|
|
Разместил hanna в 31.12.09 14:34 (5323 Просмотров)
23 декабря 2009 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
***
В декабре 2007 года Епархиальным собранием г. Москвы избирался Епархиальный совет сроком на три года, то есть до конца 2010 года. Мною это избрание поддержано, данный состав сохранится до завершения срока его полномочий.
Председателем Епархиального совета, согласно церковному Уставу, является правящий епископ города, для Москвы ─ это Патриарх. Я провел два ─ первое и последнее ─ заседания Епархиального совета.
Ввиду моей занятости общецерковными делами, по моему указанию текущие заседания Епархиального совета проходили под председательством архиепископа Истринского АРСЕНИЯ, моего Первого викария. Он же отвечает за работу комиссий при Епархиальном совете по различным направлениям церковной деятельности.
Эти комиссии претерпят некоторые изменения. Так, в состав Богослужебной комиссии включаются:
* протоиерей Василий БАБУРИН;
* протоиерей Сергий КНЯЗЕВ;
* монахиня СЕРГИЯ (Инютина).
Состав Имущественной комиссии мною дополняется следующими лицами:
* Преосвященным ТИХОНОМ, епископом Подольским;
* протоиереем Владимиром КЛЮЕВЫМ;
* Павлом Александровичем ШАШКИНЫМ;
* Натальей Александровной ДЕРЮЖКИНОЙ;
* Инокиней КСЕНИЕЙ (Чернега).
Полностью обновлен состав Комиссии по социальному служению. В нее вошли:
Центральное благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Андрей ШУМИЛОВ,
помощник ─ диакон Игорь СПАРТЕСНЫЙ;
Сретенское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Александр БОРИСОВ,
помощник ─ свящ. Алексий ГОМОНОВ;
Богоявленское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ свящ. Владимир СОКОЛОВ,
помощник ─ диакон Феодор КОТРЕЛЕВ;
Покровское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ игумен ИЛИЯ (Чураков),
помощник ─ прот. Сергий МИНАЕВ;
Москворецкое благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Николай КОНОВАЛОВ,
помощник ─ диакон Александр КАРПУНИН;
Даниловское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ свящ. Константин СОПЕЛЬНИКОВ,
помощник ─ диакон Кирилл МАРКОВСКИЙ;
Андреевское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ свящ. Александр КОВТУН,
помощник ─ свящ. Тимофей БОЙКО;
Михайловское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Серафим НЕДОСЕКИН,
помощник ─ диакон Михаил ВОЛОДИН;
Успенское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ свящ. Максим ЗАПАЛЬСКИЙ,
помощник ─ свящ. Сергий СУЛИН;
Всехсвятское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Сергий КУЛИКОВ,
помощник ─ свящ. Павел ЖУРАВЛЕВ;
Троицкое благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Георгий ГУТОРОВ,
помощник ─ прот. Георгий ЛАНКИН;
Преображенское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ свящ. Димитрий БАБЬЕВ,
помощник ─ диакон Михаил КРИВОШЕЕВ;
Петропавловское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Александр КАШКИН,
помощник ─ диакон Алексий ХИЛОВ;
Зеленоградское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ свящ. Константин МИХАЙЛОВ,
помощник ─ диакон Андрей ОРЛОВ.
В состав комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы включается протоиерей Димитрий МЕДВЕДЕВ.
Состав остальных комиссий оставлен без изменений.
Кроме того, Председателем комиссии при Епархиальном совете г. Москвы по делам молодежи назначается Преосвященный ИГНАТИЙ, епископ Бронницкий.
Исполняющим обязанности благочинного Даниловского округа г. Москвы назначается прот. Олег ВОРОБЬЕВ. Прот. Геннадий БОРОЗДИН освобождается от этого послушания.
Одной из важных задач настоящего собрания является формирование Епархиального церковного суда. В соответствии с положением о Церковном суде, принятом на Архиерейском соборе 2008 года, Церковный суд состоит из председателя суда, его заместителя и секретаря, назначаемых епархиальным архиереем, а также двух выборных членов в иерейском сане, избираемых Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея.
