Dubus.by


Матрица: критические отзывы на православный взгляд

Дата:  26.5.07 | Раздел: Кино

Матрица: критические отзывы на православный взгляд

Иван (ник NeStor): "Задел за живое материал о матрице. Мой сайт далеко не является пуританским. Но именно поэтому я имею опыт в обсуждении и критической оценке с точки зрения христианина книг вроде Толкиена и т.п. художественного "богословия". На сайте я пытаюсь исследовать такие проблемы. Увы, из матрицы богословия не выйдет, IMHO. Все доводы, приведенные священником Вадимом Семчуком НЕ ЕСТЕСТВЕННЫ. Они могут восприниматься неверующим как искусственное навязывание христианской модели, "проповедь", но не как само собой разумеющееся. Не буду говорить, что в самой матрице "дух не тот", чтобы с доверием относиться к идеям положительных персонажей. Не в том дело. Если бы в комплекте с видеокассетой прилагался текст статьи батюшки... Но мы видим другое. Все без ума от матрицы - это факт. Модно - тоже факт. И вот мои личные ощущения от первого просмотра в 1999 году, когда я ещё не был в Церкви. Отчаяние. Я не понял, не увидел и тени того, о чем сказал этот священник. Я увидел страшную модель мира, которая рушила мой начинавший тогда формироваться христианский взгляд на жизнь. Этого мира нет. Это иллюзия. Маия. Нами всеми управляют извне, дают "жвачку для мозгов". Всё, даже солнце на небе, даже Церковь - сформировано машинами. Естественно, что и слова "ты мой личный Иисус Христос", и сомнительная пророчица, и имя Троица, которое носит новомодная девка воспринимаются не менее как кощунство. Слава Богу, что тогда это уже воспринималось мной, как кощунство! В противном случае, отнесись я к этому спокойно и "приняв это", как бы я читал потом другие слова о Троице, о Господе нашем? Вспоминаются страдания людей, которые психологически не могут воспринимать вновь открытый у нас в городе собор как место молитвы (там раньше был кинотеатр, там они "Тарзана" смотрели!). Матрица ведет к подмене понятий, к созданию "ложных представлений" (М. Энде). И, позднее, к разрушению внутреннего мира человека, его "психической реальности" (Г.С. Абрамова). Если даже предположить желание авторов фильма донести христианские идеи, то в жертву "духу века сего" было принесено слишком многое. И идеи "не проходят". Лично мною матрица воспринимается как наиболее дикий вид киберпанковой фантастики, не более того.

Павел: "Вообще говоря неплохой фильм, но статья серьёзно помогла осмыслить его. Пересмотрю фильм обязательно - я многого там не увидел. Ещё раз спасибо за публикацию вдумчивых размысшлений вместо огульной критики".

Сергей: "С удивлением и смущением прочитал религиозный взгляд на фильм "Матрица". Богохульная и неоязыческая картина превозносится как новое Евангелие. Употребление религиозных терминов, понятий, Троицы и Апокалипсиса по отношению к людям, в ранге кличек, восхваляется как истинное и единственно возможное отношение к ним проповедников Христианства. Не говоря уж о том, что сравнение Святого Духа с языческим Морфеем - это уже есть не только недоразумение, но и самый страшный, непрощаемый, грех против Него. Теперь о сути фильма. Не проповедь иного мира, но сомнение в реальности настоящего, земного бытия - основной мотив "Матрицы". И не понять этого невозможно, особенно священнику, который по сути своей должен знать, что Христос никогда не отрицал существование Бытия ни земного, ни небесного. Создателям фильма ближе восточный подход к миру, отрицание реальности во имя нирваны, приходящей с помощью таблетки - не есть ли это также пропаганда наркотиков? Далее - обращение к пифии. Это как понимать? Апостол Петр идет в храм Юпитера и интересуется, умирать ему в Риме, или подождать до Афин, и еще там посоветоваться с жрецом Аполлона? Поэтому обращение к жрице оставляю без комментариев, выразив недоумение предыдущим предложением. Следующее - высказанный взгляд был бы оправдан в случае более камерного сюжета, скажем, рассказе о человеке, который борется с искушением. И все события, как иномирья, где люди - батареи, так и реальности (прыжки и вертолеты) представлялись как козни нечистых духов, из которых человек выходит не с великой гордыней, а с победой над собой и преобщением к Богу. Но собственно это был бы другой фильм, а пока "Матрица" - это искушение слабых сердцем. Последнее: "и много будет называться именем Моим".
PS. Перечитайте Евангелие и особенно Апокалипсис".

Позвольте и мне, как ведущему рассылки, высказать и свое мнение:
"Перед обращением в христианство года два общался с оккультистами и знакомился с их учением и восприятием ими нашего мира (к ним можно отнести в том числе поклонников Рерихов и Блаватской). Увиденное в "Матрице" живо напомнило мне многие оккультные образы и идеи - и нереальность этого мира, о чем уже другими было сказано выше; и параллель: в фильме Нео - спаситель, в оккультизме - Великие Посвященные (Кришна, Пифагор, Христос и т.д., через запятую), которые ведут темное человечество к светлым вершинам будущего; да и, на мой взгляд, важный, если не сказать, центральный момент фильма (подготовка к этому заняла до этого чуть ли не четверть фильма) - обращение к пифии, т.е. гадалке (тоже не по-христиански). И все это приправлено неимоверной гордыней - ты супер-пуппер, герой и победитель. И уже упоминавшиеся клички - "Троица" (по английски "Тринити"), главный корабль - "Сион" и другое - явно не случайны. Кстати, о "Троице": уже упоминавшиеся оккультисты выстраивают некую небесную иерархию, в которой Христос занимает далеко не главное место (!); и в фильме героиня тоже занимает не ведущее положение. Обо всем не скажешь. Одним словом, думаю, что человек, посмотревший этот фильм и через некоторое время начавший общаться с оккультистами, обнаружит много знакомого и общего". - Павел Лебедев.


священник Вадим Семчук



Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by":
http://dubus.by

Адрес статьи:
http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_678.html