Dubus.by


Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы (2012 г.)
Раздел: Доклады и интервью патриарха Кирилла Дата:  10.1.13

Патриарх Кирилл28 декабря 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
всечестные отцы, дорогие братья и сестры!


Рад приветствовать вас в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя на очередном Епархиальном собрании города Москвы, которое объявляю открытым.

***

После избрания заместителя председателя и секретаря собрания, членов собрания, подписывающих протокол, а также лиц, входящих в состав редакционной группы, Предстоятель Церкви рассказал собравшимся о своей деятельности в качестве епископа града Москвы и ознакомил их со статистическими данными.


Обзор деятельности Патриарха –
правящего епископа города Москвы – в 2012 году


Прошедший год был отмечен многими важными событиями, в том числе непосредственно связанными с церковной жизнью Первопрестольного града.
Как Председатель Священного Синода я созывал в этом году пять заседаний этого органа управления Церковью . Хотелось бы особо отметить, что второе заседание весенне-летней сессии Синода прошло в здании нового Патриаршего и Синодального духовно-административного и культурного центра Русской Православной Церкви на юге России. Теперь к традиционным местам проведения заседаний Священного Синода – Москве, Санкт-Петербургу и Киеву – добавился еще один центр. Таким образом,  синодальные заседания и иные мероприятия общецерковного масштаба отныне будут проходить непосредственно в пределах наших южных епархий, вблизи канонических территорий  братских Поместных Православных Церквей.
Высший Церковный Совет (ВЦС), будучи исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде, собирался в этом году 6 раз (с учетом внеочередного заседания 12 октября) , и в каждом случае на повестке дня стояли острые вопросы современной церковной жизни. ВЦС было принято новое Положение о Международных Рождественских образовательных чтениях, сделано важное заявление в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя. В заявлении, в частности, звучат значимые и актуальные для ситуации в нашей стране слова: «Сохранение устоев общества немыслимо без уважения к памяти павших за Отечество. Кощунственные действия, совершенные в храме, воздвигнутом в память русских воинов 1812 года, являются особенно вызывающими в период празднования двухсотлетия их подвига. Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками — задача государства, уважающего своих граждан».
Патриарх несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода. С 2010 года в нашей Церкви успешно работает новый для Церкви механизм осуществления соборности – Межсоборное присутствие. За прошедший год в его профильных комиссиях и рабочих группах шла интенсивная работа по подготовке проектов документов к приближающемуся Архиерейскому Собору. Затем состоялось обсуждение этих проектов в епархиях и в Интернете. В минувшем ноябре с учетом поступивших поправок проекты этих документов рассмотрела редакционная комиссия под моим руководством. А в конце того же месяца состоялись президиум и пленум Межсоборного присутствия . В связи с работой пленума хотел бы отметить, что мы являемся свидетелями появления новых способов решения вопросов внутрицерковной жизни. Во время пленума было отрадно наблюдать широкую общецерковную дискуссию, которая формируется в рамках этого важного рабочего органа. 
В контексте взаимополезного и взаимоуважительного диалога с высшими органами государственной власти, выступая от лица Русской Православной Церкви, я неоднократно в прошедшем году встречался с Владимиром Владимировичем Путиным, весной вступившим в должность Президента Российской Федерации, а до этого бывшим Председателем Правительства. Особо значимой считаю встречу В.В. Путина с руководителями традиционных религиозных общин России, состоявшуюся в Даниловом монастыре , на которой поднимались насущные вопросы взаимодействия государства и традиционных религий на благо общества.
7 мая я присутствовал на торжественной церемонии инаугурации Президента России, а также совершил в Благовещенском соборе Кремля особый чин молебного пения по случаю вступления в должность новоизбранного Главы государства. 
Кроме того, я неоднократно встречался с Дмитрием Анатольевичем Медведевым как в период его работы на посту Президента Российской Федерации, так и после вступления его в должность Председателя Правительства. Немалое церковно-государственное значение имело проведенное совместно с Дмитрием Анатольевичем 25 сентября сего года четвертое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Регулярно проходят мои встречи с мэром Первопрестольного града Сергеем Семеновичем Собяниным. В духе взаимопонимания решаются насущные вопросы церковной жизни столицы, в том числе и вопросы реализации программы строительства 200 храмов. Благодаря поддержке москвичей программа действует и получает широкое общественное признание.
Также в этом году проходили многочисленные рабочие встречи с членами Правительства России, Полномочными представителями Президента в Федеральных округах, с главами зарубежных государств и правительств, чрезвычайными и полномочными послами ряда стран. Эти встречи были посвящены актуальным вопросам взаимодействия Церкви, общества и государственных институтов, международного сотрудничества.
Продолжается процесс образования новых епархий, дающий заметный положительный импульс дальнейшему устроению и развитию церковной жизни. В 2012 году в России образовано 35 новых епархий . В целях улучшения координации деятельности и управляемости епархий, находящихся в одном субъекте Российской Федерации, было образовано 17 новых митрополий .

Одной из важных составляющих Первосвятительского служения является его общение и совместная молитва с Предстоятелями братских Поместных Православных Церквей. Так, 27-29 апреля я совершил визит в Болгарскую Православную Церковь и имел радость сослужения и молитвенного общения с ее Предстоятелем – ныне покойным Святейшим Патриархом Максимом, с архиереями, клиром и паствой Болгарской Православной Церкви. В ходе визита состоялись встречи с государственным руководством Болгарии , с представителями общественности, с нашими соотечественниками.
8-11 июня состоялся мой визит в Кипрскую Православную Церковь, во время которого мы вместе с ее Предстоятелем – Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II – совершили Божественную литургию в новом величественном храме Святой Софии. Посетив кипрские митрополии, встречаясь с Главой государства , официальными лицами, общественностью, я выразил надежду на развитие отношений между нашими Церквами и народами, а также уверенность в том, что народ Кипра вновь станет единым и святыни северной части сего «Острова святых» вновь будут доступны верующим. Отрадно было совершить освящение закладного камня на месте строительства первого русского храма Кипра, встретиться с соотечественниками. В день завершения визита мне была передана великая святыня – ковчег с частицей святых мощей праведного Лазаря – дар нашему православному народу от Кипрской Церкви.
Несколько слов хотел бы сказать о визите в Республику Польша, который я совершил с 16 по 19 августа по приглашению Предстоятеля Польской Православной Церкви – Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы. Вместе с Предстоятелем, архипастырями и духовенством Польской Церкви я посетил православные храмы и монастыри страны, встретился с ее Президентом , государственными, общественными и религиозными деятелями , духовенством Католической Церкви в Польше. В день Преображения Господня при большом стечении народа мы с Блаженнейшим Владыкой совершили Божественную литургию в одном из самых почитаемых православными верующими мест Польши – на Святой горе Грабарке.
Также в ходе визита мною и председателем Польской католической епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом было подписано Совместное послание народам России и Польши. Этот документ не относится к числу богословских и не затрагивает вопросы вероисповедания, но содержит призыв к примирению и развитию братских отношений между россиянами и поляками. Еще раз хочу подчеркнуть, что Послание призвано способствовать улучшению взаимоотношений наших братских народов, переживших немало исторических испытаний.
С 9 по 14 ноября 2012 года по приглашению Блаженнейшего Патриарха Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофила III и Священного Синода Иерусалимской Православной Церкви я совершил паломнический визит на Святую Землю. Данная поездка послужила укреплению братских отношений с Иерусалимским Патриархатом. Вместе с Блаженнейшим Патриархом Феофилом я совершил Божественную литургию в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, поклонился величайшим христианским святыням в Израиле, Палестине и Иордании. Во время поездки неоднократно встречался с паломниками из стран, входящих в территорию канонической ответственности Русской Церкви. Отрадно, что ежегодно более полумиллиона наших соотечественников приезжают на Ближний Восток, чтобы поклониться местам, связанным с земной жизнью Спасителя и его учеников. Можно с уверенностью сказать, что сегодня именно чада нашей Церкви определяют картину православного присутствия на Святой Земле. Об этом я говорил, встречаясь с государственными руководителями , общественными и религиозными деятелями Израиля, Палестины и Иордании.