Председателем Епархиального суда мною назначен протоиерей Михаил РЯЗАНЦЕВ,
заместителем председателя ─ протоиерей Владислав ЦЫПИН,
секретарем суда ─ священник Александр МИРОНОВ.
При этом я полагаю, что на оставшиеся два вакантных места московское духовенство само может предложить достойных кандидатов. Вам будут розданы листки, в которые предлагается вписать имена и фамилии двух достойных с вашей точки зрения клириков. Лица, набравшие наибольшее количество голосов, станут выборными членами Епархиального суда. Лица, назначенные мною, в бюллетень вписываться не должны.
Обзор деятельности Патриарха как епископа г. Москвы
Завершается 2009 год, ставший первым годом моего Патриаршества. 27 января Поместным Собором Русской Православной Церкви на Патриарший престол был избран 16-й Патриарх Московский и всея Руси. Укрепляемый молитвой епископата, клира и многочисленной паствы, с упованием на волю Божию, принял я выпавший мне жребий Патриаршего служения.
В Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя 1 февраля 2009 г. состоялась Патриаршая интронизация. Благодарю всех клириков и прихожан Первопрестольного града за молитвенное соучастие в этом событии.
Как правящий епископ города Москвы я посетил соборные храмы и ставропигиальные монастыри столицы, участвуя в утренних и вечерних богослужениях на первой седмице Великого Поста. На второй седмице (13 марта) я ознакомился с приходской жизнью девяти храмов столицы, а в Великую субботу побывал на восьми московских приходах. Такие посещения намерен совершать и впредь.
В 2009 году я посетил все московские и подмосковные ставропигиальные монастыри, а также Московскую духовную академию, московские семинарии и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
За истекший год мною было совершено 229 богослужений из них:
18 ─ в соборах и храмах Московского Кремля,
50 ─ в кафедральных соборах Москвы,
71 ─ в московских обителях, монастырских подворьях и приходских храмах,
90 ─ в монастырях и храмах других епархий.
В 2009 году возглавил пять епископских хиротоний.
Из совершенных богослужений хотел бы выделить те, что были связаны с памятными событиями.
30 июня я совершил чин основания храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе; 21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, ─ Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове; в этот день храм отметил 500-летие и 20-летие своего возрождения. 31 октября, в праздник обретения мощей преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, в год 530-летия Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря мною была совершена Литургия и освящен памятник Преподобному, основавшему в 1479 году знаменитую обитель. В ноябре была освящена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы строящегося храмового комплекса на Рязанском проспекте.
Благодарен настоятелям московских храмов, наместникам и настоятельницам обителей за труды по воссозданию не только архитектурного благолепия церквей столицы, но и за активное возрождение приходской жизни, которое я наблюдал повсеместно. Особо хотел бы отметить многолетнее усердное служение духовника города Москвы протоиерея Георгия Бреева, трудами которого были созданы приходские общины и восстановлены храмы иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Обязанности Патриарха как правящего епископа столицы не сводятся только к попечению о приходах, но также требует ведения конструктивного диалога с представителями всех уровней федеральной и региональной власти. В связи с этим я неоднократно встречался с Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, с членами Правительства России, полномочными представителями Президента в Федеральных округах, с главами зарубежных государств и правительств, а также с послами стран ближнего и дальнего зарубежья, с представителями научных, творческих и деловых кругов, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями и с представителями СМИ.
Осуществляется конструктивное взаимодействие со многими структурами Московской власти. Так, первый официальный визит в качестве Предстоятеля Церкви мною был совершен в мэрию Москвы для встречи с Ю.М. Лужковым и Московским правительством. Позднее состоялась встреча с Председателем Московской городской Думы Владимиром Михайловичем Платоновым. Во внимание к усердным трудам на благо Русской Православной Церкви заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Сергей Львович Байдаков награжден орденом прп. Серафима Саровского (II степени), а руководитель Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Владимир Иосифович Ресин ─ новой наградой Русской Православной Церкви ― Патриаршим знаком «Храмостроитель».
