяли наши иконописные предания. Бритье бороды разом нарушало и православные предания, и народный обычай. Русь не имела эстетических воззрений, отрешенных от начал религиозного и жизненного, практического; поэтому эстетическую симпатию к бороде она объясняла только преданностью к православию и народности. Сороковая глава Стоглава о стрижении брады впоследствии была внесена в вышеупомянутое слово о брадобритии, вместе с другими обличениями, приписываемыми Максиму Греку, патриарху Филарету и другим.
В конце XVII-начале XVIII века борода стала символом косности и раскола, с одной стороны, а с другой – признаком любви к старине и всему русскому. В эпоху Петра Великого народная практическая эстетика заявила оппозицию против реформы преимущественно бородой. Русский человек порой настолько дорожил своим обликом, что готов был дать за него выкуп и подвергаться насмешкам. Со стороны реформаторов упрямство брадобрития было не менее косным и настойчивым, чем нежелание брить бороду с противоположной стороны.




В XIX веке борода потеряла свое древнее религиозно-национальное значение, но получила новое, может быть, столь же важное. Она стала гранью между народными сословиями, отделивши духовенство от людей светских, мужика от барина, земледельца от солдата.

По материалам книги О.Буслаева «Исторические очерки русской народной словесности и искусства», том 2. - Санкт-Петербург, 1861.


Добавлено спустя 5 минут 44 секунды:

[size=24]Борода – многофункциональный символ./size]

На Востоке это символ мудрости. Античные философы носили бороду как свой профессиональный знак. Длина бороды зачастую приравнивалась к «долготе» ума. Борода являлась знаком мужской зрелости. Бородатыми были все святые старцы. Толковалась она и как символ мужского первородства, и как символ власти. Царствующие юноши и женщины в ближневосточных странах использовали накладную бороду. Подчеркивалось, что царь зверей лев тоже был бородатым.
В ряде стран борода – это знак траура: ее отпускают после смерти близкого человека. В районах повстанческих войн носящий бороду зачастую неоправданно подозревается в причастности к боевикам-мстителям. По эзотерической версии борода является солярным символом. Поскольку женщина – символ Луны, а мужчина – Солнца, бородатое лицо символизирует лучезарность солнца. Борода также считается символом отшельничества, презрения к светской жизни. Согласно различным суевериям, борода приносит ее обладателю удачу, поэтому накануне важного события не рекомендуется бриться.

Согласно христианской символике, борода – божественный атрибут, поскольку человек был создан по образу и подобию Бога. Со временем стала обозначать принадлежность к русскому православию, так как католики и протестанты бороды, как правило, брили. Брадобритие же в православии приравнивалось к содомскому греху. Штраф за вырванную бороду по «Русской Правде» вчетверо превышал штраф за нанесенные увечья.
Существовало несколько иконографических вариантов бороды: «Косьмина» – короткая, повторяющая овал лица; «Спасова» – короткая, заостренная и раздвоенная на конце; «Николина» – короткая, круглая; «аки Григорий Богослов» – густая и широкая, спускающаяся до груди; «Власиева» – клином, «долга по персям»; «аки Василий Великий» – узкая, «до персей подоле»; «аки Иоанникий Великий» – «брода велика и широка, на концы в две раскинулась»; «аки Филогоний» – «на оба плеча раскинулась»; «аки Захарий Пророк» – «до пояса длина»; «аки Макарий Римский» – клином «до полуколена»; «аки Макарий Египетский» – «по колени долга, а от колен два косма повелись до земли».

