Поиск по сайту:  
 
Новости   Форум   Журнал   Статьи   Публикации   Галерея   Юмор   Скачать     Библия  
НОВОСТИ
Все новости сайта

Поиск
Google

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
trx тренажер купить, мастер тренеры.
 

Доклады и интервью патриарха Кирилла : Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы (2010 г.)

Разместил hanna в 22.12.12 11:12 (3065 Просмотров)
Патриарх Кирилл22 декабря 2010 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас, собравшихся ныне на очередное Епархиальное собрание града Москвы, которое объявляю открытым.

***

После избрания Заместителя председателя и секретаря собрания, членов собрания, подписывающих протокол, а также лиц, входящих в состав счетной и редакционной групп, было проведено тайное голосование для определения членов Епархиального совета.

В состав Епархиального совета по назначению вошли:

    архиепископ Истринский АРСЕНИЙ — заместитель председателя Епархиального совета
    протоиерей Владимир ДИВАКОВ — секретарь Епархиального совета

члены Епархиального совета:

    протоиерей Леонид РОЛДУГИН
    протоиерей Николай ИНОЗЕМЦЕВ
    протоиерей Максим ШЕВЦОВ
    протоиерей Вячеслав ШЕСТАКОВ

На предстоящие 3 года утвержден следующий состав комиссий:

1. Богослужебная комиссия

    протоиерей Александр ДАСАЕВ — председатель
    протоиерей Василий БАБУРИН
    протоиерей Сергий КНЯЗЕВ
    протоиерей Николай СКУРАТ
    священник Андрей НЕФЕДОВ
    монахиня СЕРГИЯ (Инютина)
    монахиня АНУВИЯ (Филиппова)
    инокиня АЛЕКСАНДРА (Газарян)

2. Экзаменационная комиссия

    протоиерей Геннадий НЕФЕДОВ — председатель
    протоиерей Леонид РОЛДУГИН
    протоиерей Василий ВОРОНЦОВ
    архимандрит ПЕТР (Поляков)
    протоиерей Николай ДИВАКОВ
    протоиерей Георгий МАРТЫНОВ

3. Ревизионная комиссия

    архимандрит ДИОНИСИЙ (Шишигин) — председатель
    протоиерей Александр АБРАМОВ
    протоиерей Димитрий МЕДВЕДЕВ
    протоиерей Николай ИНОЗЕМЦЕВ
    инокиня КСЕНИЯ (Чернега)

4. Искусствоведческая комиссия

    протоиерей Владимир СИЛОВЬЕВ — председатель
    протоиерей Леонид КАЛИНИН
    протоиерей Георгий МАРТЫНОВ
    протоиерей Николай ЧЕРНЫШОВ
    протоиерей Борис МИХАЙЛОВ
    протоиерей Андрей РУМЯНЦЕВ

5. Дисциплинарная комиссия

    протоиерей Николай ИНОЗЕМЦЕВ — председатель
    протоиерей Сергий ПОЛЯКОВ
    протоиерей Петр ЗАХАРОВ
    протоиерей Георгий ГУТОРОВ
    протоиерей Андрей ОВЧИННИКОВ

6. Комиссия по церковному имуществу и землевладениям

    архиепископ Истринский АРСЕНИЙ — председатель
    архимандрит ВЛАДИМИР (Зорин)
    протоиерей Александр АБРАМОВ
    инокиня КСЕНИЯ (Чернега)
    ШАШКИН Павел Александрович
    ДЕРЮЖКИНА Наталья Александровна
    БУГАЕВСКИЙ Александр Владимирович
    СОЛОДИЛИН Алексей Александрович

7. Каноническая комиссия

    протоиерей Дамиан КРУГЛИК — председатель
    протоиерей Феодор РОЖИК
    протоиерей Сергий КРЮКОВ
    протоиерей Феодор БОРОДИН
    протоиерей Димитрий ИВАНОВ
    протоиерей Александр МАРЧЕНКОВ
    протоиерей Иоанн ЗАРЕЦКИЙ
    протоиерей Григорий ИВАНУСА
    протоиерей Сергий СЕЛЕЗНЕВ
    протоиерей Илия ПРОВАДА
    священник Владимир СОКОЛОВ

8. Комиссия по делам молодежи

    епископ Бронницкий Игнатий — председатель
    игумен СЕРГИЙ (Рыбко)
    протоиерей Сергий ШАСТИН
    протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ
    протоиерей Андрей РАХНОВСКИЙ
    священник Дионисий ЛОБОВ
    священник Филипп ИЛЬЯШЕНКО
    диакон Михаил ИЛЬИН
    КВЯТКОВСКИЙ Вадим Юрьевич

9. Комиссия по делам православных общеобразовательных учебных заведений

    священник Кирилл КИСЕЛЕВ — председатель
    священник Димитрий КОНЮХОВ
    священник Петр ВИНОКУРОВ
    священник Павел БОБРОВ
    протодиакон Александр АГЕЙКИН
    БОРИСОВА Галина Николаевна

10. Комиссия по церковному просвещению и деятельности воскресных школ

    протоиерей Анатолий КОЖА — председатель
    священник Михаил ГУЛЯЕВ
    священник Александр МАРТЫНЕНКО
    протоиерей Феодор БОРОДИН
    протоиерей Андрей РЕЧИЦКИЙ
    священник Константин СОПЕЛЬНИКОВ
    священник Андрей АЛЕКСЕЕВ
    священник Александр ВОЙТЕНКО
    священник Глеб ЦВИРКУНОВ
    протоиерей Иоанн КОЧКИН
    священник Евгений ГУЩИН
    священник Максим КРАВЧЕНКО
    священник Александр ГЕРЕГО
    диакон Михаил ИЛЬИН
    диакон Николай КЛЕМЕНТЬЕВ

11. Комиссия по социальному служению

    священник Михаил ПОТОКИН — председатель
    протоиерей Димитрий БАБЬЕВ
    священник Михаил ВОЛОДИН
    протоиерей Иоанн ЕМЕЛЬЯНОВ
    священник Константин СОПЕЛЬНИКОВ
    протоиерей Сергий КУЛИКОВ
    священник Андрей БЛИЗНЮК
    священник Александр КОВТУН
    священник Владимир СОКОЛОВ
    священник Константин МИХАЙЛОВ
    протоиерей Николай КОНОВАЛОВ
    протоиерей Серафим НЕДОСЕКИН
    протоиерей Александр КАШКИН
    протоиерей Сергий МИНАЕВ
    священник Андрей СИЛИН
    протоиерей Александр БОРИСОВ
    протоиерей Георгий ГУТОРОВ
    священник Максим ЗАПАЛЬСКИЙ
    священник Игорь СПАРТЕСНЫЙ
    АРЫКОВА Жанна Викторовна
    БЕЛОВА Яна Васильевна
    ХУДОЯРОВА Людмила Федоровна
    КРИСТИНАШВИЛИ Тимур