Важным событием для Москвы стала торжественная церемония возвращения исторических колоколов Свято-Данилова монастыря. Решению этого вопроса во многом способствовал Мэр Москвы Ю.М. Лужков. Столичный градоначальник был награжден благословенной Патриаршей грамотой. Юрий Михайлович продолжает оказывать всемерную поддержку Русской Православной Церкви как в области храмостроительства, так и в сфере социальной, благотворительной деятельности.
Кроме того, совместными усилиями осуществляется ряд проектов, среди которых особенно следует упомянуть издание Православной Энциклопедии и работу комитета Макариевской премии.
7 сентября в Москве состоялась торжественная передача Марфо-Мариинской обители милосердия частиц мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, доставленных архиепископом Берлинским и Германским Марком. Это событие не только стало долгожданным торжеством для Москвы, но послужило дальнейшему укреплению единой Поместной Русской Православной Церкви.
За прошедший год я возглавлял заседания различных попечительских советов: Фонда единства православных народов (в марте), Совета по возрождению кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая чудотворца (в марте), Марфо-Мариинской обители милосердия (в мае), «Православной энциклопедии» (в марте и ноябре), Фонда Андрея Первозванного (в апреле), Фонда поддержки строительства храма св. вмц. Екатерины в Риме (в апреле и июне), Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии (в июне), Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) (в июле), Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря (в сентябре), Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (в ноябре), Совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря и организации празднования 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого в 2015 году (в ноябре).
Я посетил Отдел внешних церковных связей, Издательский совет и Издательство Московской Патриархии, Синодальную библиотеку. Возглавил работу Поместного Собора, заседания Священного Синода (31 марта в Свято-Даниловом монастыре, 27 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге, 27 июля в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, 10 октября в историческом здании Синода в Санкт-Петербурге). Возглавил ректорское совещание, заседание Издательского совета, а также церемонии открытия крупных церковных форумов и других общественных мероприятий, а именно:
* XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития»;
* VIII церковно-общественного форума «Православная Русь ─ к Дню народного единства», включая шествие от Казанского храма до Манежа;
* выставки «Патриарх Алексий II. К 80-летию со дня рождения»;
* детского «Праздника меда» (совместно с мэром Москвы Ю.М. Лужковым);
* VIII Московского Пасхального фестиваля;
* торжеств, посвященных 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения;
* III Ассамблеи Русского мира;
* Патриарших рождественских ёлок.
Возглавил (вместе с председателем Совета Императорского православного палестинского общества С.В. Степашиным) совместное заседание Комитета почетных членов и Совета Императорского православного палестинского общества.
Принимал участие в XIII Всемирном русском народном соборе. Выступил с докладами на IX съезде Российского Союза ректоров в МГУ им. М.В. Ломоносова; на заседании президиума Российской академии образования; на совещании ректоров российских вузов. Обратился с приветствием к участникам торжеств, посвященным 50-летию ракетных войск стратегического назначения, в Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
Неоднократно проводились встречи с молодежью: III Сретенские встречи православной молодежи в Троицком соборе Данилова монастыря (февраль); встречи в Универсальном спортивно-зрелищном комплексе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (в мае); в конференц-зале Центрального выставочного зала «Манеж» в рамках VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь ─ к Дню народного единства» (в ноябре). В Международный день защиты детей, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре встретился с участниками православной детской паломнической миссии по монастырям Москвы и Подмосковья, которая ежегодно проходит в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры.
За прошедший год посетил 21 епархию в России, Украине, Белоруссии и Азербайджане.
Прежде чем перейти к основной части доклада, я хотел бы привести некоторые статистические данные.
В Патриаршем ведении находится 836 храмов и часовен:
из них 6 кремлевских соборов,
2 кафедральных собора,
7 храмов при синодальных учреждениях,
409 приходских храмов,
127 Патриарших подворий,
110 монастырских подворий,
53 монастырских храма,
8 храмов при Представительствах Православных Церквей,
20 крестильных храмов,
94 часовни.
Кроме того, 90 храмов и часовен в стадии строительства.
