Dubus.by


Интервью с А.И.Осиповым

Дата:  9.8.07 | Раздел: Личность

Алексей Ильич ОСИПОВ, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии. Родился: 31 марта 1938 года. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. С 1965 года преподаватель основного богословия в Московской Духовной Академии. В 1985 году присвоена ученая степень доктора богословия. Это была первая общая беседа на фестивале «Братья». О том, что приедет Осипов, знали еще задолго до начала самого фестиваля. Интересно, о чем же он будет говорить с нами, загоревшими или еще загорающими, вырвавшимися из душных городов и желающими «не париться» братьями (и сестрами)? О серьезном. И о больном.

Сегодня, выступая на различных семинарах и конференциях, мы говорим о политике, экономике, литературе, театре, погоде, критикуем либералов и прочее, и прочее. И вот получается у нас, как у Крылова в басне: «А слона-то я и не приметил!». Говоря о христианском понимании жизни, мы  забываем саму ее суть. Внешняя сторона жизни, которой в последнее время уделяется огромное внимание, подменяет жизнь внутреннюю, духовную. Это равносильно тому, что, представьте себе, вам вместо Петра Петровича, с которым вы пожелали познакомиться, показывают его костюм, ботинки, тарелку, из которой он щи хлебал. Узнаете вы Петра Петровича? Вот то-то же.

- Что же такое религия и духовная жизнь?

Суть духовной жизни – есть молитва. Многие называют медитацию молитвой. Иногда советуют представить себе это да то. И это называется духовными упражнениями. Хотя по сути своей тренировка воображения. Да, это упражнения, но упражнения для фантазии и образного мышления. В святоотеческой литературе такая «физкультура» запрещена, и сказано, почему: если не хочешь сойти с ума!

- Что же такое медитация?

Однажды, когда я ездил по Итальянским монастырям и церквам, мы оказались в одном маленьком городишке, чтобы встретиться с епископом. Пришли, а нам говорят: «Епископ медитирует и не может вас принять». Я набрался смелости и спросил: «И о чем же он медитирует?». На что мне ответили: «Он медитирует о значении спорта в христианской жизни». Вот что оказалось! Медитация есть не что иное, как концентрация внимания на какой-либо проблеме.

В 80-х годах на родине Франциска Ассизского было собрание представителей всех религий. Там был такой интереснейший момент: нужно было помолиться перед началом всем верующим. И когда дошла очередь до буддистов, представьте, что произошло. В знак уважения к ним снимается с католического престола крест и ставится статуя Будды, для того, чтоб гости смогли свободно промедитировать.

Какая толерантность! Кажется, очень хорошая вещь. Толерантность превратилась в «…и у вас истина», «…и у вас» - всюду истина! А когда истина всюду, то нигде ее и нет. Если дважды два равно что угодно, то прощай любимая арифметика! Вот и существует вместо истины на Западе (да и у нас) МНЕНИЕ. Мы забыли о простой вещи: истина ИНТОЛЕРАНТНА. 2х2=3,9999999? Напиши после запятой хоть сколько хочешь девяток, истина скажет: «Это чушь!»

Надо сказать, что, несмотря на все свои старания, греческая философия так и не узнала, что есть истина. А современная философия и вовсе перестала «мучаться» этим вопросом.

Но вернемся к медитации и молитве. Надеюсь, вам понятно, что же такое медитация. А что же такое молитва? У Игнатия Брянчанинова, который переложил для нас опыт отцов с учетом наших сил, говориться, что там, где нет внимания, нет и молитвы. Это есть оскорбление Бога, а не молитва. Сейчас молитва превратилась в вычитывание, а богослужение в мероприятие. Я предлагаю записать всю службу на видео, поставить в церкви экран и воспроизводить в положенное время. Вот вам и богослужение. А какая разница?! Все равно. Ибо и там, и там никто не молится. Богослужение только тогда является богослужением, когда есть люди, которые молятся. Чтение, пение, чин – это атмосфера для совершения богослужения человеком. Каждым в своей душе.

- Какие молитвы бывают?

Устная, или гласная. Без нее, совершаемой со вниманием, нельзя перейти к умной молитве. Но можно понуждать себя умом, а можно и сердцем. Умная молитва дается за труды. Но обратимся к  изречениям отцов. У Исаака Сирина читаем: «Воздаяние бывает не за добродетели (!) и не за труды (!), а за рождающееся от них смирение». Что есть тогда смирение? Забитость, покорность? Смирение – это потрясающая сила, это мужество. Откуда эта сила? Как она приобретается? Смирение – это открывающееся постепенно человеку его бессилие. Я начинаю видеть, кто и что я есть на самом деле (Господи, помоги, я зеленею от зависти!). Зная себя, начинаешь помалу с сочувствием относиться к недостаткам других, а это сочувствие и есть маленькая, крошечная любовь в ближнему.

А после были вопросы, серьезные и насущные, общие и личные.

- Что нужно для спасения?

Не думать о заоблачных вершинах и не поддаваться той грязи, которая просачивается из всех щелей. И главное, увидеть себя: «Я знаю, кто я есть. Господи, помилуй меня!»

- Как найти мужа или жену?

Можно много и долго рассуждать на эту тему, и есть люди, которые любят это делать. Скажу одно: между мужем и женой важно единодушие.

- Как вы относитесь к экуменизму?

Я верю, что воссоединение церквей будет тогда, когда православие перестанет быть православием. Мне кажется, что мир идет к единой религии будущего, и это будет религия мамонов. Да-да, не смейтесь. Тогда вся суть религиозной деятельности сведется к решению политических, экономических, социальных проблем. Сейчас мыслят примерно так: «Религия говорит о спасении. Ну, это само собой разумеется, но давайте не об этом».

- Как вести себя, когда тебя хвалят?

Лично у меня нос сразу прилипает к потолку (смеется). Молчать надо и уходить от этого. «Только равный ангелам может вынести для себя без вреда похвалу человеческую» - писал Иоанн Лествичник.

- Возможна ли алгоритмизация спасения?

Вопрос неточен и не совсем корректен. Мой ответ – нет. Разбойник ничего не успел сделать и спасся. Мы спасаемся осознанием того, кто мы есть на самом деле.

- Что является критерием истинности суждения людей?

Видение совей греховности, а потом и своего бессилия (при условии, что употребил все силы в борьбе с грехом). Самое любопытное, что, увидев свой духовный паралич, человек не может возгордиться. И истинное смирение не видит себя смиренным.

- Почему в Церкви нет единомышленников. Священники дают, порой, совершенно разные советы в отношении даже причастия?

Среди апостолов и то не было единомыслия по отдельным вопросам. Помните, как апостол Павел обличал Петра? В духовной жизни важно держаться за непререкаемый авторитет святых отцов и помнить, что все без меры от диавола.

- Почему вы не стали священником?

А кто же будет богословом (смеется)? Я очень несдержанный человек. Особенно же не в состоянии принимать исповедь. Здесь надо быть Сократом, который стал Сократом только благодаря Ксантиппе. А я совсем не Сократ. Скажу по секрету: если собрать всех богословов и вызвать апостола Павла с того света, чтоб провести экзамен по догматическому богословию, все бы получили двойки. Наши знания о догмах – это некоторые пределы, ориентиры. В жизни духовной это почти ничего не дает. И я это испытываю на себе.








Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by":
http://dubus.by

Адрес статьи:
http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_831.html