12. Комиссия по социальной деятельности в местах лишения свободы

    епископ Дмитровский АЛЕКСАНДР — председатель
    протоиерей Димитрий МЕДВЕДЕВ
    протоиерей Димитрий ШУМОВ
    священник Александр СЛЕСАРЕНКО
    священник Игорь ИВАНОВ
    священник Сергий СУББОТИН
    священник Михаил СЕЛЯВКИН
    священник Вячеслав НОВОСЕЛЬЦЕВ
    священник Алексий ГАРКУША
    священник Александр МИШИН
    священник Максим ГЛУХИХ
    священник Иоанн ЕРМИЛОВ

13. Комиссия по протокольному обеспечению церковных мероприятий

    протоиерей Александр АБРАМОВ — председатель
    протоиерей Николай ИНОЗЕМЦЕВ
    протоиерей Александр ФАРКОВЕЦ
    протоиерей Андрей ШУМИЛОВ
    священник Игорь ЛЕВТРИНСКИЙ
    священник Александр НАРУШЕВ
    священник Роман СВИДЕНЮК
    диакон Димитрий ЛАКТЮХИН
    диакон Алексий ДЬЯЧЕНКО

14. Комиссия по приему посетителей Московской Патриархии

    протоиерей Александр ТУРИКОВ — председатель
    протоиерей Сергий ГОРШКОВ
    протоиерей Иоанн СИРОТА
    священник Алексий АВДЮШКО
    священник Владимир ДЖУРАСС
    священник Димитрий ЕВМЕНОВ
    священник Алексий МОИСЕЕВ
    священник Алексий ПЕНЬКОВ
    священник Виктор РОДИН
    священник Феодор СИДОРОВ
    священник Димитрий ШАЛАЕВ

Состав Церковного суда, избранный на предыдущем Епархиальном собрании, остался прежним:

    протоиерей Михаил РЯЗАНЦЕВ — председатель
    протоиерей Владислав ЦЫПИН — заместитель председателя
    священник Александр МИРОНОВ — секретарь
    протоиерей Леонид РОЛДУГИН
    протоиерей Владимир ЧУВИКИН

После этого Предстоятель Церкви рассказал собравшимся о своей деятельности в качестве епископа града Москвы и ознакомил их со статистическими данными.

***

Обзор деятельности Патриарха как епископа г. Москвы

В Уставе Русской Православной Церкви четко прописаны функции Патриарха Московского и всея Руси. Попробую соотнести некоторые пункты Устава с моей деятельностью за истекший год.

В качестве Председателя Священного Синода я созывал четыре заседания этого соборного органа управления Церкви: 5 марта и 31 мая в Санкт-Петербурге — в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода, 26 июля — в Успенской Киево-Печерской лавре, 6 октября — в Москве. 24 декабря в г. Москве пройдет пятое в этом году заседание Священного Синода.

Мною были проведены также два Архиерейских совещания. На первом из них (2 февраля) присутствовало 155 архиереев, на втором (16 июля), посвященном итогам реализации этапа эксперимента по преподаванию предмета «Основы православной культуры», присутствовали архиереи тех регионов, где проходила апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В целях координации деятельности Синодальных учреждений проведены три встречи с руководителями Синодальных учреждений, на которых обсуждались проблемы реформирования центрального аппарата Русской Православной Церкви1.

Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх согласно Уставу «несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода». Одно из определений Поместного Собора 27-29 января 2009 года касалось создания «должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора». На заседании Священного Синода, проходившем 27 июля 2009 года в Киеве, были утверждены Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви, состав и Президиум этого органа, а также определен круг вопросов, входящих в его компетенцию (журнал № 55). 29 января 2010 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под моим председательством открылось первое заседание президиума Межсоборного присутствия. С этого момента начали свою работу комиссии Межсоборного присутствия, каждая из которых в течение года не раз собиралась на свои рабочие заседания. 10 июля на Валааме я возглавил заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. 16 декабря состоялось второе заседание Президиума Межсоборного присутствия. Напомню вам, что Межсоборное присутствие является уникальным консультативным органом, подготавливающим решения Архиерейских и Поместных Соборов по самому широкому кругу проблем. Любой клирик и мирянин Русской Православной Церкви может обратиться к комиссиям со своими конструктивными предложениями.

Один из пунктов Устава гласит, что Патриарх «представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления». За истекший год я не раз встречался с Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым2, Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным3, с членами Правительства России, мэрами г. Москвы4, полномочными представителями Президента в Федеральных округах, с главами зарубежных государств и правительств5. На встречах обсуждались насущные вопросы взаимоотношения Церкви и общества, Церкви и государства.

Мною были подписаны 5 соглашений о социальном партнерстве и сотрудничестве Русской Православной Церкви с государственными структурами6.

Еще один пункт Устава предписывает Патриарху «обращаться с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви». Помимо традиционных Рождественского и Пасхального посланий я также направил епископату, клиру и пастве г. Москвы послания в неделю Крестопоклонную (6 марта) и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября).

Устав наделяет Патриарха правом посещать епархии Русской Православной Церкви. В текущем году с официальными визитами я посетил 24 епархии в России, Украине, Казахстане и Азербайджане7. Традиционно в течение года я посещал ставропигиальные монастыри как в Москве, так и находящиеся за пределами столицы: неоднократно бывал в Троице-Сергиевой лавре, посетил Оптину пустынь, Валаам, Соловки, Стефано-Махрищский монастырь и другие обители.

В некоторых поездках были организованы масштабные встречи с общественностью городов (Алма-Ата, Екатеринбург, Петрозаводск, Одесса), с духовенством епархий (Днепропетровск, Тверь, Калининград) и насельниками монастырей (Свято-Введенская Оптина пустынь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь). Во время этих встреч я имел возможность ответить на многочисленные вопросы присутствовавших.

За истекший год мною было совершено 195 богослужений8. В 2010 году я возглавил 7 епископских9 и совершил 30 иерейских хиротоний10, освятил 22 храма11.

Из совершенных богослужений в Москве и в ставропигиальных монастырях хотел бы выделить те, что были связаны с памятными событиями. 20 января я совершил чин освящения закладного камня в основание соборного храма в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Храм возводится вблизи Патриаршей резиденции в подмосковном Переделкине.

22 мая мною совершено освящение воссозданного Никольского собора Николо-Угрешского ставропигиального монастыря.

13 июня я совершил чин великого освящения храма Троицы Живоначальной при б. Шереметьевском странноприимном доме (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) и освятил памятный знак, установленный на месте деревянной церкви в честь Троицы Живоначальной с приделами Архангела Михаила и прп. Ксении на территории института.