Богослужения совершаются в 782 храмах и часовнях, причем ежедневно Божественная литургия совершается в 170 храмах. Не освобождены 18 храмов, в 36 не возобновлены богослужения.
На приходах г. Москвы совершают служение 11 епископов, 845 священников и 297 диаконов; всего 1153 клирика. В монастырях Московской городской епархии совершают служение 6 епископов, 52 священника и 37 диаконов, всего в обителях столицы ─ 95 клириков. Общее количество духовенства г. Москвы ─ 1248 клириков. В это число не входят 48 клириков, состоящих за штатом, 31 клирик, запрещенный в служении, 12 клириков, находящихся в заграничной командировке.
Подготовку кандидатов священства и других церковных работников для Москвы осуществляют Московские Духовные академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет.
По состоянию на ноябрь 2009 года в Москве насчитывается 213 воскресных школ, в которых обучается 9890 детей и 6566 взрослых. Клир г. Москвы за минувший год пополнялся за счет выпускников духовных школ, а также рукоположения в священный сан по рекомендациям настоятелей. Кроме пополнения клира, имели мы и потери. За минувший год двое священников из клира г. Москвы запрещены в священнослужении, трое перешли в другие епархии. 12 священнослужителей отошли ко Господу. Это:
* протоиерей Николай ДМИТРИЕВ,
* протоиерей Александр КУЛИКОВ,
* протоиерей Павел ГОРДЕЕВ,
* протоиерей Михаил ЗАЛЕССКИЙ,
* протоиерей Вячеслав МЕЛЬНИКОВ,
* протоиерей Иоанн КУЦОВ,
* священник Георгий НЕМЧИНОВ,
* иеромонах АВРААМИЙ (Шарафутдинов),
* иеродиакон СЕРГИЙ (Иванов),
* протоиерей Николай ПЕТРОВ,
* протоиерей Сергий РУСС,
* священник Даниил СЫСОЕВ.
Пропоем почившим клирикам «Вечную память».
Особенности современного социального контекста пастырской работы
Глобальный экономический кризис в конце прошлого года пришел и в Россию. Многие предприятия закрылись или свели к минимуму свою деятельность. Другие были вынуждены пойти на снижение или задержку зарплат, а многие, стремясь оптимизировать затраты, произвели увольнение сотрудников.
Современная российская действительность такова, что не на всех кризис отразился одинаково. Если для одних он стал просто поводом для беспокойства и незначительной экономии средств, то для многих других ─ настоящим испытанием, заставившим думать о выживании. В этих условиях роль Церкви и в духовной поддержке людей становится чрезвычайно важной.
Последние годы государственная власть прилагает немалые усилия для повышения уровня жизни в нашей стране. При этом очень важно, чтобы экономическая политика органично принималась народом, ибо без этого она не будет по-настоящему эффективна. В этой связи весьма положительно были восприняты людьми, особенно малоимущими, изменения в пенсионном обеспечении. Действительно, несмотря на объективные экономические трудности улучшение уровня жизни нельзя откладывать дальше. Примерно у 20% нашего общества нет возможности достойно питаться, одеваться, растить детей, нет доступа к хорошему образованию и культурному досугу.
Сохраняется большой разрыв в уровне жизни между сельскими и городскими жителями. Между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных разница в 20-25 раз. Люди работают, но за свою работу получают недостаточно. А когда человек остается даже без такой работы, соблазн поддаться унынию и ропоту на судьбу очень велик. И это путь в никуда. Задача Церкви ─ словом и молитвой поддержать людей, дать им духовные силы для преодоления жизненных трудностей, а в тех ситуациях, когда нам удается сотрудничать с властью и предпринимателями, ─ помочь сохранить занятость полезным трудом.
Все чаще в нашем обществе происходят порожденные «человеческим фактором» катастрофы и бедствия, в которых гибнут люди. Участились случаи нападений на храмы и священников. Все это признаки неспокойствия, которые свидетельствуют о кризисе человеческой личности и о многих нерешенных проблемах в сфере человеческих взаимоотношений. И Церковь старается эти проблемы распознавать, предупреждая общество о грозящих ему опасностях.
