У разных тотемов, сохранившихся и до наших дней был предшественник, то есть вожак, которого умудрялись бояться и уважать одновременно. Но это чувство почтения и страха перед Отцом было настолько сильное, что Его подопечные однажды все собрались и убив Отца, съели его, как обычные дикари. Вспомните такую же ситуацию с Джеймсом Куком, который погиб в зубах аборигенов ибо они уж очень гордились им. Такое кушанье своего кумира связано с стремлением получить то, чем дикари восхищаются.
Такая черта, как буквальность присуща деткам, дикарям и невротикам. И уже из-за мук совести за пожирание вожака сформировалось то, что позднее будут называть первородным грехом. Религии, которые позднее из языческих эволюционировали в монотеистические сберегают этот мотив. Ведь Бог - это поднятый в небеса Отец, а избавиться от греха первородного можно путём спасительной жертвы Сына. Тотемная трапеза повторяется причастием.
Но психоанализ ставит в одно религию и невроз навязчивых состояний, но только коллективное. Конечно, что даже самый обычный психотерапевт будет утверждать о том, что этот невроз навязчивых состояний проявляется так же, как и страхи верующих.
В то же время религия стала полезной в формировании культуры и всего человечества, их цивилизации. Чувство страха и вины - это базирующие основы любой из религий, ведь только они заставили дикарей в древние времена не съесть друг друга или же просто поубивать. У них была мотивация создавать прекрасное, мыслить и сохранять социум.
Безусловно, если исчезнет религия во всем мире, то сегодня не все будут бегать и убивать всех, кого хочется, воровать и нарушать другие "10 заповедей Божьих". Человечество уже доросло до того, чтобы не совершать этого и без любой религии, которая и дальше продолжает быть важной частью социума, создавая мысли избавления от ужасного страха смерти, создает иллюзию наказания для тех, кто действительно виновен.
Хочется сказать еще о детках, которые постоянно живут в религии. Прежде всего, дети верят в слова родителей, что есть их верой. И потом, ребенок постоянно чувствует, что еще не подходит всем требованиям родителей, которые уже имеют сформированной виденье, свои запреты, этому всему дети еще не научились и будто считаются "дикими" как древние предки. И поэтому у детей появляется обычный страх наказания, который можно сравнить с Божьим страхом, в этом мы находим культ.
То-есть, религия в психоанализе - эмоциональная окраска незрелого отношения личности к его же родителям. Божественный родитель "Бог" должен быть идеальным для того, чтобы спрятать изъяны реальных родителей. Так и совершается символичное избавление от вины за какие-то упреки или же агрессию, от этих грехов можно попросить прощение у небесного родителя, но у реального практически никогда. Всё то, что находиться внутри церкви и даже одежда служителей Небесных такие, чтобы нереальные родители остались тайной, а прихожане, прийдя в храм, приобретают чувство ничтожности перед Отцом, что присуще для религии православной церкви.