5 июля был также совершен чин великого освящения храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово Московской области.

7 июля в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна я совершил чин великого освящения храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в связи с фундаментальной реставрацией здания и интерьера храма, а 15 августа — чин великого освящения храма во имя Живоначальной Троицы в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре.

7 ноября — совершен чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы.

25 ноября — великое освящение воссозданного к 650-летию Зачатьевского монастыря главного его соборного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

28 ноября состоялось освящение храма в честь Преображения Господня в Звездном городке и посещение центра подготовки космонавтов.

За прошедший год я возглавил и участвовал в заседаниях 7-и попечительских советов: благотворительного фонда «Кронштадтский Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца», программы «Александр Невский», Совета по изданию «Православной энциклопедии», Попечительского совета Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря и Попечительского совета Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря; принял участие в заседании Попечительского совета православного монастыря святого Георгия Победоносца в Гётшендорфе (Германия); вместе с Президентом РФ участвовал в заседании Попечительского совета Национального благотворительного фонда; возглавил работу комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага12.

1 декабря возглавил первое заседание Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.

В минувшем году был образован и начал свою работу Патриарший совет по культуре13.

 

Статистика

Прежде чем перейти к основной части доклада, я хотел бы привести некоторые статистические данные.

Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы и Патриарших подворий в Московской области — 837. Однако только в 271 храме города регулярно совершается богослужение, что относит Москву на последнее место среди регионов Российской Федерации по соотношению количества храмов с количеством этнически православных жителей.

90 храмов и часовен находятся в стадии строительства. Не возобновлена богослужебная деятельность в 39 храмах. Не переданы — 19 храмов.

Данная статистика со всей очевидностью свидетельствует о необходимости продолжения усилий по скорейшему строительству новых храмов, особенно в «спальных» районах Москвы.

Всего под омофором Патриарха (включая ставропигии) несет свое служение 1720 священнослужителей. Непосредственно в пределах Москвы — 1150.

Из них:

    в архиерейском достоинстве — 19,
    в пресвитерском сане — 860,
    в диаконском чине — 271.

В ставропигиальных монастырях и подворьях: 397 священников и 173 диакона.

Кроме того:

    в загранкомандировках на сегодняшний день находятся — 12 клириков,
    за штатом — 48,
    под запретом — 32.

Подготовку кандидатов священства и других церковных работников для Москвы осуществляют Московские Духовные академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет14.

По состоянию на ноябрь 2010 года в Москве насчитывается 226 воскресных школ, в которых обучается 10738 детей и 5738 взрослых.

Клир г. Москвы за минувший год пополнялся за счет выпускников духовных школ, а также рукоположения в священный сан по рекомендациям настоятелей. В клир Москвы принято 3 клирика из иных епархий, 1 перешел в другую епархию.

Кроме пополнения клира, имели мы и потери. За минувший год 1 священник из клира г. Москвы запрещен в священнослужении. 6 священнослужителей отошли ко Господу. Это:

    протоиерей Виктор Ипполитов,
    протоиерей Сергий Бахтин,
    протоиерей Михаил Клочков,
    протоиерей Михаил Зайцев,
    диакон Игорь Полтаренко,
    диакон Дмитрий Афанасьев.

Пропоем почившим клирикам «Вечную память».

 

Церковь, общество, власть

Наше время, подобно предшествующим эпохам, ставит перед тысячелетним институтом Церкви, перед всеми служителями Алтаря Господня, перед всеми верными чадами Русского Православия все новые задачи. Оно обращает к нам все новые вызовы, на которые мы призваны давать ответ в духе Христовой Истины.

В ныне существующем порядке устроения нашего земного бытия Церковь наряду со светской властью и гражданским обществом является фундаментальной и системообразующей структурой.

Но если светская власть и общество обеспечивают устойчивость, саморазвитие и безопасность человеческого общежития, то высшее содержание и непреходящий смысл ему сообщает религия.

Как писал русский религиозный философ протоиерей Василий Зеньковский, «для государства Церковь есть часть его жизни, его совесть, его творческая сила, а для Церкви государство есть внешнее историческое оформление жизни того самого народа (или народов), которые входят в Церковь».

Взаимодополняющее и деятельное соработничество власти, общества и Церкви во имя народного блага полезно всегда, но оно становится особенно востребованным тогда, когда возникает сугубая необходимость в консолидации народных сил. Сложные переходные периоды, отмеченные кризисными явлениями, как те, что переживают сегодня многие страны, в том числе и Россия, как раз и относятся к таким временам.

Для нас как христиан очевидны глубинные онтологические предпосылки сложных кризисных явлений, включая и глобальный финансово-экономический кризис, который также затронул Россию, негативно отразился на судьбах миллионов наших людей. Эта нравственная деградация обезбоженного общества, порождающая безудержное стремление к обладанию материальными благами, к обогащению любыми средствами, включая обман, коррупцию, криминал, несправедливое распределение сверхприбылей, вопиющий разрыв в доходах самых богатых и самых бедных.

Очевидно, что созидание гармоничного мира не может быть достигнуто без ясного осознания людьми необходимости устроения и осуществления любой деятельности, включая экономическую, производственную, хозяйственную, на прочной нравственной основе. Приоритет духовного развития способен изменить сознание и образ жизни современного человека, переориентируя его внимание с потребительства на самосовершенствование.

Греховное стремление к самообогащению как высшей жизненной цели, к достижению личного успеха любой ценой, а также самодовольный социальный эгоизм, наносящие ощутимый ущерб общественным интересам и попирающие права ближних, глубоко чужды православному мировоззрению. Поэтому Церковь так заботит вопрос нравственного измерения проблемы богатства и бедности, а также связанная с этим острая тема социального неравенства. К сожалению, сегодня перспективы честной работы, ее удовлетворительной оплаты и достойной жизни для себя и своих детей представляются многим нашим соотечественникам, и особенно молодежи, малореальными.

И потому долг Церкви состоит в том, чтобы призвать тех, в чьих руках находятся рычаги экономической власти, осознать свою ответственность перед Богом, Отечеством и людьми, проявлять реальную заботу об улучшении условий труда и жизни работников, об их медицинском обслуживании и образовании, о том, чтобы повседневное существование каждого было достойным человека, имело ясную социальную перспективу. Ибо Слово Божие наставляет и предостерегает работодателя: Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха (Втор. 24, 14-15).

Только такое отношение к делу и к ближним способно принести не иллюзорную и не сиюминутную удачу в бизнесе, но истинный, прочный и долговременный успех, который угоден Господу и живет в благодарной людской памяти.

Много тревог принесли стихийные бедствия уходящего года, из которых для жителей Москвы и области особенно болезненной была сильнейшая засуха, сопровождавшаяся лесными пожарами.