Однако наша работа не должна сводиться только к устранению последствий кризиса. Нужно сделать всё от нас зависящее, чтобы подобные ситуации не повторялись. Экспертный совет «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси сделал заявление в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, сказав как о мерах, необходимых для выхода из него, так и о его причинах. Кризис экономический прямо связан с кризисом ценностей и мировоззрения. И первопричина нестабильности в экономике ─ это деградация ее нравственных основ, когда утрачивается высшая цель хозяйствования, заключающаяся во благе человека, в построении гармоничного и справедливого общества.
Возникшие проблемы не решить одной только помощью людям, пострадавшим от кризиса. Очевидно, что страна нуждается в обновлении всех областей жизни, и не в последнюю очередь ─ сферы экономической.
Еще в 2007 году на XI Всемирном Русском Народном Соборе мне довелось говорить о том, что именно модернизация страны может решить скопившиеся социальные и экономические проблемы общества. Одновременно было сказано, что реформы будут иметь успех только тогда, когда они будут учитывать ценности национальной культуры и духовного наследия.
Этот тезис красноречиво подтверждает наша отечественная история, в которой неоднократно предпринимались попытки реформировать страну. Отталкиваясь от исторического опыта можно сказать, что нынешняя модернизация только в том случае увенчается успехом, если мы будем соединять современные реалии с духовно-нравственными ценностями, принадлежащими нашей традиции. Содействие именно такому развитию страны сегодня имеет прямое отношение к пастырскому служению Церкви.
Год учителя и вопросы образования
Предстоящий год объявлен Президентом Российской Федерации Годом учителя. Этим подчеркивается важность задач образования и труда педагогов для будущего страны. Через образование и воспитание закладывается основа национальной общности, формируется духовная и культурная идентичность, сохраняются традиции и преемственность исторического бытия. Образовательная система, неразрывно соединенная с системой воспитания, должна не только передавать новым поколениям наших соотечественников полезные знания и интеллектуальные навыки, но и формировать их убеждения, закладывать в их души и разум традиционные духовно-нравственные ценности. А хранительницей и проповедницей этих ценностей является Церковь.
В труде учителя есть два важнейших элемента. Во-первых, это пример, неотделимый от нравственного авторитета. Во всем без исключения педагог должен стараться быть образцом для своих учеников. Во-вторых, учитель призван относиться к воспитанникам с любовью. Только при этом условии в юных сердцах зародится тяга к знаниям и к тому, чтобы следовать примеру учителя.
Исключительно велика роль учителя в формировании духовного облика нации. Гении русской литературы, музыкального и изобразительного искусства, ученые, обеспечившие научно-технический прогресс нашей страны, нобелевские лауреаты и олимпийские чемпионы ─ никто из них не смог бы достичь своих выдающихся результатов без хорошей школы, без настоящих учителей.
Быть учителем ─ это не просто профессия, это призвание. Причем сегодня такое призвание подчас сопряжено с материальными трудностями, с нелегким трудом. Однако за верность своему педагогическому долгу учителю воздается сторицей ─ ответной верностью и любовью учеников.
Рутина образовательного процесса способна дать усидчивому человеку хорошие знания. Но если воспитательный элемент в жизни школы уйдет на второй план, если исчезнет тайна встречи личности с личностью, мы не сможем по-настоящему образовать человека. Когда каждый миг общения учителя и ученика будет взаимно обогащать внутренний мир обоих, когда возникнет живая связь между сердцами, тогда и будет действенным процесс воспитания.
Мне доводилось говорить с людьми, уже немолодыми, состоявшимися в жизни, которые с огромным уважением и благодарностью вспоминали своих школьных учителей. Личность настоящего учителя накладывает на ученика добрый отпечаток, который остается навсегда. Поэтому так важно, чтобы учитель не останавливался на достигнутом, пребывал в непрестанном процессе духовного, профессионального и интеллектуального роста.
Как сказал замечательный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» (из «Писем о воспитании наследника престола»).