В текущем году я также совершил архипастырские визиты на Украину , в Белоруссию , в Казахстан , в Японию , а также в 16 епархий России .
Во время посещения Украины 28 июля 2012 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, который является государственным праздником в России, Белоруссии и на Украине, я совместно с Блаженнейшим Владыкой Владимиром совершил Божественную литургию в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. Во внимание к усердным трудам Владыки и в связи с 50-летием его служения в священном сане, а также 20-летием пребывания на Киевской кафедре я вручил Блаженнейшему Митрополиту Владимиру высокие церковные награды, отметил важность его трудов, совершаемых во имя единства и процветания Православной Церкви.
Визит в Японию, приуроченный к сотой годовщине преставления святого равноапостольного Николая Японского, немало послужил укреплению духовных и культурных связей между нашими народами. В ходе поездки я встречался с Императором Японии Акихито, с которым мы говорили о различных аспектах российско-японских отношений, в частности, в сфере духовных и культурных связей между нашими странами. Японская Автономная Православная Церковь является одним из тех мостов, который на глубоком внутреннем уровне соединяет народы России и Японии. Участие Русской Церкви в помощи народу Японии в преодолении последствий разрушительных стихийных бедствий также в значительной степени благоприятствовало развитию двусторонних отношений.

К сожалению, природные катаклизмы не обошли стороной и Россию. 23 июля я посетил город Крымск Краснодарского края, сильно пострадавший в июле сего года от наводнения. В результате обрушившейся на регион стихии было затоплено свыше семи тысяч жилых домов в Геленджике, Крымске и Новороссийске, в ряде поселков Краснодарского края. В храме Архангела Михаила города Крымска, на территории которого был расположен церковный штаб помощи пострадавшим, я совершил молебен и литию об «упокоении душ усопших новопреставленных рабов Божиих, жителей града сего и земли сей, от внезапного нашествия водной стихии и потопления в ней скончавшихся». Также были вручены церковные награды участникам мероприятий по спасению пострадавших, оказана материальная помощь школе №3 г. Крымска. Кроме того, я ознакомился с работой церковного штаба помощи, который успел распределить среди нуждающихся свыше 900 тонн гуманитарного груза из Москвы и других регионов России. Поддержка была оказана более 20 тысячам жителей Крымска и близлежащих населенных пунктов, понесших ущерб от стихии. Общее количество добровольцев, прибывших работать в церковный штаб, – 397 человек. Из них – 50 студентов и преподавателей Московских и Санкт-Петербургских духовных школ, а также Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российского православного университета. Хочу особо отметить важность и своевременность церковного участия в этом богоугодном деле. Значительные средства, собранные Церковью, целенаправленно расходуются на оказание адресной помощи пострадавшим жителям Крымска и других поселений. Отрадно отметить слаженную и профессиональную работу Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Благодаря трудам его работников наша помощь дошла до многих нуждающихся. Надеюсь, что и впредь такая работа будет организовываться на не менее высоком уровне.
В течение года я по обыкновению посещал ставропигиальные монастыри как в Москве, так и за ее пределами.
За истекший год мною было совершено 244 богослужения. В 2012 году я возглавил 41 епископскую  и 21 иерейскую хиротонию , совершил 25 освящений храмов, а также закладных камней в основание будущих церквей .

Кроме того, хотел бы особое внимание уделить некоторым значимым событиям церковной жизни Москвы за истекший год.

Одним из них стало празднование 200-летия Бородинской битвы. 8 сентября, в день ее годовщины, я совершил Божественную литургию в Спасо-Бородинском монастыре, куда накануне из г. Смоленска была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Затем образ был торжественно перенесен в Храм Христа Спасителя. У стен Кафедрального собора по окончании Литургии состоялся многотысячный молебен перед чудотворным образом Смоленской Одигитрии. Хотелось бы поблагодарить Правительство города Москвы и лично Мэра столицы Сергея Семеновича Собянина за помощь в организации и подготовке этих важных праздничных мероприятий.
Знаковым событием истекшего года стало и молитвенное стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени, бывшее 22 апреля 2012 года после Божественной литургии у Храма Христа Спасителя. Перед началом молебна были пронесены крестным ходом вокруг Собора ковчег с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня, а также святыни, подвергшиеся в последнее время осквернению. На молитвенное стояние собрались десятки тысяч верующих не только из столицы, но и из других регионов нашего Отечества .  В тот же день молебны в защиту веры были также совершены во всех кафедральных храмах Русской Православной Церкви.
В мае этого года в Москве прошли торжества по случаю 5-летия подписания Акта о каноническом общении , которым было восстановлено единство Поместной Русской Церкви.
Традиционно важным является празднование Дня славянской письменности и культуры. 24 мая 2012 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, совпавший с праздником Вознесения Господня, я имел радость сослужить с высоким гостем – Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом. Перед началом богослужения на Соборной площади Кремля состоялась встреча великой святыни – чудотворной Иверской иконы Божией Матери, переданной Русской Церкви 6 мая сего года В.В. Путиным.
По окончании Литургии состоялся торжественный крестный ход с Иверской иконой к храму Василия Блаженного на Красной площади. У стен этой древней церкви был совершен праздничный молебен, собравший вместе множество верующих. Отрадно отметить, что с каждым годом растет масштаб празднования Дня славянской письменности и культуры в нашей стране.
4 ноября 2012 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в День народного единства, а также 400-летия преодоления Смуты и восстановления российской государственности, была совершена Божественная литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Затем вместе с Президентом России В.В. Путиным, а также лидерами традиционных религиозных общин я возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и  князю Дмитрию Пожарскому на Красной площади, после чего состоялась церемония открытия XI церковно-общественной выставки-форума «“Православная Русь” – к Дню народного единства» в московском Манеже.
 