Русская Церковь активно включилась в программу помощи тем, кто оказался в чрезвычайной ситуации, и достойно выполнила свою непростую задачу. В связи с этим сердечно благодарю всех усердно потрудившихся для облегчения человеческих страданий: церковные социальные службы, православных добровольцев, отзывчивых жертвователей и благотворителей, добрых прихожан, внесших в дело народного противостояния общей беде свои посильные лепты. Сегодня мы наблюдаем постепенное улучшение жизни людей, пострадавших от разгула огненной стихии, и с удовлетворением констатируем выполнение обещаний, данных властью погорельцам, о восстановлении утраченного жилья до начала зимы.

В связи с вышесказанным важно помнить, что единая задача Церкви, власти и общества состоит, в частности, в том, чтобы не допускать разрушительных социальных потрясений, соблюсти баланс сил и интересов. А для этого необходимо поддерживать многосторонний диалог, практически развивать идеи социального партнерства во имя обеспечения поступательного и мирного развития страны, своевременного и эффективного решения сопровождающих его проблем.

 

Патриаршая епархия и столица

А) Изменения в системе епархиального управления


Со времени прошлогодней нашей встречи в жизни Московской епархии произошли серьезные изменения: значительно более интенсивной стала социальная, образовательная и молодежная работа на приходах, в формате совместных проектов развивается взаимодействие с властями и общественностью города. Начинается объемная работа по возведению храмов в жилых районах столицы.

В сложившейся ситуации повышенной ответственности и нагрузки на клириков и благочинных было принято решение об окормлении приходов по благочинническим и административным округам г. Москвы Преосвященными викариями Московской епархии.

В сентябре мною было подписано соответствующее распоряжение, согласно которому викарным архиереям при активном содействии благочинных, в частности, поручается:

    наблюдение за осуществлением Указов и распоряжений Патриарха Московского и всея Руси, постановлений Епархиального собрания и Епархиального совета;
    совершение богослужений в храмах в престольные или иные знаменательные для прихода праздники;
    взаимодействие с органами управления соответствующего административного округа и местного самоуправления по решению вопросов социального и просветительского порядка, по подбору участков для строительства храмов в новых жилых микрорайонах и непосредственное участие в их проектировании, строительстве и благоукрашении;
    забота об организации социальной, образовательной и молодежной работы в подведомственных приходах;
    координация деятельности с профильными епархиальными комиссиями;
    знакомство с клириками храмов соответствующего округа, изучение их личных дел, хранящихся у отцов благочинных, подготовка списка клириков, подлежащих награждению в связи с истечением межнаградного срока или юбилейными датами, а также иных лиц из руководства приходов или благотворителей.

Викариям поручается также забота об уврачевании конфликтных ситуаций, могущих возникнуть в подведомственных приходах.

Приходы распределяются между викариями следующим образом:

    Центральный административный округ (Центральное, Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) — архиепископ Истринский АРСЕНИЙ;
    Южный административный округ (Даниловское благочиние) — архиепископ Истринский АРСЕНИЙ;
    Юго-Западный административный округ (Андреевское благочиние) — епископ Красногорский ИРИНАРХ;
    Западный административный округ (Михайловское благочиние) — епископ Бронницкий ИГНАТИЙ;
    Северо-Западный административный округ (Успенское благочиние) — архиепископ Егорьевский МАРК;
    Северный административный округ (Всехсвятское благочиние) — епископ Зарайский МЕРКУРИЙ;
    Северо-Восточный административный округ (Троицкое благочиние) — епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН;
    Восточный административный округ (Преображенское благочиние) — епископ Дмитровский АЛЕКСАНДР;
    Юго-Восточный административный округ (Петропавловское благочиние) — епископ Павлово-Посадский КИРИЛЛ.

Прошу отцов благочинных оказывать Преосвященным архипастырям всемерную помощь в исполнении данного распоряжения. Отцам настоятелям при возникновении соответствующей надобности следует письменно обращаться к тому архипастырю, которому поручено окормление его прихода.

 

Б) Церковно-государственные отношения в Москве


Хотел бы вкратце охарактеризовать отношения Русской Церкви с властями города Москвы. Многолетнее сотрудничество со столичным правительством, другими структурами городской власти приносит добрые плоды. Сегодня мы имеем возможность открыто обсуждать с ними проблемы, стоящие перед московскими монастырями и приходами, вместе работать во имя созидания здоровой духовно-нравственной атмосферы в столице. Городская власть хорошо понимает значение Москвы как духовного центра Русского Православия.

В нынешнем году произошла смена высшего руководства города. Мы благодарны покинувшему пост мэра Юрию Михайловичу Лужкову и его соработникам за большой вклад, который они вносили на протяжении многих лет в возрождение церковной жизни. Достаточно вспомнить воссоздание национальной исторической святыни — Храма Христа Спасителя. Восстановлены, отреставрированы, вновь построены сотни храмов, возобновлена монашеская жизнь в древних московских обителях, открыты православные учебные заведения, оказана существенная помощь во многих сферах деятельности Церкви в Первопрестольном граде. Этот вклад тем более ценен, что он был сделан в непростые для Церкви годы, когда нам зачастую приходилось преодолевать сильнейшую инерцию атеистического богоборчества, доставшуюся нам в наследство от прошлого, и подчас весьма серьезные экономические трудности.

Вместе с тем было бы неискренним умолчать о том, что позиция некоторых московских чиновников подчас не способствовала упрочению отношений власти с Церковью, а отдельные серьезные и значимые вопросы сотрудничества не находили скорого решения.

Сегодня пред нами стоят новые задачи. Убежден, что партнерские отношения с новой столичной властью могут и должны перейти на уровень, позволяющий развивать церковную жизнь, исходя из религиозных потребностей человека XXI века, живущего в современном мегаполисе. В Московской Патриархии рассчитывают на то, что новая столичная власть будет внимательно относиться к духовным чаяниям православных верующих и оправдает их надежды.

Речь идет не только о строительстве храмов и создании разветвленной приходской инфраструктуры, но и о сотрудничестве Церкви и города в решении социально значимых вопросов, о соработничестве в культурной, образовательной, медицинской, информационной сферах. Надеюсь также на ускорение темпов передачи в собственность Церкви исторически принадлежавшего ей имущества, необходимого для благоуспешного ведения всей этой работы.

К руководству российской столицей пришел Сергей Семенович Собянин — человек многоопытный и весьма энергичный, известный своим заметным вкладом в развитие церковно-государственных отношений, которым он уделял пристальное внимание в бытность губернатором Тюменской области, а затем в годы работы в федеральных структурах власти.