Убежден, что роль светской педагогики в воспитании человека должна рассматриваться совместно с вкладом в образовательный процесс двух других институтов: религиозной общины и семьи. Система ценностей, на которой строится воспитание, первоначально создается в семье, впитывается с молоком матери. А религиозная община становится хранительницей этих норм, бережно передавая их из поколения в поколение.
Школа, семья, Православная Церковь, другие религиозные общины, будучи традиционными общественными институциями, опираются на общие или близкие базовые нравственные нормы, издавна бытующие в народном сознании. Нужно только остановить их размывание и девальвацию, решительно утвердить их в образовательной и воспитательной системе. Без последовательной и структурированной передачи нравственных ценностей невозможно и полноценное образование. Отрадно, что этот факт признается сегодня и государством, и большей частью нашего общества.
В российской образовательной системе вскоре начинается эксперимент по преподаванию основ религиозных культур и светской этики. Значение этого процесса трудно переоценить. Ведь знание основополагающих духовно-нравственных ценностей своей религиозно-культурной традиции станет надежным компасом для молодежи в современном мире. В мире, где все труднее различать добро и зло, где часто под видом борьбы за права человека совершается фактическая пропаганда греха и вседозволенности, где черное часто называется белым, а порок подается как правильный образ жизни.
В ходе эксперимента очень важно честно выявить выбор родителей школьников. И тем, кто в своем выборе колеблется, пастыри должны ясно сказать: вы выбираете будущее вашего ребенка, вы выбираете направление его жизненного пути. Будет ли он жить только по законам сиюминутной житейской выгоды и по диктуемому им минимальному набору правил, обеспечивающих комфортное существование в социуме? Будет ли он всю жизнь блуждать в огромном мире взаимоисключающих духовных практик или твердо станет на почве собственной традиции, которая укрепит, наполнит жизнь смыслом, позволит удержаться на ногах в минуты житейских бурь и невзгод? Вот на какие вопросы отвечают отец и мать, когда либо избирают для своего ребенка ту или иную духовно-нравственную дисциплину в рамках нового школьного курса, либо возражают против предлагаемого им.
Конечно, нам, православным христианам, вовсе не безразлично, какие тенденции возобладают в современной педагогике. Голос Церкви в обществе можно сравнить с голосом совести в душе человека. Не случайно Священное Писание ставит духовную составляющую педагогики в один ряд с харизматическими дарами и исключительными видами служения: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор. 12:28).
В этом смысле особая ответственность ложится на воскресные школы, православные гимназии и другие церковно-образовательные учреждения. Учебный процесс в них должен быть образцом для светской школы, они призваны не только давать питомцам лучшие знания, но и воспитывать достойных граждан страны.
На тех, кто так или иначе причастен к церковной педагогике, лежит большая нравственная ответственность. Здесь недопустимы ни духовная расслабленность, ни любительский подход. Ответственность, мудрость, любовь к людям, ─ вот что должно характеризовать тех, кто трудятся на ниве православного образования, независимо от их социального положения и степени занятости.
Мы живем в условиях жесткой конкуренции идей и стремительного распространения системы взглядов, противопоставляющих себя христианству. Наша обязанность ─ выдержать этот натиск и отстоять право нашего народа на истину. В такой ситуации будет недостаточно энтузиазма отдельных священников и мирян, увлеченных вопросом религиозного просвещения. Все вместе мы должны понять, что нравственное воспитание молодежи, обучение жизни по совести ─ это приоритетное направление современной церковной жизни и нашего взаимодействия с обществом.
Монастыри
Последнее десятилетие было отмечено активным воссозданием древних обителей, возрождением иноческой жизни в стенах разоренных в богоборческое время монастырей. Эта работа потребовала от отцов-наместников и матушек-настоятельниц, всех насельников большого напряжения духовных и физических сил. Мы знаем, что возрождение рядового храма сопряжено с постоянным поиском финансовых средств, умением находить общий язык с властями всех уровней, необходимостью разобраться в юридических и административных тонкостях, а когда речь идет об огромных комплексах старинных храмов и монастырских построек, то масштаб возникающих проблем увеличивается многократно.