Кроме того, за прошедший год я возглавил и участвовал в заседаниях ряда попечительских советов.

Статистика


Традиционно в своем докладе я оглашаю ключевые статистические данные о столичной епархии.
Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы – 894. Из них: Кремлевских соборов – 6, кафедральных соборов – 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях – 18, храмов при представительствах Православных Церквей – 8, крестильных храмов – 22, часовен – 79, храмов Патриарших подворий – 82, монастырских храмов – 84, монастырских часовен – 2, приходских храмов – 475, храмов в стадии строительства – 90, временных храмов на территориях строительства храмов по «Программе-200» – 26.
При этом храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют приходские общины, – 383. В это число входят кафедральные соборы, храмы при представительствах Православных Церквей, монастыри, приходские храмы, патриаршие подворья, временные храмы.
23 храма еще не освобождены прежними арендаторами.
Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы по-прежнему осуществляют Московская духовная академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет .
Особого внимания заслуживает деятельность Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
На данный момент в этом учебном и научном заведении обучается 216 человек, в том числе по магистерской программе – 39, по кандидатской программе – 88, по докторской программе (PhD и ВАК) – 41, соискателей  кандидатской и докторской степеней – 32.
16 человек находятся в академическом отпуске.

Число священнослужителей г. Москвы за минувший год увеличилось на 146 человек. Из них бывшие клирики Московской областной епархии – 64 человека. 21 клирик принят из других епархий, 43 священнослужителя приняты в клир. В текущем году клир Москвы пополнился также на 18 человек за счет выпускников духовных школ, 4 человека перешли в другие епархии.
За минувший год 3 священника из клира г. Москвы запрещены в священном сане, 2 – лишены сана, кроме того, 12 священнослужителей преставились ко Господу:
•    протоиерей Владимир Сафонов 08.01.2012;
•    протоиерей Алексий Зотов 12.02.2012;
•    диакон Вениамин Колдин (заштатный) 15.02.2012;
•    священник Владимир Перфилов 05.03.2012;
•    диакон Димитрий Хрусталь 10.05.2012;
•    священник Вячеслав Трусов 21.05.2012;
•    протоиерей Димитрий Фролов (заштатный) 02.06.2012;
•    протоиерей Аркадий Тыщук 01.07.2012;
•    протоиерей Вадим Стрельбицкий (заштатный) 09.07.2012;
•    священник Валериан Романов (заштатный) 20.10.2012;
•    протоиерей Игорь Синицын 29.10.2012;
•    протоиерей Герасим Иванов 06.12.2012.
Кроме того, скончались клирики и насельники ставропигиальных монастырей:
•    схиигумен Иосиф (Белицкий) – Иоанновский женский монастырь, г. Санкт-Петербург;
•    архимандрит Феодор (Андрющенко) – Свято-Троицкая Сергиева лавра;
•    схимонах Порфирий (Краевский) – Оптина пустынь;
•    игумен Ксенофонт (Малин) – Свято-Троицкая Сергиева лавра;
•    инокиня Анфиса (Бахтина) – Пюхтицкий монастырь;
•    монахиня Гликерия (Тихонова) – Пюхтицкий монастырь;
•    монахиня Анатолия (Зуева) – Пюхтицкий монастырь;
•    монахиня Вера (Юхова) – Пюхтицкий монастырь;
•    монахиня Евстолия (Кунинец) – Свято-Троицкий Корецкий монастырь;
•    монахиня Поликсения – Свято-Троицкий Корецкий монастырь;
•    монах Пимен (Ерышев) – Данилов монастырь.

Прошу соборно пропеть почившим «Вечную память».
О реализации постановлений Епархиального собрания 2011 года
Прежде чем приступить к изложению ситуации по отдельным направлениям епархиальной деятельности, хотел бы представить краткую информацию о реализации Постановления Епархиального собрания 2011 года. Сразу же оговорюсь, что данный раздел включает в себя лишь общий обзор результатов работы епархиальных и отчасти синодальных учреждений. Более же подробно все принятые меры будут охарактеризованы в соответствующих частях доклада.

?    Достигнута договоренность с Департаментом жилищной политики г. Москвы об оказании помощи в льготном предоставлении жилья многодетным священникам. Были составлены и направлены в Департамент списки священнослужителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
?    В Юго-Западном викариатстве издан «Справочник по организационно-практическим мероприятиям Юго-Западного викариатства города Москвы на 2012 год от Святой Пасхи». Аналогичное издание выпущено в Северо-Восточном викариатстве. В Западном и восточном викариатствах запланировано начать выпуск соответствующих информационных материалов с 2013 г. Выражаю надежду на то, что в наступающем году работа по выпуску справочников с планами внебогослужебных мероприятий будет продолжена, и соответствующие издания появятся во всех столичных викариатствах.
?    В мае 2012 года Комиссией по социальному служению совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению были разработаны новые формы отчетности и предложены для обсуждения в викариатствах города Москвы. Основным нововведением является предоставление информации в форме, удобной для включения ее во всероссийскую базу данных по социальному служению. Данная база будет важным инструментом в развитии межепархиальных социальных проектов. Комиссиям по делам молодежи и по воскресным школам следует активней заниматься этим вопросом.
?    Практически все столичные храмы, даже строящиеся, обзавелись своими сайтами в Интернете.
?    На уровне викариатств, благочиний и приходов города Москвы были проведены занятия для дежурных по храму, работников свечных ящиков и церковных лавок с целью повышения церковной грамотности и культуры общения сотрудников, а также для выработки навыков поведения в нестандартных и экстраординарных ситуациях.
?    Юридической службой Патриархии составлен перечень расположенных на территории г. Москвы объектов религиозного назначения, закрепленных за сторонними организациями и предложенных к включению в план передачи религиозным организациям в 2011-2012 гг. Также были сформированы и направлены в государственные органы пакеты документов на передачу в церковную собственность 96 объектов недвижимости.  Надеюсь, что предпринятые меры послужат восстановлению прав Церкви на ранее принадлежащее ей имущество и будут содействовать улучшению положения бедствующих приходов.
?    Комиссией по благотворительности и социальному служению совместно с Юридической службой Московской Патриархии разработан проект типового договора между медицинским учреждением и приходом. В настоящее время заключено 45 таких договоров. 17 лечебных заведений отказались от их заключения. Остальные договоры находятся на рассмотрении у руководства лечебного учреждения. Работа в данном направлении продолжается.
?    Мною было направлено обращение в Правительство столицы о выделении на одном из московских кладбищ специального участка для христианского погребения детей-сирот. В настоящее время на открывшемся в октябре 2012 года Алабушевском кладбище города Москвы выделен участок площадью 0,45 га. В данный момент оформляется необходимая документация и разрабатывается проект благоустройства участка.
?    Предприняты меры по разрешению комплекса проблем, связанных с освобождением от сторонних организаций территорий ряда московских обителей.
?    Комиссией по благотворительности и социальному служению были собраны данные о многодетных и малообеспеченных семьях, получающих помощь в московских приходах. На приходах сформированы соответствующие списки нуждающихся.
?    Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства рассмотрела предложение Епархиального собрания 2011 года о составлении объединенного чина исповеди и Причастия тяжелобольных и сокращенного чина елеосвящения и представила свои пожелания Патриарху. Данное чинопоследование было утверждено на последнем заседании Священного Синода.
?    Управлением Московской Патриархии по городу Москве совместно с Управлением по заграничным учреждениям начата разработка Положения о приходских и благочиннических паломничествах. К сожалению, проект еще не завершен. Я обращаю внимание обеих структур на необходимость в двухмесячный срок завершить процесс и представить мне на утверждение проект Положения.
?    Принят комплекс мер, направленных на решение вопроса о финансировании столичных православных школ.
?    В результате взаимодействия с компетентными структурами городской власти были приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления финансовой и имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
?    Юридической службой Московской Патриархии во взаимодействии с Комиссией по делам православных общеобразовательных учебных заведений при Епархиальном совете г. Москвы был изучен вопрос о переквалифицировании православных школ из приходских в межприходские с изменением количества приходов-учредителей, а также проведены переговоры с Министерством юстиции.
?    В настоящее время на рассмотрении правящего архиерея Первопрестольного града находится проект структуры Епархиального ОРОиК, а также кандидатура на должность его председателя, которая была предложена профильным Синодальным отделом.
?    Синодальным ОРОиК проводится работа по формированию базы данных, которая позволит координировать деятельность всех московских викариатств в области развития православного образования. Постепенно налаживается взаимодействие с методическими учреждениями, Федеральным институтом развития образования, Московским институтом открытого образования в области подготовки преподавателей по Основам православной культуры.