Это позволяет рассчитывать на успех наших совместных трудов, направленных на благо не только православных верующих, но и всех москвичей. Многие инициативы С.С. Собянина ранее привели к очень важным переменам, имевшим положительные последствия для нашей Церкви. Мы надеемся, что этот богатый опыт взаимодействия с Церковью будет продолжен им уже в новом качестве и на московской земле.

12 ноября 2010 года в ходе моей первой встречи с С.С. Собяниным в качестве нового столичного градоначальника им был передан Церкви текст распоряжения Правительства Москвы о выделении земельного участка под строительство храма преподобного Алексия, человека Божия, в районе Крылатское на западе Москвы.

Новый мэр поддержал программу строительства 200 новых православных храмов в тех районах столицы, где особенно остро чувствуется их недостаток, а также выразил готовность участвовать в работе ряда попечительских советов.

Москва является не только политическим, экономическим и научным центром Российской Федерации, равно как и культурным центром мирового значения, но и Первопрестольным градом нашей многонациональной Русской Церкви, простирающей свое служение на многие страны. Вся история Москвы с самого начала связана с Русским Православием, и именно с переноса Первосвятительской кафедры в Москву и началось обретение городом столичного статуса. И сегодня гражданское согласие, межнациональный и межрелигиозный мир, социальная гармония недостижимы без активного участия в этих процессах Русской Православной Церкви.

 

В) О межнациональных и межрелигиозных отношениях в Москве

Первопрестольный град Москва представляет собой современный, бурно развивающийся мегаполис. Будучи столицей многонационального федеративного Российского государства, город дает работу, кров и прибежище представителям примерно 160 народов и этнических групп. Этим обстоятельством порождается один из наиболее болезненных вызовов на фоне целого комплекса трудноразрешимых урбанистических, социальных, демографических, экологических и иных проблем, переживаемых ныне Москвой. Согласно только что опубликованному докладу Всемирного банка, Россия вышла на первое место в Европе и на второе место в мире по числу прибывающих в страну трудовых мигрантов.

Эта тенденция обозначилась не сегодня. После распада СССР и особенно с середины 1990-х годов в относительно благополучную российскую столицу хлынули потоки трудовых мигрантов из экономически депрессивных регионов страны, а также граждане сопредельных государств ближнего и дальнего зарубежья. Так, согласно только официальной статистике, не учитывающей огромную нелегальную миграцию, между двумя переписями населения — 1989 и 2002 годов — численность армянской и грузинской общин в Москве выросла в 2,8 раза, азербайджанской и молдавской — в 5 раз, чеченской — в 7 раз, таджикской — в 12 раз, вьетнамской — в 14 раз, китайской — в 35 раз.

Это привело, в частности, к тому, что доля коренных москвичей в общей численности жителей города уменьшалась. Нет никакого сомнения, что завершившаяся перепись населения 2010 года не просто подтвердит эту тенденцию, но и зафиксирует ее дальнейшее усугубление.

К сожалению, далеко не всегда новоприбывшие в столицу обладают культурой, знаниями и навыками, необходимыми для успешной адаптации в иной этнокультурной и цивилизационной среде. Это вызывает многочисленные нарекания москвичей, обвинения приезжих в грубости, хулиганстве, в стремлении оказывать давление на местных жителей, в том числе посредством устрашения со стороны организованных групп.

Потеряв или не найдя работу, часть приезжих становится на путь нарушения закона, чем обусловливается заметный рост этнической преступности в Москве. Как заявил начальник ГУВД столицы Владимир Колокольцев, «согласно официальной статистике, 40 процентов преступлений в Москве — дело рук приезжих. По отдельным видам преступлений иногородняя преступность растет по 7-8 процентов за год».

Участники этнических преступных группировок, с которыми борются правоохранительные органы, нередко пытаются уйти от ответственности, выдавая себя якобы за жертв ксенофобии и национальной нетерпимости, что провоцирует радикальную реакцию со стороны части коренного населения.

Прописной истиной является тот факт, что всякий радикализм вызывает встречный радикализм. Остановить эскалацию межэтнических конфликтов возможно, только если будет сделано все для того, чтобы дерадикализировать сферу потенциального межэтнического напряжения. Эта задача стоит не только перед властью и правоохранительными органами, но и перед религиозными лидерами, формальными и неформальными руководителями этнических диаспор, перед общественными организациями и особенно перед СМИ.

Наша обеспокоенность вышеназванными проблемами нашла свое практическое выражение, в частности, в том, что в июне нынешнего года было проведено первое заседание Совместной комиссии Русской Православной Церкви и Федеральной миграционной службы России. Были обсуждены конкретные пути нашего взаимодействия в области социальной интеграции мигрантов, обучения их русскому языку, постижения ими духовных и культурных ценностей, традиционных для нашей страны. Поднималась тема взаимоотношений Церкви и государства с национальными диаспорами, живущими в России, с духовными лидерами стран исторического проживания народов, к которым эти диаспоры относятся.

К сожалению, наравне с этим и иными положительными примерами честного открытого диалога многие сталкиваются с ситуацией, когда ложно или лукаво понимаемая борьба с разжиганием национальной розни подчас принимает формы чиновничьего ограничения прав граждан нелицеприятно обсуждать острые проблемы межэтнических отношений. В результате этого болезненные вопросы остаются без ответов, генерируя, в свою очередь, новые проблемы, тогда как в подобных случаях лучшим средством стал бы взаимоуважительный и честный диалог всех заинтересованных сторон.

Такой диалог поможет лучше понять нам и реальные проблемы многих приезжих, которые, в свою очередь, часто жалуются на жестокость и нечестность работодателей, на собственную правовую и социальную незащищенность, на отсутствие достойных условий для работы и жизни. Мы сможем понять что испытывает доброжелательный и законопослушный человек, которого оскорбляют или тем более подвергают насилию только потому, что у него «неславянская» внешность.

В деле преодоления межэтнических напряжений первопроходцами должны стать, по моему глубокому убеждению, люди верующие. Мы призваны быть добрым примером христианского отношения ко всем без изъятия, кому потребуются наша помощь, забота и участие. Ибо Православию чужда идея национального превосходства, ему также неведома ненависть к представителям других религий. Если мы хотим просветить мир светом Истины Христовой, то нам следует быть образцами милосердия и братолюбия, памятуя, что на путях высокомерного отвержения человека его никогда не удастся изменить к лучшему. Ибо любовь сильна там, где и сила бессильна.

Не будем забывать, что эти люди оказались среди нас зачастую не по собственной воле, но вынужденно, под давлением обстоятельств, связанных с распадом некогда общего для нас государства, резким падением уровня жизни, деградацией промышленного и сельскохозяйственного производства, политической нестабильностью и межнациональными конфликтами у них на родине. А на преступный путь толкают человека в недобрый час не только его собственная злая воля, дурные наклонности, отсутствие средств к существованию и отчаяние, но порой — несправедливость и бессердечие окружающего мира.

