Dubus.by


Возлюби ближнего и убей его?

Дата:  2.6.07 | Раздел: Мысли вслух

Возлюби ближнего и убей его?

Легко рассуждать об эвтаназии тому, кто бодр и здрав, кого не терзают невыносимые боли - физические и душевные. И как-то даже одолевают сомнения: имеем ли мы, вообще, право решать за кого-то, как ему распоряжаться его собственной жизнью - он сейчас корчится от боли, ему не до дискуссий, он жаждет избавиться от страданий, чтобы всё как можно быстрее закончилось. Вряд ли мы хорошо понимаем того, кто не просто просит о смерти, а вопиёт. Но жизнь - слишком ценная штука и сложная, чтобы нам вот так просто махнуть на всё рукой и… согласиться. Поэтому не смолкают сегодня дебаты: "Разрешить, не разрешить, или еще немного подумать?" Тут есть, о чем подумать.

Недавно в Ростове-на-Дону прошел процесс, на котором суд приговорил двух несовершеннолетних девушек - одну к 5 и другую к 4,5 годам воспитательной колонии за то, что они задушили свою парализованную соседку по ее же просьбе.

Наталья Баранникова получила тяжелую травму позвоночника во время автокатастрофы и оказалась прикованной к постели. Она очень страдала от своей неподвижности и не раз говорила родственникам и знакомым, что хочет уйти из жизни. Соседи частенько слышали, как она кричала от боли и просила смерти, и врачи не отрицают этого факта - такое состояние характерно для тяжелобольных. Правда доктора утверждают, что благодаря тренировкам, массажу и хорошему уходу, через год она могла бы научиться передвигаться на инвалидной коляске. Но в тот момент она сильно страдала. И вот появились двое "благодетелей", которые не постеснялись от больного человека принять в качестве вознаграждения золотые изделия.

Адвокаты девчонок надеялись на условное наказание. Мол, случай не ординарный, а жертва просила смерти сама. Но суд и так учел смягчающие обстоятельства: срок был дан ниже нижнего предела, предусмотренного статьей за предумышленное убийство. Но самое любопытное, что некоторые пеняют на то, что у нас в стране эвтаназия запрещена законом: "Вот в Нидерландах или в Бельгии - другое дело. Там законы настолько гуманны, что неизлечимо больным пациентам, которые просят скорой смерти, врачи идут навстречу без страха, что их накажут".

"Доктор Смерть"


Термин "эвтаназия" ввел английский философ Фрэнсис Бэкон в 1623 году для обозначения легкой смерти. Эвтаназия происходит от греческих слов "eu" (хорошо) и "tha'natos" (смерть) - хорошая или благая смерть. Некоторые считают, что Бэкон имел в виду спокойную смерть, облегчаемую активным участием врачей, которые не оставляют вниманием больного после того, как не смогли помочь ему встать на ноги. По такому принципу сегодня работают хосписы - социально-медицинские учреждения, организующие лечение и уход за неизлечимо больными. Может быть это, а может быть и не совсем это имел в виду Бэкон, но сейчас эвтаназией принято называть намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимо больного с целью прекращения его страданий.

Сторонники эвтаназии считают, что преследуют гуманные цели: обреченные, порой, испытывают настолько невыносимые муки, что просто нет смысла влачить такое безрадостное существование. Тем более что многие из больных сами просят помочь им уйти из жизни. Поборники "благой смерти" полагают, что они исполняют библейскую заповедь "Возлюби ближнего, как самого себя" когда отключают больного от аппарата, поддерживающего его жизнь, или делая ему смертельный укол. Иногда это так и называют: "убийство из милосердия".

Многие из них, действительно, руководствуются благими намерениями, т.к. в отличие от осужденных ростовчанок действуют бескорыстно. Пожилой американец Джек Кеворкян, по прозвищу "доктор Смерть", в 1999 году осужденный на 25 лет тюрьмы, помогал неизлечимо больным людям покончить с жизнью, действуя совершенно на добровольной основе. Родственники некоторых из пациентов переводили на отдельный счет Кеворкяна солидные вознаграждения, но на себя "доктор Смерть" их не тратил, живя на скромное пособие в 537 долларов в месяц. Деньги с его отдельного счета предназначались на развитие эвтаназии.

Всего за четверть века с помощью изобретенного им "суицидального" аппарата (пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти) он остановил жизнь 130 больных. Кеворкян действовал осторожно, фиксируя решение каждого пациента наложить на себя руки на видеокамеру в присутствии его родственников и свидетелей. Но судья сказал ему: "Вы решили проверить, сможет ли правосудие остановить вас. Теперь можете считать, что остановило".

Есть страны, где Кеворкян мог бы практиковать свою деятельность совершенно свободно. Это Нидерланды, Бельгия, а с 1997 года и один из американских штатов - Орегона. В северных районах Австралии закон, разрешающий практиковать эвтаназию просуществовал всего в течение полугода, после чего к одному из австралийских врачей пришла идея устроить плавучую клинику под голландским флагом, на которой можно осуществлять "легкую смерть" неподалёку от континента в нейтральных водах.

Опасения

Чтобы избежать злоупотреблений процедура эвтаназии, как правило, обставлена множеством жестких юридических формальностей. В Орегоне, например, больной, заинтересовавшийся "быстрой смертью" вынужден ждать несколько лет, и ему пойдут навстречу только в том случае, если в течение них он испытывал невыносимые страдания. Кроме того, за это время не единожды, а несколько раз в устной и письменной форме ему нужно попросить о прекращении жизни, а также ему должны быть известны все независимые мнения о его болезни и возможности ухода в хосписе. И если врачи определят, что жить больному осталось не более полугода, смертельную услугу ему окажут. Но до самого последнего момента пациент имеет право изменить свое решение.