Процесс возрождения обителей пока далек ещё от своей финальной стадии, однако сегодня уже можно и нужно переносить акцент со строительных работ на духовно-просветительские. Деятельность любого монастыря должна иметь практическое приложение, соотнесенное с нуждами всей Церкви, необходимо активнее реализовывать социальные, благотворительные и образовательные программы. Каждая подобная инициатива может служить связующим звеном между Православием и людьми, ищущими дорогу к храму, может быть, пока еще не обретшими веру, но готовыми к общению с Церковью в сфере общественно значимых дел.
Монастыри должны снова стать центрами духовного обновления народа Божия. Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан не только потому, что здесь можно было причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. Монастыри могут быть центрами катехизации современного человека только в том случае, если монашествующие понимают этого человека. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось как приверженностью благочестию, так и образованностью, знанием богословских и аскетических творений святых отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека. Просветительская деятельность монастырей должна помогать людям в решении стоящих перед ними проблем, связанных с семейной и общественной жизнью, с нравственными аспектами профессиональной деятельности.
Иночество должно не только духовно наставлять, но и быть для мирян подлинным примером твердой и непоколебимой веры, чистоты сердца, благочестия, внутреннего горения и готовности к богоугодным делам. Поэтому совершенно недопустимо, чтобы дух гедонизма и практицизма проникал сквозь монастырские стены. Нельзя, чтобы при реставрации монастырей, покои наместников и настоятельниц превращались в подобие комфортабельных пятизвездночных апартаментов.
Забота о духовной жизни и укреплении аскетического духа в обителях должна быть сопряжена также с привлечением в монастырь новых молодых насельников и насельниц. К сожалению, в последние годы количество стремящихся приникнуть к живительному источнику иноческого делания сократилось, а это для нас с вами тревожный сигнал. Необходимо возрождать институт послушничества, который позволил бы сохранять и передавать традиции русского монашества, выраженные в навыке послушания, стяжании смиренномудрия через подчинение своей воли воле старшего и опытного наставника.
Сокращение числа молодых послушников ─ это отголосок и демографического кризиса, и кризиса духовности в обществе. Еще одна причина подобного положения дел ─ ослабленная работа с молодежью на приходах. Настоятели и благочинные должны присматриваться к молодым прихожанам, предоставляя возможность ищущим духовного подвига реализовать на практике желание своего сердца. Сокращение количества стремящихся стать инокинями и иноками ─ проблема общецерковная.
Другой проблемой современной жизни обителей является недостаточный уровень канонического сознания насельников и даже руководителей монашеских общин. Это может приводить к автономизации монастырской деятельности, не полезной ни для монастырей, ни для епархий в целом.
Очевидно, что Синодальной комиссии по делам монастырей под руководством преосвященного Алексия, архиепископа Орехово-Зуевского, предстоит многое сделать, в том числе и для координации деятельности монастырей, содействуя обмену опытом в духовной и литургической жизни обителей, а также в осуществлении ими социального, благотворительного и образовательного служения. Помимо обмена опытом здесь важны взаимовыручка и соработничество.
Новый типовой приходской устав
Переходя к вопросам приходской жизни, хотел бы начать с важного, с юридической и практической точки зрения, момента, а именно с введения в жизнь новой редакции приходского устава.
Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября сего года принят устав прихода с изменениями, соответствующими велениям времени. Во всех приходах г. Москвы надлежит провести Приходские собрания для принятия новой редакции устава прихода, осуществления связанных с этим необходимых переизбраний и принятием годового отчета прихода. Вопросник по годовому отчету каждый настоятель может получить здесь же в зале у отцов благочинных.
Благословляется провести эти собрания под председательством благочинного округа без предварительного письменного прошения, не позднее начала Великого Поста.
После чего надлежит до 1 марта 2010 года подать отчет вместе с протоколом собрания в Московскую Патриархию, где будет централизованно и последовательно осуществляться государственная регистрация новых уставов.
Перерегистрированный устав прихода будет находиться в Московской Патриархии. Приходу будет выдваться нотариально заверенная копия.
Кратко коснусь тех изменений, которые внесены в приходской устав.