Церковь и общество на канонической территории Московского Патриархата


Уходящий год был насыщен рядом значимых юбилейных дат, связанных с историей нашей Церкви и Отечества. Мы отмечали 5-летие подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей, 400-летие преодоления Смутного времени, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года и 1150-летие зарождения российской государственности.
В мае этого года мы торжественно отметили 5-летие подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Для участия в празднествах прибыла делегация Русской Православной Церковью Заграницей во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. В ходе визита делегация посетила также Дивеево и Санкт-Петербург. 19 мая, в день Собора новомучеников и исповедников Российских, была совершена Божественная литургия на Бутовском полигоне, а 20 мая – в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением мы возносили прошения об упокоении душ приснопамятных Патриарха Алексия II и митрополита Лавра. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен о восстановлении единства нашей Церкви. Затем в Зале Церковных Соборов состоялся торжественный акт. В октябре сего года в рамках юбилейных мероприятий в Лондоне прошло первое в истории Совещание архиереев Русской Православной Церкви, несущих служение за пределами ее канонической территории.
Празднуя в уходящем году 400-летие победы ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, мы с благодарностью вспоминали подвиг святителя Гермогена, сыгравшего особую роль в преодолении Смуты, духовно вдохновлявшего народ на борьбу с иноземными захватчиками, призывавшего соотечественников твердо стоять в вере православной и крепко держаться традиций предков. Именно благодаря его усилиям, его пламенным воззваниям народ смог сплотиться и изгнать захватчиков из пределов Отечества.
В память о святителе, явившем пример беззаветной преданности Богу, Церкви Православной и своей Родине, прошли праздничные мероприятия.
Так, в Москве состоялись слушания Всемирного русского народного собора на тему «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству». Они были посвящены значению подвига святого Патриарха для нашего времени. В марте сего года я возглавил церемонию закладки памятника святителю Гермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля, а также совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в его честь в Крылатском.
Значимым событием в религиозной и общественной жизни столицы стало торжественное празднование 200-летия победы в Отечественной войне. 9 сентября сего года я совершил Божественную литургию и молебное пение в Храме Христа Спасителя в память об избавлении России от нашествия Наполеона. По этому случаю в Первопрестольный град была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Именно перед этим образом войска М.И. Кутузова молились накануне Бородинского сражения. Несмотря на холод и ненастную погоду, помолиться перед святыней о стране нашей, о Церкви Русской пришли тысячи верующих. Во время Божественной литургии было оглашено Совместное послание народам России и Польши.
В минувшем году мы отмечали еще одну знаменательную дату –        1150-летие зарождения российской государственности. Православная вера, принесенная на нашу землю святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, на протяжении веков была краеугольным камнем восточнославянской цивилизации, ее прочным духовным фундаментом. Немаловажную роль сыграла она и в становлении и укреплении нашей государственности. Православная Церковь, заботясь о своей пастве, всегда являла готовность соработничать с государственной властью в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания народа, стремилась вносить свой вклад в сохранение национального культурно-исторического наследия.   
Но, к сожалению, эти усилия Церкви не всеми и не всегда воспринимаются адекватным образом. В последнее время все чаще и чаще из определенных агрессивно настроенных кругов – тех, кто категорически не заинтересован в христианизации и духовном просвещении нашего народа, раздаются лживые обвинения в адрес Церкви о якобы происходящем ее сращивании с государственной властью. Говоря на эту тему, я уже неоднократно имел возможность показать нашим недоброжелателям, что эти утверждения – лишь пустой миф, не имеющий ничего общего с современными условиями бытия Русской Православной Церкви.
Для того чтобы в этом убедиться, советую всем сомневающимся взять на себя труд и заглянуть в главный закон страны, где черным по белому написано о светском характере нашего государства, а также ознакомиться с положениями Основ социальной концепции Церкви, в которых обозначены принципы взаимоотношений Церкви и светской власти.
Важно понимать, что Церковь и государство – совершенно разные установления: Церковь не собирается усваивать себе государственных функций, поскольку ее задача – не поддерживать законность и внешний порядок, чем, собственно говоря, и занимаются институты светской власти, а насыщать души людей, заботиться об их духовно-нравственном состоянии, утверждать евангельские ценности в жизни общества. 
Более того, Церковь не стремится к обретению статуса государственной. Горький опыт прошлого столетия показал, что любая привязка к государственной машине чревата тем, что со сменой политического строя Церковь будет неизменно отождествляться в сознании людей с прежним курсом и режимом. Но Церковь находится вне политики, она выше политических страстей и разделений. Церковь свидетельствует о «Царстве Духа», объединяет людей на основании евангельских ценностей и идеалов, соединяет людей во Христе.
Повторяю: распространение мифа о сращивании Церкви и государства является ничем иным, как одним из способов борьбы с Православием. И в распространении этого мифа заинтересованы те, кого раздражает сам факт присутствия Церкви в публичном пространстве, раздражает ее возрастающее влияние на формирование у наших соотечественников определенных ценностных приоритетов – приоритетов, которые не согласуются с навязываемым ныне обществу потребительским образом жизни.
Вместе с тем, несмотря на светский характер государства, на его религиозно-мировоззренческий нейтралитет, Церковь призвана свидетельствовать ему «на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности» .
Отвлекаясь немного в сторону, хотел бы сказать, что в этом вопросе Церкви пока удается отстаивать интересы верующих. В частности, в ходе  консультаций с московскими властями городские чиновники высшего звена неоднократно заявляли, что при внедрении новых электронных идентификаторов личности будет сохранен принцип добровольности. Несмотря на это многие граждане в своих письмах сообщают о фактах принуждения принятия новых электронных документов со стороны чиновников. Подобные сообщения вызывают беспокойство и служат дополнительным поводом для продолжения диалога представителей Церкви и государства.
Члены Церкви, являясь одновременно членами общества и гражданами государства, призваны в своей повседневной жизни, при исполнении своих гражданских обязанностей руководствоваться христианской совестью и евангельскими принципами вне зависимости от имеющегося социального статуса. Это касается как рядовых граждан, так и тех, кто занимает ответственные должности.

