Dubus.by


Крещение

Дата:  23.4.07 | Раздел: Архив журнала DUBUS


Крещение


Крещение... Об этом напоминают не только конечности, обмороженные морозцем, выдавшимся нынче на славу. Достаточно взглянуть на вечные очереди за святой водой у Кафедрального Собора. И диву даешься, когда видишь, что народ способен в такой мороз выстаивать часовые очереди, чтоб набрать крещенской святыни. Вот уж правда подвижники не хуже сирийских столпников-пустынников. Неужели у всех - эпидемия старого суеверия? И, хочешь – не хочешь, а задумаешься, что все-таки это ж не зря, наверное...

А и в самом-то деле не зря!

Людцы милые! Праздник великий, радостный и светлый, как и само Рождество Христово! Эх мы, жертвы коммунизма! Людей, более-менее знающих о празднике, раз, два и обчелся. А теологи ж, наверняка знают? Ну да, конечно же слышали!

В давно минувшие времена Крещение и Рождество праздновалось в один день. А название его больше стало известным как аналог Крещению - Богоявление. Само слово окатывает волной трепета и таинственности. Почему же «Явление Бога»? [Если кто-то из вас читывал Евангелие (что всем, как старый доктор, советую), там об этом, как говорится, «черным по белому».] Возле реки Иордан проповедовал человек святой жизни - пророк Иоанн Креститель, которого народ очень любил. Он обличал иудеев-фарисеев и книжников в лицемерии и нечестии, призывал всех людей к покаянию, принятию от него в водах реки крещения. Примечательно, что на греческом языке «покаяние» - «метанойя». И это означает не просто прийти, пролепетать, что где и как ты там натворил (что, однако, тоже имеет место), а самое настоящее второе рождение. Рождение к другой жизни, изменение мыслей и стремлений всего своего существа. И, когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну, тот был в недоумении: как так - совершенный, безгрешный Бог пришел, чтоб креститься? Но, на самом деле, т.к. Иисус есть и Бог, и Человек, Он принял все человеческое (кроме греха), чтоб, приняв, вознести к Престолу Бога... Святой Григорий Нисский говорил: «Что не воспринято, то не уврачевано». Крещение Господа было для исполнения всего того, что должен сделать человек для жизни в Боге. Христос стал первопроходцем, показавшим дорогу, снова соединяющую человека с Богом. Конечно, Ему нечего было исповедовать: грехов то у Бога нет. И, когда Господь выходил из вод Иордана, открылись небеса и показался в виде голубя Святой Дух, сходящий на Него, и раздался возглас Бога-Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение [милость - авт.]» [Лк.3:22]. Удивительный момент в истории человечества! Три лица Святой Троицы окликнули человечество из вечности, Бог явил Себя миру как Троица... Вот почему - Богоявление.

А какое ж это отношение имеет к нам: да, явился Бог, да, Он погрузился в Иордан, а мне что до того? Несложно вспомнить, что Адам и Ева, нарушив своеобразный пост (съев плод с Древа познания добра и зла в Раю), были изгнаны скитаться по земле, ставшей из-за этого проклятой, трудиться «в поте лица» и детей рожать в муках. Почему же все как-то жестоко, что ли, получилось? Но ведь человек - это не только тело, но, оказывается, и дух, душа! Даже какой-нибудь чернявенький абориген это чувствует, резво отплясывая у ритуального там-тама. Человек, у которого душа помрачилась грехом, «потемнел» и телом да и весь мир, частью которого он является, вместе с ним. Виновным, в конце концов, получается все равно человек, а не Бог. Так вот представьте, что Рождество Христово, а затем погружение Его в воды Иордана освятило и человека, и реку, и весь мир!

И как тут не радоваться, как тут не занырнуть с радости на Крещенье в прорубь, как тут не бежать за святой водичкой к Кафедральному Собору! И появляется целая куча традиций и обрядов, связанных с праздником.

А какая радость-то приходит, когда народ соображает и "нутром чует", зачем все это! А собственно зачем?..

Еще на умучивающих уроках физики или химии нам твердили, что человек на 90 процентов состоит из воды, поэтому, как говорится, без воды «и не туды и не сюды». Кстати, не случайно же Господь не в песке и не в вине, а именно в воде крестился. Однажды мне пришлось смотреть передачу светских ученых о воде. Они утверждали, что, когда над водой произносят добрые слова, а особенно молитвы, молекула приобретает другую структуру, более совершенную (ругательства и слова с негативным смыслом делают структуру молекулы неприглядной формы, тяготеющей к разрушению). Причем одной капли такой «хорошей» воды достаточно, чтоб, попав в ванну, сделать такой же «хорошей» всю воду в ней. Поэтому то же самое можно сказать о святой воде, над которой произносятся многочисленные молитвы для освящения. Она - в помощь душе, в укрепление дряхленького, нынче почти у каждого, здоровья, «на всякий недуг и всякую язю» (от слова «язва»).

Так давайте перестанем «тормозить», давайте стремиться к просвещению исстрадавшеroся в поисках истины нашего существа! Ведь маловато просто набрать цистерну агиасмы (крещенской воды) и поставить в самом темном углу...

Наталья ГАРКОВИЧ





Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by":
http://dubus.by

Адрес статьи:
http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_365.html