Ira-Melnik писал(а):
Может быть, какие-то правила и могут являться инструментом духовного возрождения
Но большинство предписаний, как мне кажется, только тормозят духовную жизнь.
И то, что "захожане" боятся выглядеть глупо в церкви, сделать что-то не то - большой минус нашим методам.
Некоторые люди просто бояться глупо выглядеть в любой незнакомой ситуации, обстановке, знание правил делает их уверенней, расслабляет.
Но большинство предписаний, как мне кажется, только тормозят духовную жизнь.
И то, что "захожане" боятся выглядеть глупо в церкви, сделать что-то не то - большой минус нашим методам.
Цитата:
Надо, чтоб в церковь можно было войти просто. Просто взять и войти. Безо всяких там заморочек в виде платков и юбок и каких-то хитрых поклонов.
Может, я чего-то не понимаю. Но монастырь, это ведь не совсем храм. Монастырь - он прежде всего для монахов, почему он должен стать проходным двором? Впрочем, то же самое относится и к храмам. Почему на западе многие храмы используются большей частью как культурно-исторические достопримечательности? Все приходят на экскурсию или чтобы орган послушать. Условий для молитвы никаких. Пришел, поглазел и ладно. Мне кажется, что православные храмы такими вот менторскими методами, типа вывешивания инструкций по поведению, пытаются хоть частично оградить себя от "секуляристского" отношения, опривычивания и, в конечном итоге, опошления.
А что, если прийти на экскурсию в Спасо-Ефросиньевский монастырь в обычной мирской одежде (не вызывающей) и без поклонов, то тебя оттуда попросят удалиться?
Ira-Melnik писал(а):
А надо к Богу человека направлять, надо ловить людей, цеплять их, случайно зашедших. Божье слово ох как может зацепить.
Может, человек просто зашел, приглядеться, что это такое за люди православные и чем они там занимаются. А священник вдруг тебя в оборот берет, о Христе чего-то впаривает, а ты к этому разговору духовно не готов? Результат - в следующий раз будешь обходить храмы подальше.
Но это все мои рассуждалки. Я реально не знаю, какова ситуация в "типичном" православном белорусском храме. Как-то не верится, что священники не могут при наличии возможности пообщаться по душам с зашедшим человеком. И если человек "не по форме" одет, его священник скорее всего упрекнет за это?
Меня вот другое смущает. Мне подруга (она невоцерковлена) рассказывала, как ее охватывало чувство необыкновенной радости пару раз, когда она случайно присутствовала на венчании, мимоходом зайдя в церковь. При этом она понимала, что дело не в каком-то там впечатлении от людей, или обрядов (которых она не понимает), или от атмосферы (вроде как ничего особенного). Вот такая вот радость на пустом месте, которая ни разу не возникала во время гражданской церемонии. И вот ни смотря на этот очевидны призыв Христа, она ведь не стала к церкви ближе. Что-то есть там (в церкви) хорошее, она понимает, ну и ладно. А Бог он ведь везде - значит, хорошо может быть не только в церкви.
Ira-Melnik писал(а):
Разве для Бога значимо, какие я буду делать поклоны? Или платок на моей голове что-то значит для Бога? Или как креститься: справа налево или слева направо?
А почему для Бога не значим смысл (намерение), с которым мы совершает свои действия? Разве платок - это не знак смирения? Я понимаю, что он не единственный и не обязательный, но почему верующая, знакомая со значением повязывания платка в храме, не должна хотя бы стремиться выполнять это правило? То же самое и с поклонами, и с крещением. Но тут долго можно обсуждать.