Трудно сказать, какой должна быть процедура эвтаназии в российских условиях. В основном именно наши условия беспокоят противников "легкой смерти" в России. Опасаются, что некоторые родственники будут подталкивать умирающих к тому, чтобы те просили прекратить их муки, что под видом эвтаназии будут просто убивать людей, что наши правоохранительные органы не способны исключить использование эвтаназии в криминальных или корыстных целях, что уровень нашей медицины не позволяет выставлять безошибочный прогноз летального исхода. Да и здравоохранение в России, и социальное обеспечение находятся в таком состоянии, что говорить об актуальности эвтаназии неприлично и кощунственно.

Опасаться есть чего. Опыт показывает, что в тех странах, где эвтаназия разрешена злоупотребления имеют место. В Нидерландах - стране, которая первой легализовала эвтаназию и несколько лет практикуется, случалось, что умерщвления пациентов проводили без их согласия, - за них судьбу решали родственники или опекуны, - и очень большой процент случаев, когда "легкую смерть" осуществляли очень быстро, буквально в течение одной недели, после того, как больной попросил себе смерти.

Печальный опыт

История знает примеры бесчеловечной эвтаназии. Это, как правило, примеры из глубокой древности, - в античной Спарте убивали младенцев, родившихся слабыми и больными, а в диких племенах уничтожали стариков, ставших обузой, - но есть и более свежие примеры. Нацистская Германия в свое время проводила программу о "Защите здоровья нации", за которой скрывались массовое уничтожение и стерилизация душевнобольных, инвалидов и людей, страдающих хроническими заболеваниями. По официальной оценке, в первый период программы - с конца 1939-го по лето 1941-го года было убито около 90 000 людей. К концу войны, в 1945 г, по предположениям различных экспертов, жертвами "Программы эвтаназии" в Германии стали, в общей сложности, от 120 000 до 250 000 людей.

Извратив понятие - эвтаназия, в больницах и домах инвалидов нацистские врачи проводили отбор своих жертв, ведущих на их взгляд жизнь "недостойную человека". Мужчин, женщин и детей "избавляли от страданий", - так значилось в "секретном деле Рейха", - а, по сути, истребляли в целях уменьшения государственных расходов.

Дикая программа стала репетицией для грядущего уничтожения евреев и других наций. А ведь начиналось всё с гуманных соображений - как привилегия для неизлечимо больных арийцев, желающих без страданий уйти из жизни. Пророческими оказались слова Гилберта Честертона, который сказал: "В настоящее время предлагают убивать только тех, кто самому себе в тягость; но скоро также станут поступать и с теми, кто в тягость другим". Добровольная эвтаназия неизбежно влечет за собой эвтаназию принудительную.

Врач - не палач

За словами "убей меня" часто кроется мольба: "раздели мою боль и помоги мне". А больному вместо сострадания хотят помочь поскорее освободить место-койку. Если бы энергию, которая тратится нами на споры, мы употребили бы на то, чтобы облегчить страдания людей эффективной обезболивающей терапией, мы бы сделали для них более важное дело, чем легкая смерть.

Альтернативы эвтаназии существуют, и эти альтернативы называются - хосписы. В них умирающим оказывают медицинскую и моральную поддержку, не ускоряя и не отодвигая смерть. Милосердное же убийство противоречит самому предназначению медицинской профессии.

Одна старушка умирала, твердо зная, что после операции проживет самое многое еще месяцев 5-6. Она просила врачей дать ей возможность "уйти". Уйти ей не давали. Когда кто-то спросил хирурга, оперировавшего эту безнадежно больную старицу, мол, не лучше ли было бы укол - и все, хирург ответил: "У меня другая профессия, не палач". А медсестра добавила: "Ну, она ведь после операции еще одну весну увидит... а что смерти просит... ей просто больно очень, тут мы поможем, и она будет рада". Та старушка прожила еще год, а год в жизни каждого человека, наполненный физическими страданиями или нет - это много...

Нам легче помочь человеку умереть, чем создать вокруг него атмосферу доверия и внимания, показать ему, что он не обуза для окружающих. Но по-христиански ли это? Ценность человеческой жизни побуждает бороться за нее даже вопреки объективным медицинским законам и в самых безнадежных ситуациях. Медицинская наука и практика богаты случаями исцеления самых безнадежных больных.

Бессмысленных страданий не бывает. Страдания - своего рода Божий разговор с человеком. Он поступит правильно, если с терпением примет допущенное Богом. Так поступил благочестивый Иов, сказав: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" (Библия, Книга Иова 2 глава). И, пройдя этот путь до конца, пришел к особому личному познанию Бога.


Что можно предложить взамен эвтаназии?

Сегодняшние принципы работы хосписов, берут свое начало еще в раннехристианской эре. Античные медики полагали, что медицина не должна "протягивать свои руки" к тем, кто уже побежден болезнью, но христианство всегда придерживалось мнения, что эвтаназия противоречит этическим нормам, клятве Гиппократа и принципам Евангелия. Одна из Библейских заповедей гласит: "Не убивай" (Библия, Книга Исход 20 глава).

Латинское слово hospes первоначально означало гостя, а произошедшее от него hospitalis означало "гостеприимный, дружелюбный к странникам". От этого слова произошло - hospitium, означавшее дружеские, теплые отношения между хозяином и гостем, а впоследствии, и место, где эти отношения развивались. Первые хосписы не были созданы специально для ухода за умирающими, однако, пациенты в них были окружены заботой и вниманием до конца. В России первый хоспис появился в 1990 году в Санкт-Петербурге.

Источник: До и После Рождества Христова



Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by":
http://dubus.by

Адрес статьи:
http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_759.html