Брадобритие было осуждено рядом патриарших указов в XVII в. Очень популярной была притча о козле, которого брили, и он, не вынеся сего, бросился в пропасть. При патриархе Иоакиме брадобрейцев, как и самоубийц, запрещалось хоронить на одном кладбище с православными. В народе бытовало поверье, что Бог вытаскивает мужчину на Небеса именно за бороду (а женщин за косу), поэтому бритье бороды равнозначно утрате надежды на спасение.
Категорически выступали против брадобрития старообрядцы. Затеянное Петром I массовое сбривание бород являлось одной из главных причин неприятия императора в народе. За ношение бороды при Петре вводилась специальная пошлина и взималось двойное налогообложение.
В XIV в. борода стала непременным атрибутом славянофильства и символом почвенничества, т. е. верности славянофильской традиции. Николай I поначалу распорядился славянофильствующим дворянам бороды сбрить. Некоторые из них добились права ее носить, после участия в Крымской войне. Окончательная реабилитация бороды в высших кругах русского общества связана с эпохой императоров Александра III и Николая II.
Источ.: Буслаев Ф. И. Древнерусская борода Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2; Михневич В. Исторические этюды русской жизни. СПб., 1882; Афанасьев А. Персты, указующие Наука и религия. 1993. № 5.
[В. Телицын «Символы, знаки, эмблемы»]


Последний раз редактировалось: sternman (Сб Авг 18, 2007 11:48 pm), всего редактировалось 3 раз(а)

#3:  Автор: hanna, Откуда: Минск Сообщение Добавлено: Сб Авг 18, 2007 11:34 pm
по-мне, это дела вкуса и как кому идет. бритые мне больше напоминают мальчиков, а небритые мужчин. хотя мне все равно бреется или нет чей-то муж (но не все равно делает это или нет мой), но определенно мне не нравиться, когда бреют бороду и оставляют усы. некрасиво, извините.. Морщусь

#4:  Автор: sternman, Откуда: Минск Сообщение Добавлено: Сб Авг 18, 2007 11:51 pm
hanna писал(а):
но определенно мне не нравиться, когда бреют бороду и оставляют усы. некрасиво, извините.. Морщусь

Жаль, тебя Александр Григорьевич не слышит... ржунимагу


А это, кстати,особенность белорусов - усы и безбородь

#5:  Автор: hanna, Откуда: Минск Сообщение Добавлено: Сб Авг 18, 2007 11:54 pm
sternman писал(а):
Жаль, тебя Александр Григорьевич

и иже с ним

но это мое субъективное эстетическое восприятие, некоторым нравиться....

#6:  Автор: her_Woldemaar Сообщение Добавлено: Пн Авг 20, 2007 12:01 pm
А я бараду галю прынцыпова, бо я - не маскаль (сьвятарства i манаства - iншы выпадак).

#7:  Автор: Ludasya, Откуда: Украина Сообщение Добавлено: Пн Авг 20, 2007 8:31 pm
Ну даєш! Ну молодець! Ну цеж треба було таке придумать! подмигиваю улыбаюсь

#8:  Автор: sternman, Откуда: Минск Сообщение Добавлено: Чт Авг 30, 2007 2:38 am
her_Woldemaar писал(а):
А я бараду галю прынцыпова, бо я - не маскаль

Да скажи ты проще - я - белорус, это не белорусская традиция, а то маскали какие-то не вздумай


Вот, улыбнемся, брат:

Цитата:
О брадобритии


Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения еретиков, пишет: "Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их" (Евр., зач. 334) и "в научения странна и различна не прилагайтеся".

Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле - брадобритии.

Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живого, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в таком нехристианском виде во святыи Божии храмы.

Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.

Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: "Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают... Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, не-навидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает" (Стогл., гл.40).

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: "Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека во-преки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по об-разу своему" (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, вос-прещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Боль-шом Потребнике изложено так: "Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду" (л. 600об.) Отцы Стоглавнаго собора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более стро-го чем изложено в Большом Потребнике. Они изложили следующее определение: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да при-чтется, от еретик бо се навыкоша" (гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского Собора и, осуждая брадобритие, говорит: "И так отцы сего собора отечески наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению". Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне; теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.

Святой Епифаний Кипрский пишет: "Что хуже и противнее этого? Бороду - образ мужа остригают, а во-лосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде" (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Преподобный Максим Грек глаголет: "Аще же прокляти уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя" (Слово 137).

В Служебнике патриарха Иосифа говорится: "И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосоз-данную доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады им пострижены" (Изд. лета 7155, лист 621).

Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: "Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четы-редесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают... сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша, се бо мерзско Господеви" (его книга глава 39, лист 502).

Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.

В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето, говорится: "Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849" (смотри под 14 апреля). Под этим же числом апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, во-преки языческого обычая отрастили волосы на браде.

Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды - дело христианское, дело немаловажное -- это есть исполнение предписанного Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.

Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, кото-рою он проводил на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского Собора; ибо они говорят: "Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его" (96 правило Шест. Всел. соб. полн. перев., толк. Зонара).

Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых ерети-ков, идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве; и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского напутствия и поминовения.

Молим Господа нашего Iсуса Христа, да престанет эта мерзость - брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих, всех православных христиан поучали бы и нака-зывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.
Неизвестный старообрядческий автор

#9:  Автор: her_Woldemaar Сообщение Добавлено: Чт Авг 30, 2007 10:36 am
Защибись!
"Ересь брадобрития"... звучит прям как "догмат о четырех гвоздях". подмигиваю

#10:  Автор: sternman, Откуда: Минск Сообщение Добавлено: Сб Сен 01, 2007 1:17 pm
Вы что, батенька, смеете догмат о четырех гвоздях не признавать? Металлохульничаете, однако ржунимагу

#11:  Автор: sternman, Откуда: Минск Сообщение Добавлено: Пн Ноя 19, 2007 6:19 am
кстати,
В первые века христианства борода считалась признаком язычества. В частности Константин Великий и прочие императоры-христиане бороду брили, а Юлиан Отступник ее отпустил в свое время

#12:  Автор: her_Woldemaar Сообщение Добавлено: Пн Ноя 19, 2007 12:12 pm
sternman писал(а):
кстати,
В первые века христианства борода считалась признаком язычества. В частности Константин Великий и прочие императоры-христиане бороду брили, а Юлиан Отступник ее отпустил в свое время

Не, Штернман, мне кажется, это уже загнуто. Все намного прашчэй.
Римляне брили бороды и когда были язычниками. Вспомни мраморные бюсты Цезаря, Помпея, Цицерона...
А вот греки любили волосатые фэйсы - они считали это знаком мудрости, опыта. Теперь вспомни мраморные бюсты Гомера, Платона, Аристотеля...
А теперь вспоминаем, какая часть Римской империи сохранила Православие... Правильно, восточная, греческая. Вот и вся разгадка антагонизма "босолицых латинян" и "брадатых схизматов".

#13:  Автор: hanna, Откуда: Минск Сообщение Добавлено: Пн Ноя 19, 2007 12:21 pm
Есть мнение, что католики всегда брились (на Западе), а оказывается, что до 17 века все папы римские были бородатыеулыбаюсь

#14:  Автор: her_Woldemaar Сообщение Добавлено: Пн Ноя 19, 2007 12:57 pm
hanna писал(а):
Есть мнение, что католики всегда брились (на Западе), а оказывается, что до 17 века все папы римские были бородатыеулыбаюсь

Да, это известный факт. Полагаю, тут как раз сказалось экуменическое влияние христианства, соединившего Запад с Востоком. Все-таки в том, что носить бороды - традиция христианская, есть правда. Если не ошибаюсь, литовцы-язычники из дружины великих князей ВКЛ традиционно брили бороды, а христиане Антоний, Иоанни Евстафий принципиально отказались, за что и впали в немилость.

#15:  Автор: sternman, Откуда: Минск Сообщение Добавлено: Вт Ноя 20, 2007 1:29 am
На днях однокурсница спросила: "Зачем тебе борода"?
Хотел я ей ответить, что это единственный православный элемент, который во мне еще живет, да сказал, что-то другое
зы.
Вчера побрился панк
ps
почти наголо ржунимагу

Христианский православный форум для молодежи -> Православие и мир

Часовой пояс: GMT + 4

На страницу 1, 2, 3  След.  :| |:
Страница 1 из 3

Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group
Adapted for RUNCMS by SVL © 2006 more info