И даже если у мигрантов низка бытовая и общая культура в нашем понимании, то это никак не должно помешать нам протянуть им дружескую руку помощи. Обучение их русскому языку, содействие в адаптации к нашей культурной традиции и образу жизни могут стать одной из важных социальных забот Церкви. Не будем же скрывать от этих людей и духовного сокровища Православия — особенно от тех из них, кто пока не знает Бога. Мы можем и должны проповедовать Истину Божию ближним и дальним, дабы быть всегда готовыми всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (См. 1 Петр. 3, 15).

Мы справедливо подчеркиваем, что, в отличие от многих стран Запада, Россия в своей истории никогда не знала межрелигиозных войн. Ибо под защитой государствообразующей нации, а также при миротворческой поддержке Православия, религии подавляющего большинства российского народа, в нашей стране издревле жили бок о бок и тесно соработничали на благо Отечества представители различных народностей, вероисповеданий, культурных укладов и национальных обычаев.

Совершенно очевидно также, что при проектировании и строительстве новых культовых зданий для нужд приезжих требуется мудрое и терпеливое согласование интересов и пожеланий различных общественных групп. При этом видятся необходимыми широкие консультации с населением, проведение общественных слушаний по данному вопросу, учет особенностей архитектурного облика города, специфики менталитета и культуры его жителей. К сожалению, несмотря на существующий Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым предусматриваются такого рода процедуры, ничего подобного, по крайней мере, в случае со строительством новой мечети на Волжском бульваре не предпринималось.

При этом мы с пониманием относимся к нуждам традиционных религиозных общин в новых культовых зданиях, ибо сами сталкиваемся с такой нуждой в Москве. Ведь обширные пространства так называемых «спальных районов» практически сплошь лишены столь необходимых людям православных храмов.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить редкие церкви в этих густонаселенных районах города в ночь под Рождество или на Пасху, в дни Великих и Двунадесятых праздников, особенно в день Богоявления, когда огромные очереди людей выстраиваются на морозе, чтобы получить святую воду. По нашей статистике за двое суток 18-19 января через многие из таковых храмов проходит от 50 до 100 тысяч человек.

Тема гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений волнует сегодня большую часть человечества. На проблемы, возникающие в этой области, в разных культурах пытаются отвечать по-разному. Некоторые из этих ответов оказались явно не жизнеспособными.

Так, западноевропейский и североамериканский опыт наглядно свидетельствует о том, что теория «плавильного котла», в котором, как ожидалось, должны были безболезненно соединиться и перемешаться культурно-цивилизационные и духовно-исторические традиции выходцев с различных концов света, оказалась глубоко несостоятельной. Такие базовые ценности самоидентификации личности, как национально-культурная и религиозная, оказались куда прочнее в своем внутреннем единстве.

Аналогичная судьба постигла и советскую идею пролетарского интернационализма, которая на протяжении десятилетий была основой национальной политики СССР.

Нам представляется, что достижение подлинного межнационального и межрелигиозного мира в современной России возможно только при условии религиозно-нравственного воспитания граждан. И начинать это воспитание нужно уже со школьных лет. Уроки толерантности, на которые в последнее время обращены надежды некоторых педагогов светской школы едва ли могут принести реальную пользу. Формальная политкорректность — это далеко не то же самое, что глубокая религиозно-нравственная убежденность человека в том, чтo есть благо, а чтo — грех. И если межнациональная вражда, презрительное и злобное отношение к носителям иных религиозных взглядов — это грех, то именно просвещенная религиозность — а не политкорректность — позволяет людям мирно жить друг с другом в одном обществе.

Это весомый аргумент рассматривать повсеместное преподавание Основ религиозной культуры как дело крайне насущное, особенно в нынешней ситуации, когда в стране больше нет общенациональных детских и молодежных организаций, а подрастающее поколение зачастую оказывается беззащитным перед лицом человеконенавистнических идеологических соблазнов и лжеучений века сего.

Практика показывает, что одним из эффективных средств снятия межнациональной напряженности является межрелигиозный диалог, в котором участвует наша Церковь. Когда представители разных религий обсуждают общественно значимые вопросы и принимают совместные решения, это ясно показывает людям, что между ними нет и не должно быть вражды. Осуществляя диалог с людьми других вер, мы не ведем доктринальных споров и не пытаемся нивелировать наши вероучительные различия. Наша цель — помочь друг другу в разрешении проблем, стоящих перед всеми верующими.

Одним из наиболее значимых институтов и инструментов такого диалога является Межрелигиозный совет России. Подобные структуры созданы и успешно работают в ряде регионов страны. Осуществляются межрелигиозные контакты и в быту, и на уровне местных общин. Очень важно совместное социальное делание на благо человека, естественное для верующих наших традиционных религий. Оно есть реальное поле соработничества, взаимопонимания и миротворчества. Отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества мог бы при необходимости давать для таких контактов свои методические рекомендации.

 

Ставропигиальные монастыри

Монастыри издревле являлись оплотом веры православного русского народа, средоточием его молитвенной силы, важными духовными центрами. Во многом именно благодаря фактору присутствия в нашем мире монашеских обителей совершались и продолжают совершаться благотворные перемены, как во внутренней жизни Церкви, так и в жизни общества в целом.

Поэтому крайне важно, чтобы насельники и насельницы наших монастырей с кротостью и ответственностью осознавали свое особое призвание и активно участвовали в духовно-нравственном возрождении современного общества. Исстари в стенах обителей свято хранились традиции духовного опыта прошлого, действовали монастырские школы, из которых являлись миру и духоносные праведники, и герои Отечества. И ныне труды современного монашества должны иметь практическое, полезное для Церкви и общества значение.

При этом духовным образцом, зримым примером надлежащего устроения общежительного уклада, воплощением неустанного подвижнического делания для всех российских монастырей призваны быть в первую очередь ставропигиальные обители, находящиеся в прямом управлении Предстоятеля Церкви.

На сегодня в непосредственном Патриаршем подчинении находятся 27 монастырей: 14 мужских и 13 женских.

В мужских монастырях, по данным на 2010 год, несут послушание 913 насельников. Из них мантийных монахов — 667, рясофорных — 116, послушников, входящих в число братии обители, — 130.

За 2010 год в мужские монастыри поступило 48 человек, выбыло из монастырей — 30 человек.

В женских монастырях, по данным на 2010 год, несут послушание 757 насельниц. Из них мантийных монахинь — 355, рясофорных — 235, послушниц, входящих в число сестер обители, — 167.

За 2010 год в женские монастыри поступило 14 человек, выбыло из монастырей — 22 человека.

Всего в 27 ставропигиальных монастырях несут послушание 1670 человек.

Из них постриженных в мантию — 1022, постриженных в рясофор — 351, находящихся на послушании — 297.

