Dubus.by


От катехизации к миссинерству: Нновая задача мирян на приходе

Дата:  19.8.07 | Раздел: Миссионерство


События церковной жизни последнего десятилетия убедительно показали, как важно для Русской Православной Церкви (РПЦ) иметь в своих рядах образованный, церковно просвещенных мирян. Процесс катехизации, а затем и дальнейшего духовного образования мирян стал на сегодня одной из главных задач для РПЦ. Даже на приходском уровне наиболее активные священнослужители сумели преодолеть устоявшийся стереотип - когда священник все делает сам и отвечает буквально за все один, а восторженная паства благодарно внимает и возносит хвалы его мудрости. На инициативных приходах стало очевидным, что паства должна превращаться в активных помощников священника, без которых попросту невозможно создать приход-общину, то есть такую общину, где круг церковно-служебных обязанностей дополняются большим числом социально-культурных инициатив. Появление церковно-образованных, а главное настроенных на активную деятельность прихожан - единственная возможность для пастыря не утонуть в море окружающих приход проблем, а стать подлинным духовным руководителем всех этих процессов. Там где эта проблема понята и решается - сами приходы становятся подлинными центрами духовного просвещения и на их основе уже создано много центров по борьбе с наркоманией, помощи жертвам тоталитарных сект, по молодежной проблематике.

Огромное поле деятельности для православных христиан в обществе предполагает, что традиционное требо-исполнительское участие прихода в общественной жизни на сегодня недостаточно, учитывая современное духовное состояние общественной жизни.

Оккультные учения, деструктивные, тоталитарные секты и разное новоязычество не просто наступают, а маскируясь под подлинную духовность, ставят своей задачей вытеснение Церкви на задворки духовной жизни. Они даже готовы смириться с тем, что православие, ограничившись богослужебной и требной практикой, как единственной его составляющей, оставит свое миссионерское служение. Здесь и появляется главный вопрос - для чего мы проводим катехизацию, какую цель преследует духовное образование; есть ли цель у этого процесса? В современной практике катехизации мирян через воскресные школы и разнообразные курсы уже наметился определенный кризис; и те кто подобные школы начинал несколько лет тому назад, сегодня видят, как затухает энтузиазм наших прихожан вокруг этих начинаний. И основной причиной этого явления я считаю то, что сама катехизация не переходит в миссионерское делание прихожан в миру, а превращается в самоцель. Конечно, само по себе духовное образование (на самых различных уровнях) уже есть великое благо, а так как мы невольно сравниваем положение Церкви вчера и сегодня, то катехизация является большим шагом вперед. Но за этим шагом обязательно должен последовать следующий - применение своих знаний в церковной жизни и в миру.

Чем сильны наши противники сектанты? - у них каждый рядовой член секты является проповедником, у нас же эти обязанности по-прежнему полностью лежат на плечах священнослужителей. Поэтому проповедники-сектанты доходят до каждого дома, они умеют войти в доверие, так как их руководители отбирают достойных и специально обучают их, и получается, что миссионеры-профессионалы из сект теснят православных миссионеров-любителей, даже если те являются священниками.

Если отойти от антисектантской деятельности - то и социально-культурные инициативы различных сект почти всегда опережают наши начинания из-за лучшего знания реальной жизни членами этих сект, так как они и есть те самые миряне, находящиеся в гуще современных событий.

Что же мы видим в нашем православном сообществе? Все еще очень робкое участие мирян в миссионерской деятельности и даже принципиальное непонимание многими священнослужителями того факта, что апостолат мирян - это наша основная сила в обществе, и что они будут преображать Россию. С одной стороны, каждый из них будет трудиться на привычном для него поприще, а с другой стороны, активные православные миряне - это Церковь, вышедшая в мир благовествовать о спасении на языке понятном миру.

Неприятие ценностей современной культуры, не означает бегство от нее, это как бегство от неприятеля на поле боя. Мы должны не только понять эту систему ценностей, но и научиться с ней работать, как это сделала в древности Церковь, придя в дом к темному, укоренившемуся в язычестве крестьянину и освятив его повседневный быт. Святые отцы освятили солнцеворот, соединив его с празднованием Рождества Христова, так же ввели масленицу в круг церковных событий. Появилось большое число чинопоследований, освящающих крестьянский труд. Это был подвиг снисхождения Церкви к тем, кому трудно было подняться к высотам христианских традиций. Впоследствии это косная крестьянская масса стала самым верным оплотом Церкви. Особенно сегодня чувствуется отсутствие этого смелого миссионерского духа, способного освящать мирские дела и давать ему истинную шкалу ценностей.