***
Многим людям минувший год запомнится рядом неоднозначных и даже скандальных событий в политической и общественной жизни нашей страны. К сожалению, некоторые из них не обошли и Церковь.
В последнее время все мы стали свидетелями череды кощунственных актов, инспирированных силами, враждебно настроенными по отношению к Православию. Оппоненты Церкви назвали данные выходки антиклерикальными действиями. Однако те, кто использует подобные слова, подчас не имеют представления о том, что такое клерикализм и антиклерикализм. Речь идет не об антиклерикализме – речь идет о том, что Церковь стала «неудобной» для некоторой части общества, ведь она все громче возвышает свой пастырский голос, чтобы свидетельствовать миру об Истине, что есть правда Божия, а что – ложь. Церковь говорит людям: абсолютный критерий добра и зла – это не человеческие суждения, а закон Господень, данный свыше и начертанный в сердце каждого человека.
Во многих СМИ была развязана настоящая информационная кампания против Православной Церкви. Создавалось впечатление, что антицерковные силы как бы тестируют наш народ на готовность защищать самое дорогое, на готовность защищать свою веру.
И на этот тест люди ответили многообразным и активным выражением своей позиции: социологические службы зарегистрировали, что абсолютное большинство россиян относятся к произошедшему как к кощунству . Люди сохраняют высокое доверие к Церкви и готовы защищать свои духовные идеалы и святыни.
Отрадно, что у верующих людей возникло естественное желание защитить свои святыни. Именно поэтому 22 апреля сего года, в неделю 2-ю по Пасхе, когда Церковь празднует память святого апостола Фомы, на молебное пение и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени собрались многочисленные верующие. По уточненным данным ГУВД столицы, более 65 тысяч человек из Москвы, Подмосковья и других регионов России пришли в этот день к главному храму страны. Многие государственные и общественные деятели однозначно осудили факты кощунственных действий.
Организаторы провокаций просчитались и не смогли достичь поставленных целей. Причина этого состоит, прежде всего, в том, что оскорбления задели лично миллионы людей, затронули самые глубинные и светлые чувства, которыми живет человек и благодаря которым его жизнь обретает смысл и ценность.
Более того, выступления антицерковных сил только сплотили православные общины. Абсолютно все разговоры о внутреннем расколе в Церкви, об отходе от нее верующих оказались блефом, идеологической мифологемой, не подтверждаемой фактами. Показательно, что нам неизвестно ни одного достоверного случая ухода из Церкви ее чад в результате развязанной антицерковной кампании. А заявления неких лиц, якобы потерявших доверие к Церкви, еще раз свидетельствуют о том, что эти люди по образу жизни и по содержанию своей веры никогда к Церкви и не принадлежали.
Произошедшее должно стать уроком для вдохновителей и организаторов антиправославных действий. Для каждого, хоть сколько-нибудь знакомого с историей христианства, вполне очевидна непреложная, утверждаемая веками истина: любые нападки и притеснения только укрепляют Церковь. В эпоху древних гонений на христианство этот тезис был ярко и метко сформулирован следующим образом: «Кровь мучеников есть семя Церкви».
Однако это не должно подвигать нас к триумфализму. Следует помнить о происшедшем, храня в неизменности переданную нам от отцов веру и продолжая свидетельствовать Евангелие Христово со всяким дерзновением (см. Деян. 28, 31).
Хотел бы отметить усилия православных общественных организаций, включая молодежные, представителей православной интеллигенции, которые, проводя мирные акции или делая заявления в поддержку Церкви, стараются смело отвечать на вызовы, бросаемые нам недоброжелателями. Деятельность православных общественных организаций в настоящее время становится все более заметной, в их ряды активно вступают новые члены. Полагаю, что данную работу необходимо и дальше развивать. При этом еще раз подчеркиваю: защита святынь в православном понимании исключает ненависть к оппонентам, но, напротив, предполагает действия, исполненные спокойствия и достоинства.
Отрадно, что представителями православной общественности регулярно ведется активная просветительская работа на различных форумах, круглых столах и в Интернете. Нашим ответом на складывающуюся ситуацию должны стать миссионерские усилия, а также собственный пример праведной жизни во Христе. Только так можно преодолеть то отчуждение, которое искусственно пытаются создать между Церковью и маловоцерковленной частью наших сограждан или неверующими людьми.


