Dubus.by


На наш век треб хватит?

Дата:  19.8.07 | Раздел: Миссионерство


На наш век треб хватит?


Именно эта популярная в среде священников фраза объясняет отсутствие миссионерства в современном украинском Православии. Наша церковь спит. Пока униаты открыли Католический университет и бросили силы на восток, пока УПЦ КП бесплатно распространяет Закон Божий, пока харизматы создают столовые для бедных и собирают полные дворцы культуры на промывку мозгов в своих проповедях, - в общем, пока инославные всех мастей делят Украину, УПЦ научилась только ругать их всех да заниматься освящением заводов, памятников, строительством храмов (не делая ничего для того, чтобы их посещали) да раздачей церковных наград.

Даже Русская Церковь при всей своей синодальной инертности не забывает о важности миссионерства. Известный миссионер диак. Андрей Кураев издает книги и ездит по всему СНГ с лекциями. Питерская епархия провела рок-концерт, Москва выпускает много фильмов о Православии, о святых, о таинствах. Некоторые фильмы ("Земное и Небесное") даже транслируются по общенациональным каналам. Видеопродукция УПЦ на сегодняшний день - это фильмы о богослужениях наших епископов или их паломничества на Святую землю, Афон (куда не сможет поехать большинство зрителей этих фильмов). Это совсем не рассказы об истории Церкви в Украине, не фильмы о многочисленных святых, или о таинствах, как следовало бы делать Церкви, которая заинтересована в распространении своего мировоззрения на как можно больше широкое количество населения.

Миссионерства на самом деле нет, потому что принять Миссионерскую концепцию и открыть воскресные школы - это еще очень мало. Все миссионерство УПЦ замыкается в тех местах, где наших миссионеров слышат только церковные люди. По меткому выражению одного батюшки, это значит "делать из верующих более верующих".

Для людей, пребывающих в церкви, создается ложное впечатление, что церковь занимается активным миссионерством. Издаются газеты, журналы, книги, даже телепрограммы выходят. Однако издательская деятельность касается только церковных людей. А телепрограмм еще слишком мало (общенациональных только 2, выходят они совсем не в прайм-тайм, да а уровень журналистского мастерства не на высоте). "Отсутствие же стремления к проповеди веры, безусловно, есть показатель внутреннего неблагополучия церковного организма", - такой неприятный диагноз ставит церкви ее предстоятель - патриарх Алексий II. (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 года).

На самом деле мир не видит и не слышит церкви. Ярким подтверждением тому служит статистика: из тех., кто считает себя верующими, почти половина (49,6%) очень редко ходят в храмы (посещают службы только по большим праздникам). А 21% так называемых верующих считают, что верующий может вообще не посещать службы и совсем не знать учения Церкви. А в самой Церкви нет понимания того, что проповедь - это не только благочестивые размышления с амвона. Иерарх РПЦ Митрополит Кирилл Смоленский пишет об этом: "От нас требуется осознание той истины, что миссия далеко не исчерпывается проповедью в обычной, уютной нашему сердцу обстановке православного прихода. Арена нашей битвы - жестокое и нередко враждебное пространство современного мира, где нас могут ожидать и непонимание, и раздражение, и сомнение, и насмешки и разочарование". (Вызовы современной цивилизации - как на них отвечает Православная церковь" Москва, 2002 г. С. 88) Владыка Кирилл предлагает вспомнить, кто запретил церкви миссионерство. Это были те же люди, которые убивали верующих, садили их в тюрьмы - большевики. И их запрет на миссионерство имел вполне серьезные с точки зрения безбожников причины. "Представим себе, чем закончилась бы проповедь апостолов, если бы они замкнулись в тесных пределах первохристианских общин. Какие бы народы научились бы в таком случае Христовой Истине?" - риторически спрашивает владыка Кирилл. (стр. 84). Проблема в том, что эти идеи владыки Кирилла не разделяет большинство украинского (да и русского) священства. Такой вывод можно сделать, даже не зная внутрицерковных проблем. Ведь если один из высокопоставленных чиновников патриархии призывает решить проблему миссионерства, он тем самым признает нежелание батюшек проповедовать и невозможность церковного руководства победить на эту лень.

Самые распространенные оправдания

Чаще всего говорят, что церковь не должна заниматься миссионерством, потому что нельзя веру навязывать, и "мы же не сектанты, чтобы приставать к людям на улице". А стремление к Богу заложено в человеке, а если он ищет, - так он найдет и без проповеди. Мол, надо уважать свободу человека и не навязывать ему православное мировоззрение

Другое не менее известное оправдание - слова преподобного Серафима Саровского о необходимости нравственной чистоты как самой главной проповеди: "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя".