Всего в монастыри поступило в 2010 году 62 человека, из монастырей выбыло — 52 человека.

Несмотря на общую положительную динамику роста числа насельников по ставропигиальным обителям в целом, необходимо отметить, что количество монашествующих в большей части ставропигий осталось неизменным, а в некоторых даже уменьшилось (в 14 монастырях из 27).

Очевидно, что в данном случае мы имеем дело не только с демографическими проблемами. Необходимо, чтобы приведенные цифры и складывающаяся ситуация были проанализированы соответствующим синодальным ведомством.

С начала текущего года мною как Предстоятелем Церкви были посещены 17 ставропигиальных монастырей, совершены великие освящения храмов, которые перечислялись выше в обзоре деятельности Патриарха.

Отрадно, что во многих обителях не прекращаются обширные восстановительно-реставрационные работы. Однако очень важно (и об этом много уже говорилось), чтобы в монастырских стенах наряду с возрождением порушенных святынь происходил внешне неприметный, но реальный процесс преображения человеческих душ, нередко затронутых и поврежденных пагубным атеистическим воспитанием, всякого рода недостойными христианина суевериями, раскольничьими поветриями и умонастроениями. Потому отцам наместникам надо неленостно заботиться о том, чтобы каждый клирик и насельник обители обязательно получал духовное образование. Настоятельницам же следует проявлять попечение как о возможном образовании насельниц в духовных школах, так и о том, чтобы создавать необходимые для обучения условия в обителях.

Богословская образованность не только расширяет духовный кругозор и глубоко укореняет человека в вере, не только дисциплинируют его апологетическое мышление, не только содействует эффективности его пастырского или монашеского служения, но помогает в воцерковлении новообращенных. Богословские познания укрепляют пастыря, монаха или монахиню в сознательном и действенном противостоянии псевдоцерковным соблазнам и искушениям века сего, а через них духовно вооружают и других верующих.

Осознавая особую важность этой общецерковной задачи, Синодальная комиссия по делам монастырей по Патриаршему благословению определила наличие духовного образования как обязательного требования к монашествующим, приготовляющимся к принятию священного сана.

В качестве положительного примера исполнения данного требования можно привести Свято-Введенскую Оптину пустынь, 85 процентов насельников которой сегодня либо имеют богословское образование, либо проходят обучение в Духовных школах.

По-разному решается проблема взаимоотношений с государственными музеями и иными сторонними организациями, располагающимися на территории обителей.

По крайней мере, в двух монастырях все возникающие в связи с этим вопросы находят скорое и удовлетворительное решение вследствие того, что отцы наместники с недавнего времени совмещают свое церковное послушание с исполнением должности директоров государственных музеев. Этот перспективный и достойный всяческой поддержки опыт имеют ставропигиальные Свято-Троицкая Сергиева лавра и Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.

 

Монастырское социальное служение

Важной сферой социального служения наших обителей является попечение о детских домах.

Детские дома и приюты могут быть организованы непосредственно при обителях, как это имеет место в случае Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Саввино-Сторожевского, московского Покровского, Покровского Хотькова, Стефано-Махрищского монастырей.

По состоянию на 2010 год при ставропигиальных монастырях действуют 6 детских домов, в которых проживают 244 воспитанника.

Если же при монастыре не создано детского дома или приюта, то нередко насельники такой обители принимают на себя послушание духовно опекать воспитанников и персонал близлежащих детских домов.

Монастырь, при котором имеется детский дом или приют, должен в первую очередь заботиться о духовном окормлении детей и воспитателей, о получении детьми качественного среднего, а в некоторых случаях и высшего образования. На нем также лежат обязанности по подбору персонала, обеспечению финансирования, решению хозяйственных вопросов.

В то же время монастырский детский дом или приют не может становиться интегральной частью монастыря. Он должен существовать в специфическом обособлении от него. Тем более недопустимо в процессе воспитания детей налагать на них «бремена неудобоносимые» в виде монастырских послушаний или епитимий.

Другой важной сферой социальной работы монастырей является тюремное служение. Сотрудничество с исправительными учреждениями во многих ставропигиальных обителях ныне находится на достаточно высоком уровне. В исправительных лагерях и тюрьмах устроены домовые храмы и молитвенные комнаты, где насельники и клирики из числа монастырской братии проводят регулярные богослужения, проходят беседы со священниками, организуют занятия по Закону Божию и основам православной культуры. При многих исправительных учреждениях с помощью монастырей обустраиваются библиотеки и видеотеки, насельники и насельницы ставропигиальных монастырей отвечают на поступающие из мест заключения письма, пересылают узникам одежду и продукты питания.

Что касается богаделен и домов престарелых, то необходимо признать, что эта весьма востребованная и социально значимая сфера нашего общественного служения развита в ставропигиальных монастырях достаточно слабо.

Сегодня функционирует всего 5 учреждений подобного типа, причем в некоторых из них число призреваемых не превышает 10 человек, включая сюда и престарелых насельниц.

В качестве редкого положительного примера, однако, можно привести Свято-Казанскую Амвросиевскую пустынь, в богадельне которой проживают 35 человек, а кроме того, организован благотворительный медицинский центр, обслуживающий паломников, жителей окрестных деревень и собственно насельниц обители.

 

Образование и духовное просвещение

Ныне мы с удовлетворением констатируем постепенное возрождение древних богатых традиций монастырского образования и монастырской учености.

Духовные семинарии и училища, воскресные школы, богословские и катехизаторские курсы, православные гимназии, окормляемые братией ставропигиальных монастырей, являются значительным и постоянно развивающимся образовательным ресурсом Московского Патриархата.

Убежден, что именно православные монастыри призваны стать в современной России авторитетными и влиятельными центрами духовного просвещения и образования. Сегодня при ставропигиальных монастырях и их подворьях действуют 22 воскресные школы, в которых обучаются 977 детей.

Следует также высоко оценить практику организации и ведения насельниками монастырей богословских курсов для взрослых прихожан. В 2010 году богословские курсы имелись при 5 ставропигиальных обителях, общее число слушателей составило 723 человека.

Как показал опрос среди слушателей богословских курсов, проведенный на Московском подворье Оптиной пустыни, 75 процентов обучавшихся стали чаще посещать богослужения, а 65 процентов желают в дальнейшем продолжить свое духовное образование.

В 2010 году численность воспитанников Духовных семинарий и православных гимназий, существующих при ставропигиальных монастырях, составила 862 человека.

Работа с молодежью

Работа с молодежью является одной из приоритетных задач Русской Православной Церкви, и ставропигиальные обители все активнее стремятся привлекать к деятельной и осмысленной церковной жизни молодое поколение.

