Dubus.by


Под знаком Креста

Дата:  25.8.07 | Раздел: Православие


Знаки и символы постоянно сопровождают человека. Каждая сфера жизнедеятельности человека имеет свои символы. Пожатие рук обозначает приветствие, поднесение ладони к фуражке у военных — отдание чести, поднятие вверх руки со сжатым кулаком — протест и т. д. Но самым важным знаком для православного человека является крестное знамение. И если множество жестов, знаков и невербальных манифестаций совершается людьми неосознанно, или с той или иной степенью осознанности, то крестное знамение должно совершаться максимально осознанно и благоговейно.

Крестное знамение имеет несколько значений:

1. Вероисповедное. Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, прижатые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал Человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

2. Освятительное. Осеняя себя крестным знамением, мы возлагаем сложенные пальцы на лоб для освящения нашего ума, на живот для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи для освящения телесных сил. Христианин осеняет крестным знамением и то, с чем входит в соприкосновение, тем самым посвящая предметный мир Богу. 

3. Охранительное. Крестное знамение, налагаемое с верой, дает силу побеждать зло и творить добро, преодолевать искушения и страсти. Крест — это торжество Божией любви к падшему человеку, он таинственно связан с Воскресением. Осеняя себя крестным знамением, человек становится сопричастным спасительной силе Креста Христова. Крестное знамение нужно изображать на себе с живой верой в Распятого и Воскресшего Бога, с благоговением и смиренным сознанием, что мы можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеждой на Его милосердие. Поэтому необходимо отбросить суеверные представления, что само по себе крестное знамение или ношение крестика является «защитой от злых сил». Сам по себе знак ничего не стоит без внутреннего духовного участия и искренней веры в силу Креста.

История знает множество примеров, когда Господь по вере людей через крестное знамение творил чудеса. Ап. Иоанн Богослов, как повествует его ученик св. Прохор, знамением Креста исцелил некогда лежащего при пути больного. А благочестивый Ир, по наставлению ап. Филиппа, начертал рукой образ Креста Христова на поврежденных членах недужного Аристарха, и тотчас усохшая рука окрепла, око прозрело, слух открылся, и больной стал здоров. Прп. Макрина, сестра свт. Василия Великого, страдая грудной болезнью, просила свою мать осенить больное место Крестом, и сразу же получила исцеление.

Чудодейственный Крест Христов не только исцелял недуги, но воскрешал мертвых и делал человеческое тело невредимым. Так, первомученица Фекла осенила Крестом множество дров и хвороста, собранных на ее сожжение, и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу. Мученица Василиса Никомидийская оградила себя знамением Креста, и посреди пламени в разожженной печи стояла долгое время в огне без всякого вреда. Обреченные на съедение зверями, мученики Авдон, Синнис, великомученик Пантелеимон и многие другие мученики осеняли себя святым Крестом, и лютые звери, как кроткие и беззлобные ягнята, целовали ноги Божьих людей. При всемогущей силе Креста Христова оказывались безвредными и всякие смертоносные яды, как видим из жития святителя Ювеналия и прп. Бенедикта.

Древнейшие письменные свидетельства об употреблении крестного знамения принадлежат Тертуллиану: «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одеянии и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением». Приблизительно так же писали и свв. Киприан Карфагенский, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и др.

Следует отметить, что самому перстосложению не стоит придавать значение догмата. Церковная археология свидетельствует о разных традициях сложения крестного знамения: никонианской — трехперстии, старообрядческой — двуперстии, древнем единоперстии – сохранилось в некоторых древневосточных (до-халкидонских) церквах, латинской — крестятся всей ладонью слева направо.

Напомним, что каждая традиция подразумевает свой символизм перстосложения: трехперстие — Троица, двуперстие — две природы во Христе, одноперстие — единство Божества. Западные христиане больше уделяют внимания самому изображению Креста на себе, чем символизму перстосложения. Богослужебные указания в древних Евхологиях не дают нам указаний относительно порядка крестного знамения: сложения пальцев, очередности поднесения к плечам и т. д. Речь там идет лишь о порядке воздеяния рук и метаний (поклонов). Древние христиане воздевали руки или простирали их в стороны как Спаситель на Кресте, вспоминая Его страдания. Христиане осеняли знаком креста лицо, руки, глаза, плечи, грудь. Свт. Ипполит Римский пишет об антихристе: «Даст им (уверовавшим в него) знамение на правой руке и на челе, дабы никто не мог делать креста правою рукою на челе: но рука его будет связана, и от сего он не будет иметь возможности знаменовать свои члены». Кстати, встречающийся сегодня обычай осенять крестным знамением рот при зевке следует признать абсурдным и недопустимым для православно верующих, так как он основан на примитивно-спиритуалистическом взгляде на свойства падших ангелов, которые, дескать, при зевке входят в человека.

Некоторое принципиальное значение способ перстосложения мог иметь в период догматических споров (особенно христологических). Одним пальцем осеняли себя монофизиты, двумя, в противовес последним, — православные. Вместе с этим в некоторых диоцезах существовало и трехперстие — из первых по времени известных науке письменных свидетельств о перстосложении следует упомянуть свидетельство папы Льва IV (847–855 гг.), по времени оно предшествовало свидетельству о двуперстии Илии Гевери, несторианского митрополита Дамаска (893 г.). Древние христиане, как считает археолог А. П. Голубцов, «не придерживались или, лучше сказать, не следовали одному определенному перстосложению: они изображали на себе крестное знамение и рукою, и одним перстом, и перстами».

Нам нужно держаться установившейся традиции — трехперстия. Но при этом следует быть терпимее к чужим оплошностям. В приходской жизни небрежно наложенное крестное знамение тотчас становится предлогом для нападок вездесущих бабушек-«инквизиторов». Причем их «суда» не избегает ни духовенство, зачастую лишенное возможности размашисто и истово осенять себя крестным знамением из-за полноты или неудобства облачения, ни случайно зашедший в храм новичок, вовсе не умеющий правильно перекреститься. Следует помнить, что истинным крестное знамение делает живая вера в Бога, сопровождаемая сердечной молитвой.




Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by":
http://dubus.by

Адрес статьи:
http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_907.html