Информационное взаимодействие Церкви с обществом


Информационное взаимодействие с обществом занимает особое место в церковной повестке дня. И минувший год еще раз подтвердил необходимость постоянных усилий для оптимизации нашего присутствия в медийной среде. Это актуально как на общецерковном уровне, так и на уровне каждой епархии. Московская городская епархия не является здесь исключением.
Как вы знаете, в этом году появился сайт епархии города Москвы, однако в результате хакерской атаки все его содержимое было безвозвратно уничтожено. К счастью, на данный момент сайт после долгого перерыва возобновил свою работу благодаря усилиям специалистов, направленным на обеспечение безопасного функционирования интернет-ресурса.
Столичным приходам, большинство которых имеет свои интернет-страницы, пришло время выходить за рамки простого информирования о жизни общины, новости которой подчас ограничиваются расписанием богослужений. Сайты должны становиться центрами виртуального общения, в некоторой мере компенсируя недостаток внутриприходских связей. Современные реалии таковы, что нужно использовать любую возможность для укрепления единства наших прихожан, которые, увы, нередко лишь знают друг друга в лицо.
Хотелось бы, чтобы московские настоятели принимали во внимание общецерковный опыт интернет-коммуникаций. В этом году в сети Facebook была открыта страница Синодального информационного отдела о Предстоятеле Церкви . Это показательный пример выстраивания интерактивного диалога с верующими, которые должны быть уверены: мы слышим их и готовы помочь найти ответы на их вопросы. Неразумно ждать, пока современная молодежь посетит храм, когда нам будет удобно их принять.
Однако общение с паствой в социальных сетях, сколь бы интересным и полезным оно ни было, не может заменить общения личного. Наша задача заключается в том, чтобы, свидетельствуя о Христе всеми доступными нам способами, помогать людям найти Бога, прийти в храм, обрести духовную опору и осознать ценность личного общения с братьями и сестрами о Господе.
Присутствие Церкви в информационной среде, в том числе в Интернете, дает многим людям возможность сделать первые шаги по пути спасения. Например, кампания по оказанию помощи и сбору средств людям, пострадавшим от наводнения в городе Крымске Краснодарского края, которая была развернута в Интернете после произошедшей трагедии, показала, сколько у нас людей, неравнодушных к горю других. Этот добрый порыв не должен иссякнуть после того, как непосредственная цель сбора помощи достигнута.
Во многом заслуживающим внимания стало информационное сопровождение московской программы строительства 200 храмов. Несмотря на противодействие отдельных групп, которое ряд СМИ пытаются выдавать за общественное неприятие программы как таковой, наша инициатива пользуется поддержкой и отвечает запросам большинства москвичей. Все спорные ситуации, возникающие при реализации данной программы, удается разрешать путем открытого диалога, который находит отражение в медийной сфере.
В уходящем году была продолжена реализация решения Священного Синода, согласно которому газеты и журналы, распространяющиеся в храмах, а также в специализированных магазинах, должны получить специальный гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом». За прошедший год таковой гриф получили 22 издания. Но, к сожалению, не все приходские издания его имеют. Еще раз напоминаю: в наших приходах не могут распространяться издания, не имеющие грифа Синодального информационного отдела. Поэтому необходимо тем, кого это касается, безотлагательно получить таковой гриф.
В современной информационной среде любая новость, связанная с Церковью, рассматривается через лупу. Любой недостойный поступок человека, связанного с Церковью, вызывает шквал негативных публикаций. Несомненно, что ряд СМИ прибегает к использованию недостоверной, заведомо ложной информации, практикует технику информационных вбросов. Эти методы, характерные для информационных войн, подчас используются и против Церкви. Церковь учит людей праведной жизни, и мы, ее члены, как я уже сказал, призваны быть примером для неверующих и маловерующих не только в словах, но и делах. Тогда мы выиграем любую информационную войну, не вступая в нее.
Это не освобождает священников от необходимости изучения и понимания современной медийной ситуации. Церковь обязана отвечать на вызовы времени, и священнослужители должны иметь представление об основных тенденциях развития информационной среды.
На церковные издания в связи с этим возлагаются обширные информационно-просветительские и миссионерские задачи. В епархии г. Москвы СМИ развиваются, пожалуй, наиболее динамично. Думаю, что настоящий профессионализм и осознание важности совершаемого служения позволит церковным журналистам упрочить свой авторитет не только в церковных, но и в светских массмедиа.

***
Мы в общем-то уже привыкли к тому, что живем в информационную эпоху, но часто ли мы задумываемся о том, какие ценности и законы навязывает нам эта эпоха и какие изменения принесла она в интеллектуальную, эмоциональную и духовную жизнь человека?
С появлением масс-культуры черты массовости приобрели многие стороны культурной жизни. Массовым стало и публичное слово, ценность и влиятельность которого сегодня не всегда зависит от интеллектуальных дарований говорящего. Теперь трибуна зачастую принадлежит не тем, кто умнее, опытнее или компетентнее, а тому, кто хочет самоутвердиться и доказать другим свое превосходство. Современные СМИ, особенно Интернет, с одной стороны, каждому подарили право свободно высказываться, но, с другой стороны, они же стали и своеобразной ярмаркой тщеславия, шумным базаром, на котором побеждает тот, кто кричит громче.
В условиях острой конкуренции идей, точек зрения в ход идут самые жесткие способы борьбы за внимание аудитории. Но, к сожалению, на рациональное убеждение зачастую не остается времени ни у отправителей, ни у получателей информации. Гораздо проще завоевать внимание аудитории через эмоции. Именно поэтому современные массмедиа чаще апеллируют к инстинктам и низменным чувствам, чем к рассудку и совести. Ради повышения рейтингов читаемости некоторые медиаресурсы не только могут воспользоваться некачественной, недостоверной и непроверенной информацией, но и нередко не стесняются прибегать к откровенной, прямой лжи, чтобы «жареными» новостями привлечь внимание людей.
Нередко и нам навязываются подобные законы. Священники, посещающие теле- и радиопрограммы, рассматриваются как участники склок на потеху публике. К сожалению, некоторые из нас вольно или невольно становятся жертвами подобного формата общения. Это позорит достоинство священнослужителя, призвание которого быть не самым крикливым участником спора, но свидетелем Истины. Победить человека в споре – «пиррова победа» для пастыря, если это вызывает ожесточение и ненависть оппонента. Если клирик не способен сохранять пастырское достоинство в дискуссии, лучше вообще в нее не ввязываться.
Естественное для Церкви разномыслие, о котором говорил апостол Павел (см. 1 Кор. 11, 19), отражаясь в информационной среде, подчас принимает абсурдные формы. Многообразие мнений вполне проявилось в оценках многих событий минувшего года. В виртуальном пространстве формируются группы церковных либералов и консерваторов, которые ищут не Истину, не правду Божию, а способ как больнее уколоть, острее уязвить друг друга. Это весьма печальная тенденция. Внутрицерковные разделения, распри и вражда – свидетельство младенчества в вере, ребячества, которое подчас принимает хулиганские формы. Но если для медийного формата общения подобные явления вполне естественны, поскольку соответствуют современным представлениям о свободомыслии, то для нашей многовековой церковной традиции все это глубоко чуждо, как чуждо и противно это самому духу Евангельского учения.
Считаю важным еще раз сказать о том, что каждый священнослужитель должен осознавать огромную ответственность, которую накладывает на него присутствие в публичном пространстве. В своем стремлении привлечь общественное внимание к той или иной проблеме, необходимо помнить о недопустимости придания своим заявлениям или инициативам провокационных форм.
Церковное взаимодействие со СМИ находится в ведении специально учрежденного Синодального информационного отдела. Эта структура была создана в том числе для того, чтобы наше присутствие в масс-медиа способствовало развитию церковной миссии. Подчас специалистам информотдела, к сожалению, приходится иметь дело с негативными последствиями самодеятельности, за которую несут ответственность некоторые наши собратья. Поэтому хочу напомнить, что СИНФО всегда открыт для сотрудничества и братского совета.
Хотелось бы поделиться с вами еще одним наблюдением. Современный человек огромное количество времени проводит в Интернете. Вовлекаясь в виртуальное общение в социальных сетях и на форумах, он при этом легко поддается иллюзии анонимности и примеряет на себя различные поведенческие маски. Все это порождает многовекторность существования личности, лишает ее внутренней цельности. Кому-то кажется, что Интернет освобождает от ответственности за свои поступки и слова, ведь никто не видит твоего лица перед монитором и можно спрятаться от других за выдуманным именем – «ником». А потом, выплеснув на собеседника весь поток негативных эмоций, обидев кого-либо, можно просто выключить компьютер и никогда больше не заходить на этот сайт. Некоторые на исповеди раскаиваются только в тех грехах, которые они совершили в реальной жизни, вычеркивая из памяти все свои интернет-похождения, словно это было сделано не ими.
Живя в информационном обществе, пользуясь Интернетом и другими современными средствами коммуникации, мы тоже оказываемся искушаемыми соблазнами нашего времени. Будем же бодрствовать сами и помогать другим не попадаться в сети искушений. Будем бдительны и в отношении своих собственных слов и поступков, не давая повода, ищущим повода (см. 2 Кор. 11, 12), дабы не похулилось имя Божие и не посрамилась наша вера.