Последняя редакция типового устава прихода была утверждена Синодом в 1999 г. За прошедшее десятилетие российское законодательство значительно изменилось. Однако в тексте приходских уставов эти изменения не были учтены, что осложняло приходскую деятельность. С принятием новой редакции приходского устава существовавшее прежде несоответствие некоторых его положений нормам действующего законодательства устранено.
Следует также отметить, что новая редакция устава вносит ряд значительных изменений в структуру и компетенцию органов управления приходом.
В прежней редакции типового устава в качестве высшего органа управления прихода было указано Приходское собрание. Однако фактически большинство важнейших полномочий в сфере управления приходом были закреплены за правящим архиереем. Уставом, например, устанавливалось правило, согласно которому решения Приходского собрания вступали в силу только после их утверждения правящим архиереем.
Это правило сохранено и в новой редакции типового устава, которая прямо называет правящего архиерея высшим органом управления приходом. Правящий архиерей обладает всей полнотой властных полномочий в данной сфере. Прежде всего, это касается кадровых вопросов. Решения о назначении и освобождении от должности настоятеля, об изменении состава Приходского собрания принимаются правящим архиереем. Исключительной прерогативой правящего архиерея является решение вопросов о ликвидации прихода и о внесении необходимых изменений в приходской устав (в случае, если Священный Синод утвердит такие изменения).
Хотелось бы обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Среди должностных лиц прихода особое место занимает председатель Приходского совета, который, согласно уставу прихода, имеет право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Он также осуществляет прием на работу сотрудников прихода, заключает от имени прихода договоры.
Согласно прежней редакции типового устава, председатель Приходского совета избирался Приходским собранием из числа его членов и утверждался в должности правящим архиереем. Иными словами, должность председателя Приходского совета была выборной; лишь в исключительных случаях правящий архиерей мог назначить на данную должность настоятеля прихода.
Напомню, что отстранение священника от руководства финансово-хозяйственной деятельностью прихода было ключевым направлением «хрущевской реформы», осуществленной в 60-х годах прошлого столетия. В то время Церковь была вынуждена пойти на уступки и передать полномочия по распоряжению денежными средствами и имуществом прихода церковным старостам, которые нередко практически назначались светской властью.
Новый устав максимально приближен по своему содержанию к уставу прихода, действовавшему до 1961 года. Новая редакция типового устава прихода является важным шагом на пути возвращения настоятелей к административному, хозяйственному и финансовому руководству приходами. Теперь настоятель будет занимать должность председателя Приходского совета. При этом, в некоторых случаях, правящий архиерей вправе назначить председателем Приходского совета иное лицо, в том числе клирика прихода или мирянина.
Иными словами, ответственность настоятеля прихода за всю приходскую жизнедеятельность, как богослужебную, так и финансово-хозяйственную, возрастает. С момента назначения настоятелем прихода, он одновременно становится не только председателем Приходского собрания, но и Приходского совета. Вся документация, исходящая из прихода (в том числе и финансовая), подписывается настоятелем и казначеем.
При этом Приходским собранием избирается помощник настоятеля, его обязанности определяет Приходское собрание. Функции Ревизионной комиссии остаются прежними.
Кроме того изменения будут внесены также в уставы патриарших и монастырских подворий.
Продолжение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Православный форум |
|
сообщений: 1 просмотров: 29629 добавил: thomas12дата публикации: 11.8.17 01:11 | сообщений: 1 просмотров: 24933 добавил: thomas12дата публикации: 11.8.17 01:11 | сообщений: 263 просмотров: 401000 добавил: AlenaRдата публикации: 11.4.16 18:39 | сообщений: 0 просмотров: 44616 добавил: demko12дата публикации: 12.3.16 02:50 | сообщений: 462 просмотров: 495581 добавил: Spartakдата публикации: 3.3.16 20:54 | сообщений: 155 просмотров: 272410 добавил: Steelfistдата публикации: 3.3.16 15:26 | сообщений: 49 просмотров: 92232 добавил: Marina80дата публикации: 15.2.16 23:20 |
|
|
|