Долгие годы наша духовная практика проходила как практика покаяния, то есть со знаком минус. Боязнь греха и убегание от него, сокрушение и плач сердечный необходимы духовному человеку; но без творения добра, без преображения мира христианским учением - одного сокрушения православию мало. Вспомним заповеди блаженства: с плача о своих грехах начинается поиск правды и миротворчество. Катехизация, как усвоение церковного взгляда на мир, для подавляющего числа мирян будет наполняться смыслом и конкретными делами только при дальнейшем нацеливании их на миссионерство. Это изменение теплохладного отношения к вере на подлинно христианское горение и труд во имя спасения ближних своих. При этой постановке дела происходит очень быстрый отбор самых деятельных прихожан, в которых нуждается сегодня Церковь. Миссионерство само притягивает к себе талантливых людей.

Наверное, сегодня каждого настоятеля надо спросить, а сколько людей, готовых проповедовать слово Божье в миру есть у него на приходе. Да и сами наши прихожане должны отвыкать от мысли, что духовная жизнь ограничивается только исповедью. И поэтому главной задачей миссионерства в РПЦ является изменение сознания православных, с ориентацией их на ту деятельную, активную традицию нашей Церкви, которая если не утеряна, то находится под спудом.

Постройка новых храмов и организация монастырей еще не делают нас православными преобразователями общества. И в новом храме, и в новой духовной школе может опять преобладать дух вечно испуганного перед миром ограничительного мироощущения. Как-то в сердцах мне сказал один меценат: - "Строили храм, надеялись, что он станет центром для всех жителей, а открыли, туда одни старухи ходят, и батюшка с одним советом: "соблюдайте правила и убегайте мирских соблазнов". Молодые не ходят, да и мы там ничего не понимаем". Против соблюдения правил возражений нет, но если это все, что этот храм дал местным жителям, то сегодня можно и нужно давать больше. При таком церковном приходе меня не удивит, если в этом месте появятся сектанты и через всевозможные кружки по интересам, через изучение ремесел и спортивные секции уведут местную молодежь к себе. И вина наша будет в том, что мы не смогли привлечь к православию, так как обращались только к одному слою людей - к тем, кто уже переступил церковный порог.

Учитывая всеобщее одичание нравов и практически языческое сознание многих россиян, ждать пока люди сами вернутся в лоно Церкви, значит бездействовать и потакать духовным соблазнителям. Еще раз отмечу, что воскресная школа и катехизация прихожан с первых шагов должны ставить своей целью воспитание таких мирян, которые через духовное обучение готовились к миссионерской деятельности.

Особенно важна работа с молодежью - они жаждут духовных истин, стремятся к идеалам (пускай с излишним максимализмом), если мы научимся разговаривать, поймем их субкультуру, то сможем наладить диалог о духовном пути и спасении на их языке. Умение уважать иные мнения, спорить, но оставаться доброжелательными, это нелегкая наука для многих из нас. Только человек, наполненный светом, активного добродеющего Православия, способен идти в то место, где преобладает грех и зло и не бояться. Но этому нужно обязательно учить, и не грех воспользоваться опытом миссионеров других конфессий.

Расскажу об одном интересном наблюдении: у нас в Миссионерском отделе ведется постоянная работа по возвращению заблудших чад в лоно православия. Это люди побывавшие в разных сектах и раскаявшиеся, поняв свои заблуждения. Знаете, что самое трудное в деле их возвращения в Церковь? Они в своих сектах привыкли к самореализации, их настроили на активную проповедническую жизнь. Придя к нам, они жалуются, что после первого внимания и бесед в нашем центре реабилитации, на приходах они оказываются невостребованными. Пришел, постоял, ушел - этот привычный для многих приходской ритм их уже мало устраивает. В своих сектантских общинах они ощущали себя нужными обществу и своим собратьям, к ним проявлялось внимание и они отвечали на него, пусть ложным, но подвижническим трудом, и теперь у них наступает частичное разочарование нашей приходской жизнью.

Пусть этот пример покажет нашим пастырям, какой прекрасной закваской, даже в самом маленьком приходе, является миссионерская деятельность самих прихожан, когда они сами находят друг друга, и под руководством священника создают миссионерский актив прихода. Наши прихожане хотят быть востребованными, а для нас пастырей привлечение их является велением времени.

Миссионерство в России - это второе пришествие христианства на нашу землю. Но времени у нас гораздо меньше, чем у святого равноапостольного князя Владимира.




Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by":
http://dubus.by

Адрес статьи:
http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_842.html