В завершение этого раздела хотел бы сказать несколько слов о нашем официальном издании – «Журнале Московской Патриархии». В 2012 году журнал запустил ряд новых проектов: видеоприложение «Первосвятительское слово» и первое специализированное приложение «Храмоздатель», посвященное проектированию, строительству, реставрации и убранству храмов. В самом журнале особо следует отметить рубрику «Межсоборное присутствие» и новый раздел «Беседа с духовником», в которой авторитетные пастыри делятся своим опытом и размышляют об устроении духовной жизни священников и мирян в современном мире.
Среди достижений уходящего года – завершение первого этапа по оцифровке уникальных архивов журнала. В ноябре был открыт сайт, на котором в графическом и текстовом виде в свободном доступе размещен архив «Журнала Московской Патриархии» с 1943 по 1954 год.
По традиции хочу напомнить, что  каждый клирик Москвы должен быть подписан на «Журнал Московской Патриархии», а каждый храм – на 3-5 экземпляров, чтобы и прихожане имели возможность регулярно читать официальное издание Русской Православной Церкви.

Монастыри

Скажу несколько слов о монастырях города Москвы и прочих ставропигиальных обителях.
В связи с расширением административных границ столицы в число монастырей, находящихся в непосредственном подчинении Патриарху, вошла Троице-Одигитриева Зосимова пустынь, созданная попечением святителя Филарета Московского и трудами преподобного Зосимы Верховского.
Таким образом, на данный момент к ставропигиальным относятся 28 обителей: 14 мужских и 14 женских.
В мужских монастырях по данным на 2012 год несут послушание 929 насельников (мантийных монахов – 705, иноков – 112, послушников, принятых в братию обителей, – 112).
В женских монастырях несут послушание 754 насельницы (пострижены в мантию – 365 человек, в рясофор – 260, послушниц, принятых в число сестер обителей, – 129 человек).
Итого: монашествующих во всех монастырях – 1683 человека. Из них постриженных в мантию – 1070, постриженных в рясофор – 372, находящихся в числе послушников – 241. Всего в обители поступило 54 человека, выбыло 29.
Относительно недавно в два мужских монастыря Москвы – Донской и Высокопетровский – назначены новые игумены. Желаю им всесильной помощи Божией в трудах по организации монашеской жизни, по совершенствованию пастырской работы с прихожанами.
В минувшем году произошли значимые для ставропигиальных обителей события: были совершены чины великого освящения возрожденных Никольского собора Покровского Хотькова монастыря, храма Смоленской иконы Божией Матери в Савватиевой пустыни на Соловках, введена в эксплуатацию летняя гостиница на Валааме.
Однако остается еще немало вопросов, которые необходимо решить,   в том числе и в сфере повышения уровня духовного образования своих насельников и  насельниц.Особенно это касается женских монастырей. Сейчас видны лишь первые, но еще недостаточные изменения.
Решение этой важной задачи должно быть основано на принципе, предложенном совместно Синодальным отделом по монастырям и Учебным комитетом. Он заключается в том, что духовные школы приходят в обители и монашествующие повышают свой образовательный уровень, не оставляя стен монастыря.
В качестве положительного примера использования данного принципа можно привести выездные занятия в Покровском женском монастыре, которые были организованы Центром образования духовенства г. Москвы при Московской духовной академии . Считаю, что этот опыт необходимо всесторонне развивать и в дальнейшем.
К процессу образования в монастырях целесообразно подключать профессорско-преподавательский состав духовных школ, расположенных рядом с конкретными обителями. К примеру, в московских монастырях занятия могут вести преподаватели Сретенской семинарии, в Хотьковом Покровском и Стефано-Махрищском монастырях – Московской духовной академии и семинарии, в Иоанновском монастыре – Санкт-Петербургских духовных школ. Конечно, при этом важно обращать внимание на то, чтобы приглашаемые специалисты обладали соответствующей квалификацией.
Сегодня при многих ставропигиях имеются подворья. До недавнего времени состояние их юридической документации оставляло желать лучшего. Иногда не хватало некоторых документов. В этом году принят типовой гражданский устав подворья, призванный упорядочить их деятельность. Всем подворьям необходимо активно включиться в процесс регистрации новых уставов, приведенных в соответствие с типовым, и тесно сотрудничать по данному вопросу с Юридической службой Московской Патриархии.
Монастыри продолжили свое социальное служение по уже ранее сложившимся направлениям работы. Нужно ясно понимать, что помощь обездоленным, утешение скорбящих и страждущих, поддержка немощных, забота о сиротах, пожилых людях являются не какой-то новомодной прихотью, данью веку сему, а нашим прямым долгом. Поэтому, со страхом и трепетом совершая свое спасение (см. Фил. 2, 12), будем соответствовать высокому званию христианина, свидетельствуя делами свою веру.
Добрые примеры исполнения заповедей о любви к Богу и ближним способны пробудить у прихожан, паломников и туристов уважение к монашеству, благоговение перед совершаемым подвигом. А у кого-то из посетивших монастырь возникнет желание иноческого жития.
При Покровском Хотьковом, Покровском Московском, Стефано-Махрищском, Саввино-Сторожевском монастырях, Троице-Сергиевой Лавре не один десяток лет существуют приюты. Хотелось бы узнать из ежегодных отчетов обителей не только о том, как живут в них дети, но и о том, как складывается их дальнейшая судьба, какой путь они выбирают, приспособлены ли они к самостоятельной жизни, какие у них профессиональные ориентиры.
Полагаю важным упомянуть и об активности монастырей в сети Интернет. Что представляют собой сегодня сайты некоторых обителей? Размещено много красивых фотографий и минимум информации. Такие интернет-странички мало о чем говорят посетителям. Иногда даже отсутствуют сведения о времени совершения богослужений, исповеди, о том, как добраться до монастыря, о возможности остаться на ночлег. Сайты редко обновляются и не содержат актуальных сведений о жизни монастырей.
Многие обители являются объектами культурного наследия и привлекают множество интересующихся не только духовной жизнью, но и историей, архитектурой, памятниками прошлого. Потому, создавая сайты, необходимо позаботиться об их достойном наполнении, чтобы люди могли найти ответы на самый широкий круг вопросов, связанных и с современной жизнью монастыря, и с его историей.
Наши интернет-проекты должны стать действенными инструментами интерактивной проповеди, миссионерства, вызывать у виртуальных гостей обители желание стать ее реальными посетителями, а может быть, даже и насельниками.
Монашествующие, зная, каким авторитетом среди верующих пользуется сам институт монашества, должны понимать свою высокую ответственность перед Богом и Церковью, являя пример подлинно христианской жизни, относиться ко всем приходящим в святые обители с терпением и смирением, без какого бы то ни было высокомерия и пренебрежения.
Будем помнить слова свт. Игнатия Брянчанинова: «Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему как на основание твоего жительства и монашеского подвига» (свт. Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Том 5, часть 3).
Приходская деятельность и пастырское служение