Во всем этом легко просматривается неумение проповедовать и незнание способов миссии, отличных от сектантских. Проповедь Православия совсем не должна быть такой, как у сектантов, но и замыкаться в стенах храма ей нельзя. А о способах сказал Патриарх Алексий еще на соборе 2000 г.: "Миссионерская и катехизаторская деятельность приходов по-прежнему, как в советский период, замыкается почти исключительно в стенах храмов или церковно-приходских школ, в то время как существует множество других возможностей для полного и убедительного свидетельства о Православной вере и православной культуре. Вне сферы нашей катехизаторской и просветительской деятельности остаются светские учебные заведения всех уровней, где можно и нужно организовать, по согласованию с руководством этих заведений, даже вне рамок основного учебного процесса, христианские православные факультативны, циклы тематических лекций и пастырских бесед. Из-за нашей инертности и лени мы не выполняем прямой заповеди Господа: "Идите, научите все народы.., уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28. 19-20). <…> Священник в наше время сам должен идти к людям, особенно к молодому поколению. Нужно идти в школы и вузы, печататься в газетах, выступать по радио и телевидению. Для этого нужно иметь образование. Неоценим подвиг священника, открытого обществу, умеющего творчески и самоотверженно трудиться для общего блага. Как много он может сделать теперь, когда народ среди окружающего сгущающегося мрака жаждет добра, духовной красоты, просвещенной веры!".

О том же говорит и митрополит Смоленский Кирилл: "Ныне требуется весьма непривычное для православного священника делание. Он должен выйти за ограду храма и отправиться во внешний мир: на улицу, на завод, на вокзал, в электричку, на перекрестье дорог". Митрополит напоминает, что современное священство забыло смысл слов Спасителя "идите и научите все народы": "Благовестители Слова сами шли к своим слушателям и учили вне зависимости от того, ожидали ли их прихода, желали ли им внимать или нет. "Проповедуй Слово, настой благовременне и безвременне" - учит Апостол Павел своего ученика Тимофея".

Аргумент о том, что люди сами ищут истину и не нужно ее особо проповедовать, представляет из себя полное забвение Евангелия. Ведь в Новом Завете мы находим очень много указаний на необходимость миссии: "Идите и научите все народы", "Горе мне, если я не благовествую", "Сын Человеческий пришел чтобы взыскать и спасти погибшее", "Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

"Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. (2. Тим. 4.1-2)

В одной из современных православных газет была даже помещена заметка под заголовком "Почему мы не идем в народ", смысл которой сводится к тому, что жажда Бога - это все равно что жажда воды или воздуха, и доказывать ее не нужно, пока сам человек не поймет, что он погибает. Но апостол Павел в Послании к Римлянам говорит нечто противоположное: "Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим. 10. 13.17 ). Как видим, в этом отрывке Апостол как бы удивляется - как можно верить в Бога, если нет проповеди.

20 лет спустя

В это же время инославные не теряют время на споры о налоговых номерах или канонизации Распутина. Они просто проповедуют. Потому вопрос стоит так: при такой проповеди сект и расколов долго ли священники смогут кормиться требами? Еще одно, максимум два поколения и - тогда вырастут новые граждане Украины, родители которых - протестанты, иеговисты или язычники - воспитают своих чад в таком духе, что им в голову не придет звать батюшку для совершения треб. А те пожилые женщины, которые являются религиозным авторитетом для сегодняшних захожан, вымрут, и мы станем церковью меньшинства. Мода на религию, или, вернее, духовная жажда, возникла в обществе ненадолго, и через короткое время она завершится четким расслоением общества на конфессии, начало которого ощущается уже теперь.

Поэтому крупнейшей станет та церковь, которая наибольшее количество материальных и человеческих ресурсов бросит на проповедь вне стен храма. Рискну предположить, что это будут униаты, которые облечены в традиционную для славян православную униформу и исповедуют модное нынче религиозное безразличие: "Какая разница, православный или католик, канонический или неканонический. Бог в нашем в сердце и все хорошо".

УПЦ при этом может значительно уменьшиться в масштабах, ведь миссионерство и социальная работа в канонической церкви теперь - скорее исключение, чем правило.

Яркое подтверждение тому - это то, что только через 10 лет после возможности начать проповедь при церкви был создан соответствующий отдел и назначен епископ, отвечающий за миссионерство. Открыто одно миссионерское училище (в райцентре Полтавской области, а не в Киеве) на 48-миллионуую страну. Это при том, что сектанты подобных заведений имеют десятки и сотни, и миссионером у них является каждый адепт. Конечно же, далеко не каждый христианин - миссионер. Апостол заповедал нам служить тем даром, который каждый из нас получил, а не обязательно проповедовать. Но факт остается фактом - УПЦ не занимается миссионерством даже на десятую долю того, как способна заниматься.

Епархии и приходы мечтают иметь своих Кураевых, а реально существующих священников-миссионеров заваливают требами. Очень проста и разумна идея уже упомянутого владыки Филиппа - ввести обязательное оглашение перед крещением. Однако что это будет на практике? Какой из приходов откажется от доходов от крещения?

Есть много других простых способов, которые используют инославные. Что мешает нашим отцам проводить встречи в ВУЗах, которые симпатизируют нашей Церкви? Очевидно, что этот вопрос следует переадресовать отделу по делам миссионерства.

Это при том, что в церкви много вещей не только не привлекающих, но и прямо отпугивающих людей от нее. К примеру, ценники на требы, фанатические настроенные борцы с кодами, разного рода младостарцы, калечащие души своих чад, а через них и мнение о православии в миру - то "свидетельство от внешних", которое апостол заповедал иметь "добрым".

До сих пор мы не видим общего стремления духовенства к просвещению народа - ведь, как говорят, "на наш век треб хватит". И до тех пор, пока такое настроение не будет объявлено грехом, - будущее Православной Церкви в Украине останется под большим вопросом.




Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by":
http://dubus.by

Адрес статьи:
http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_840.html