Пожалуй, в качестве наиболее масштабного и впечатляющего примера работы с молодежью следует назвать опыт московского Данилова монастыря и действующего при нем Патриаршего молодежного центра. На базе Школы молодежного служения в течение двух лет осуществляется подготовка молодых людей к предстоящим им трудам по катехизации, к церковной социальной работе, к преподаванию православной культуры, к начальной миссионерской деятельности.

Чрезвычайно актуальным видится и еще одно, совсем новое направление в молодежном служении Данилова монастыря. В начале текущего учебного года в Патриаршем молодежном центре впервые начато обучение по специализации «организация молодежного служения на приходе». Надеюсь, что в итоге московские приходские батюшки, работающие с детьми и юношеством, получат хорошо подготовленных молодых помощников, которым предстоит нести Слово Божие их невоцерковленным сверстникам.

За 2010 год в различных программах, проектах и инициативах Патриаршего молодежного центра Данилова монастыря приняло участие более 9 тысяч человек.

Монашеское служение есть, прежде всего, служение любви, и всякий монастырь тем ближе к идеалу иноческой жизни, чем более в нем исполняется заповедь любви к Богу и к ближним. В этом смысле социальное монастырское служение есть зримая и деятельная проповедь миру. И потому станем любить не словом или языком, но делом и Истиною (1 Ин. 3, 18).

 

Юридические вопросы

Считаю необходимым информировать вас о юридических аспектах нашего церковного бытия, а также об изменениях в российском законодательстве, которые в ближайшее время будут иметь большое значение для жизни всей Церкви.

 

Перерегистрация уставов московских приходов, Патриарших подворий и ставропигиальных монастырей

В августе 2010 года начался процесс перерегистрации уставов приходов и Патриарших подворий в целях приведения их в соответствие с новой редакцией типового устава, утвержденной Священным Синодом на его заседании 10 октября 2009 года (журнал № 85).

По состоянию на текущий месяц перерегистрировано 30 приходов и 32 Патриарших подворья, на перерегистрации в Министерстве юстиции находятся документы 45 приходов и 21 Патриаршего подворья.

Согласно новой редакции приходского устава, полномочия председателя приходского совета переходят к настоятелю, за исключением тех случаев, когда указом Патриарха на должность председателя приходского совета назначается иное лицо. В связи с этим отцам настоятелям необходимо детально изучить содержание нового приходского устава и озаботиться повышением уровня своей правовой грамотности.

В этих целях мною дано благословение на проведение по московским благочиниям регулярных юридических консультаций и семинаров. Организация этой работы возложена на руководителя Юридической службы Московской Патриархии. Консультации и семинары проводят юристы Московской Патриархии, Финансово-хозяйственного управления и Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. За каждым благочинием закреплено по два юриста. График юридических консультаций и семинаров доведен благочинными до сведения каждого прихода и Патриаршего подворья. О результатах юридической работы на приходах и подворьях будет отдельно доложено мне лично.

Однако наша работа по устранению юридических противоречий между устаревшими положениями уставных документов Русской Православной Церкви и нормами действующего российского законодательства на этом не завершается.

Юридической службой Московской Патриархии во взаимодействии с Комиссией по делам ставропигиальных монастырей разработан проект новой редакции типового устава ставропигиального монастыря. Этот документ представлен на рассмотрение и утверждение Священного Синода. Пока же скажу, что новый устав уточняет структуру и компетенцию органов управления монастыря. Полномочия руководителя возложены на наместников и настоятелей монастырей. В уставе в качестве совещательного органа при наместнике (настоятельнице) указан Духовный собор монастыря.

Особо следует отметить, что новая редакция монастырского устава, равно как и новые уставы приходов и Патриарших подворий, предусматривает обязательное предварительное согласование с Патриархом всех сделок с недвижимостью и земельными участками, принадлежащими религиозной организации на праве собственности или пользования.

 

О проблемах правового обеспечения деятельности монастырских приютов

В Московскую Патриархию поступают обращения настоятельниц женских монастырей по вопросу уточнения статуса детских приютов, функционирующих при их обителях. Ведь большинство таких приютов не зарегистрировано в качестве самостоятельных юридических лиц.

Вследствие этого органы опеки и попечительства предлагают либо оформлять насельниц таких монастырей в качестве опекунов или приемных родителей детей, поступающих в приюты, либо регистрировать сами эти приюты как самостоятельные юридические лица.

При этом органы опеки и попечительства ссылаются на позицию Министерства образования и науки Российской Федерации, выраженную в его письме № 06-364 от 31.08.2010, согласно которому религиозные организации не имеют права непосредственно выполнять функции содержания и надзора в отношении указанных категорий детей.

Однако такая позиция Министерства не соответствует действующему законодательству, которое предусматривает возможность помещения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в некоммерческие организации любых организационно-правовых форм, в том числе и в религиозные организации.

В связи с этим монастыри должны отстаивать принадлежащее им по закону право иметь в своей структуре детские приюты без регистрации их в качестве юридического лица.


Дополнительные ссылки
· Другие публикации раздела: Доклады и интервью патриарха Кирилла
· Подробнее о пользователе: hanna

Самая читаемая публикация раздела Доклады и интервью патриарха Кирилла:
· Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы (2009 г.)

Последняя публикация раздела Доклады и интервью патриарха Кирилла:
· Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы (2012 г.)

Версия для печати  Отправить эту публикацию другу

Православный форум
сообщений: 1
просмотров: 8153
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 1
просмотров: 6581
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 263
просмотров: 342711
добавил: AlenaR
дата публикации: 11.4.16 18:39
 
сообщений: 0
просмотров: 19145
добавил: demko12
дата публикации: 12.3.16 02:50
 
сообщений: 462
просмотров: 423205
добавил: Spartak
дата публикации: 3.3.16 20:54
 
сообщений: 155
просмотров: 221970
добавил: Steelfist
дата публикации: 3.3.16 15:26
 
сообщений: 49
просмотров: 62803
добавил: Marina80
дата публикации: 15.2.16 23:20
 
Христианский форум
Заказной блок (HTML)



НОВЫЕ СТАТЬИ
23.8.18
Почему прогнозы на спорт от профессионалов -лучшие прогнозы
 
10.6.18
Туры в Брегенц, Австрия
 
15.5.18
Священный смысл венчания
 
20.4.18
Почему иммигранты-мусульмане выгодны Америке?
 
14.4.18
Верующий политик сократил помощь бедным - ад или Рай?
 
Все статьи

Новости    |    Форум    |    Журнал    |    Статьи    |    Публикации    |    Галерея    |    Юмор    |    Скачать    |    Библия    |    WAP


Баннеры    |     Сделать стартовой   |   Инфоновости

2009-2015 Dubus.by все права защищены
При использовании материалов ссылка на dubus.by обязательна
  
- Генерация страницы: 0.10571 секунд -