Итоги реализации «Программы-200»

Переходя к вопросам пастырского служения и приходской деятельности, прежде всего мне хотелось бы сказать о ситуации, сложившейся со строительством новых храмов в рамках реализации «Программы-200». В целом, можно сказать, что в 2012 году программа начала осуществляться на практике.
23 сентября я в сослужении архипастырей и духовенства викариатства Южного округа освятил храм в честь Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи в Братееве. Это первый из храмов, строительство которого завершено в рамках реализации указанной программы.
По данным, представленным Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата, по состоянию на декабрь 2012 года построено 8 храмов  в пяти округах (Южном, Юго-Западном, Западном, Северо-Восточном, Юго-Восточном). При этом следует сказать, что еще в начале года планировалось завершить строительство 11 храмов, однако из-за отсутствия стабильного финансирования срок сдачи трех объектов перенесен на 2013 год.
На 13 участках ведутся строительные работы, закончить которые планируется в 2013-2014 годах.
Завершена разработка проектной документации 36 храмов.
В 2013 году предполагается подготовить проектную документацию еще для 55 храмов. Кроме того, в 2013 году запланировано начать строительные работы на 20 строительных площадках.
В 2012 году была продолжена сложная работа по подбору земельных участков для новых храмов. В результате совместной с Правительством Москвы работы общее число участков, согласованных Церковью и столичным руководством, превысило 200. В это число входят также 19 участков, которые ранее были выделены приходам отдельными постановлениями Правительства Москвы и включены в «Программу-200» дополнительно.
Из числа согласованных с мэрией участков 62 уже оформлены. По остальным ведется кропотливая работа по согласованию, проведению публичных слушаний и утверждению градостроительной документации.
К сожалению, строительство храмов на 19 участках, расположенных в природных комплексах, не получило поддержки населения, и данные участки были исключены из «Программы-200». Среди причин отказов и плохо подобранные территории без предварительного учета мнения населения, и иногда, это также нужно признать, организуемое извне искусственное противодействие «Программе-200».
На данный момент ряд участков предоставляются под строительство храмов с обременениями, что во многом осложняет процесс согласования и зачастую вызывает критику у окрестных жителей. В этом случае особое значение приобретает готовность настоятеля будущего храма к диалогу с людьми, его умение терпеливо и в тоже время настойчиво объяснять церковную позицию всем вопрошающим, способность объяснить не только литургическое, но и социальное, культурное, просветительское значение храма.

Следует сказать, что места возведения храмовых зданий не остаются без молитвы. На большинстве участков, отнесенных к первой очереди строительства, регулярно служатся молебны. Одновременно с местной властью согласовывается размещение и производится установка временных храмов за счет средств приходов.
На 31  участке созданы Патриаршие Подворья и утверждены  настоятели (из них – 23 в нынешнем году).
Я призываю архипастырей, управляющих столичными викариатствами, помнить о том, что ваше участие в практическом воплощении «Программы-200» весьма значимо. Храм нуждается не только в строителях, но и в священниках, предстоящих Престолу, в служителях алтаря Господня. Поэтому прошу вас в оперативном порядке и в рабочем контакте с Юридической службой Московской Патриархии подготавливать предложения по проектам Патриарших Указов о создании Подворий и о назначении настоятелей, с тем чтобы в течение I квартала 2013 года на всех участках первой и второй очередей строительства были зарегистрированы новые приходы. Это чрезвычайно важно и для контроля за строительными работами, и для взаимодействия с органами местной власти, и для сбора пожертвований.

Несомненно, наиболее сложным с точки зрения практического решения остается вопрос сбора средств на осуществление «Программы-200».
21 марта 2012 года состоялось второе заседание Попечительского Совета Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы», на котором был утвержден финансовый план на 2012 год.
Объем средств включает в себя расходы по строительству 40 храмов, 20 из которых нуждаются в финансировании строительства и 20 – в оплате проектных работ. К настоящему времени 32 участка будущих храмов имеют жертвователей и благотворителей, чьи взносы полностью или частично покрывают имеющиеся материальные потребности. К таковым жертвователям относятся в том числе и сами приходы Московской городской епархии.
Сегодня выполнение финансового плана осуществляется за счет следующих мер:
?    взаимодействие с организациями, которые жертвуют денежные средства;
?    привлечение к строительству организаций, готовых выполнять строительно-монтажные работы за свой счет;
?    взаимодействие с организациями, жертвующими строительные материалы;
?    сбор пожертвований приходами;
?    сбор пожертвований Фондом при помощи интернет-сайта и SMS-сообщений.
К сожалению, на данный момент динамика сбора пожертвований не соответствует плановым показателям. В связи с этим необходимо активизировать работу по всем перечисленным направлениям.
Помимо сбора пожертвований и поиска источников их поступлений, Финансово-хозяйственному управлению следует изыскать все возможности для  обеспечения экономного и рационального использования поступающих денежных средств. Сделать это можно за счет снижения стоимости проектной документации, строительно-монтажных и иных работ. Для этого необходимо привлекать к работам новые проектные и строительные организации без ущерба для качества строительства, а также проводить строгий контроль за формированием смет и их выполнением.

Актуальные вопросы пастырского служения и приходской деятельности

В соответствии с практикой, оправдавшей себя в ходе подготовки и проведения предыдущих епархиальных собраний, я через своего Первого викария направил запросы управляющим викариатствами, благочинным, членам Епархиального совета, главам епархиальных комиссий с просьбой представить свои отзывы, предложения и замечания относительно организации приходской жизни в столице.
В результате был получен весьма значительный объем информации, полный пересказ которой занял бы продолжительное время и потому не может быть сделан в рамках настоящего доклада. Тем не менее, все поступившие сведения были систематизированы, проанализированы и на их основании сформулированы вопросы, вызывающие особое беспокойство московских клириков, а также выявлены наиболее актуальные темы для обсуждения.
Следует сказать, что сегодня именно приходские клирики в первую очередь сталкиваются с проблемами, являющимися следствиями тех общественно-политических процессов, о которых шла речь выше.
Известно, что пастырское служение не просто весьма ответственно, но чрезвычайно трудно, и мы не должны искать для себя легких путе




Публикация опубликованна на сайте Христианский портал Dubus.by.
http://dubus.by

Адрес публикации:
http://dubus.by/article.php?storyid=117