Dubus.by


О книге проф. Вейника «Почему я верю в Бога» (Познанский Димитрий, свящ.)

Дата:  30.12.08 | Раздел: Наука и религия


О книге проф. Вейника «Почему я верю в Бога»


В последнее время среди православных верующих получила широкое распространение книга проф. Вейника В.Й.: «Почему я верю в Бога» (Минск, 1998 г.). Перепечатки из этой книги регулярно тиражируются такими изданиями как «Спасите наши души», «SOS», а в Минске эта книга вышла повторным изданием. На обратном листе книги обозначено: «религиозное издание», и хотя автор является ученым-физиком, его труд затрагивает многие аспекты догматического богословия Церкви. Рассмотрим здесь некоторые характерные фрагменты книги Виктора Вейника.

Излагая свое учение о творении Богом мира из ничего, профессор пишет: «Как можно сделать что-то “из ничего”? Чтобы в этом разобраться, приведем из Библии другие аналогичные фразы: “Он… повесил землю ни на чем” (Иов. 26,7); “из невидимого произошло видимое” (Евр. 11, 3); этих фраз вполне достаточно. Теперь нам известно, что слова “ни на чем” в первой цитате относятся к невидимому и неощутимому, весьма тонкому вещественному гравитационному нанополю. Стало быть, все дело не в отсутствии строительного вещества, а в его невидимости, и слово бара специально подчеркивает происхождение видимого из невидимого. Вторая цитата не оставляет в этом никаких сомнений. Следовательно, видимые вещественные небо и земля сотворены Богом из невидимых веществ, но именно из веществ, то есть фактически все на свете вещественно, материально. Это еще один сокрушительный удар по наивному материализму, ибо утрачивает смысл даже само название, используемое атеистами для противопоставления материального духовному» (с. 130-131). Во-первых, заметим, что цитата Евр. 11,3, с помощью которой проф. Вейник обосновывает свое учение, вырвана из контекста. Полностью эта фраза звучит так: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое», — т.е. здесь имеется в виду, что поскольку вера есть «вещей обличение невидимых» (Евр. 11,1), то именно верою мы познаём, что видимый мир сотворен невидимым Богом, Его словом. Яснее это видно если обратиться к более точному славянскому переводу: «верою разумеваем, совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти». Во-вторых, творение Богом мира из ничего подразумевает абсолютный творческий акт, творение именно вообще из ничего. В святоотеческой письменности для этого использовалось словосочетание «эк то онтон» — слав. «из не сущих», — т.е. из не существующего как такового, поэтому когда Виктор Йозефович ставит этот факт под сомнение: «Как можно сделать что-то “из ничего?”», — он ставит под сомнение Божие всемогущество. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «С великою благодарностью будем принимать сказанное (Моисеем), не выступая из свои границ, и не испытуя того, что выше нас, как поступили враги истины, которые захотели все постигнуть своим умом, не подумав, что природа человеческая не может постигнуть творения Божия... И какое ты можешь иметь оправдание, какое извинение, когда так безумствуешь и мечтаешь о том, что выше твоей природы? Говорить, что все произошло из готового уже вещества, и не признавать, что Творец вселенной произвел все из ничего, было бы знаком крайне безумия» (Беседы на книгу Бытия,II,2).

Бог, являясь абсолютной Личностью, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале, ни в видимом, ни в невидимом, и весь мир создал по мановению Своей воли. Свт. Феофил Антиохийский говорит: «Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет» (Послание к Автолику II, 4 ).

Начало мира явилось и началом времени: — день первый, день второй и т. д. До этого не было ни времени, ни какой-либо материи, был лишь один вечный Бог. Поэтому, говоря о том, что глагол «бара», употребляемый в первых строках книги Бытия указывает, на использование Богом невидимого «строительного вещества», проф. Вейник утверждает совечность материи Богу — давно осужденное Церковью лжеучение античности.

Теперь перейдем к другому аспекту учения проф. Вейника. О времени сотворения ангелов Виктор Йозефович пишет: «Принято считать, что указанное воинство (служебные духи, или ангелы) сотворено в первый день. Но в Библии об этом нигде не говорится» (с. 132), — далее профессор указывает на происхождение духов в шестой день творения. Интересно, что Виктор Йозефович, придерживаясь концепции естественнонаучной точности Библейской картины мира (с. 16), утверждая, что она до последней своей черточки «буквально вложена в мозги» писавшим (с. 30) делает такую грубую ошибку. Да, действительно, о том, что ангелы сотворены в первый день в Писании не говорится, но если бы Вейник прочитал его более внимательно, то он увидел бы, что ангелы вообще сотворены ранее всего видимого мира. В книге Иова Господь говорит: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» Заметим, что писания профессора показывают, что он не только не учитывает всей картины мира, являемой Священным Писанием, но и очень плохо знаком со святоотеческим преданием. Так, например, свт. Григорий Богослов пишет: «Из миров один сотворен прежде. Это — иное небо, обитель богоносцев, созерцаемая единым умом, пресветлая (песнопения таиинственные, Слово IV). Свт. Василий Великий говорит: «Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшения умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, ак что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собой сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: «яко тем создана быша всяческая, аще видимая, аще невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти» (Кол. 1:16), и ангельские воинства, и архангельские чиноначалия» (Беседа на Шестоднев, 1).

Прп. Симеон Новый Богослов говорит, что ангелы произведены Богом задолго до солнца, звезд, земли и всего прочего (Божественные гимны, XL). То же говорили сщмч. Ириней Лионский, свтт. Дионисий Ареопагит, Афанасий Великий, Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Григорий Великий, прпп. Иоанн Дамаскин, Анастасий Синаит и др.

Вопреки учению Церкви, Виктор Йозефович делает свое предположение: «Господь употребил дух уст Своих лишь шестой день, когда потребовалось создать духа для человека. Поэтому можно предположить, что все остальные духи (воинства) были сотворены тоже в шестой день… Промыслительно надобность в воинстве могла возникнуть лишь в шестой день, когда был сотворен человек (и звери и гады). Легкий намек на это и содержат слова: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых сотворил Господь Бог» (Быт. 3:1), в них главный дух зла — диавол — отождествляется со змеем, гадом, а гадыбыли сотворены именно в шестой день (с. 132). Здесь мы видим целую палитру лжеучений, остановимся на них чуть подробнее:

1) В словах Священного Писания: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их» (Пс.32:6), — Церковь видит указание на Три Лица Святой Троицы: Отца, Слова и Духа, каждое из которых принимало участие в творении. Дух уст Божиих и Дух, Который носился над водою — это одно Лицо, Которое действовало в каждый момент творения, а не только в шестой день, как это утверждает Вейник.

2) Диавол вовсе не отождествляется со змием, а вошел в него чтобы искусить человека. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Нашедши этого зверя, т.е. змия, который превосходил смыслом других зверей, что засвидетельствовал и Моисей словами: змий же бе мудрейший всех зверей, сущих на земли, ихже сотворил Господь Бог, — им воспользовавшись, как орудием, диавол чрез него вступает в беседу с женою, и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд» (Беседы на книгу Бытия. XVI, 127). Отождествляя диавола со змеем — гадом, сотворенным в шестой день Богом, Виктор Йозефович делает Бога виновником зла, т.к. по его словам выходит, что Бог сотворил диавола как такового, отвергая христианское учение о том, что диаволом (греч. — клеветником) высший ангел стал по своей воле, отпав от Бога.

3) Из приведенной цитаты видно, что дух человека как бы отождествляется Вейником с бесплотными духами, это явствует из построения фразы: «…Духа для человека…все остальные духи», — такое отождествление является для профессора одним из оснований его положения о сотворении ангелов в шестой день. В действительности же невозможно отождествить бесплотных духов, созданных «в начале» из ничего и дух человека, который является частью его природы и как и весь состав человеческий был создан из персти земной. Прп. Серафим Саровский говорит: «Вот например, многие толкуют, что когда в Библии говорится: «вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной», — что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная от персти земной. Не верно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка, святой апостол Павел утверждает: «Да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествии Господа Нашего Иисуса Христа». И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной» (Беседа с Мотовиловым).

Грех в учении Вейника понимается не как трагедия нарушения личного общения человека с Богом вследствие измены первого, а как механическая поломка, сбой в системе автоматического влияния духовных законов на естественные. Проводя свое экстрасенсорное учение о «особых каналах» в человеке, «под которым непрерывно циркулируют потоки положительных и отрицательных хронов», профессор пишет: «закупорка одного из каналов или его участка ведет к сбою в системе регулирования, и человек заболевает». Таким образом «духовные законы автоматически управляют естественными» (цит. по «СНД №2 (17), 2000 г. с. 20-22). «В организме человека Творцом заложены автоматически срабатывающие механизмы, при греховной жизни вызывающие духовные и физические заболевания» (с. 51). Вейник учит о том, что «существует прямая автоматически срабатывающая связь между характером греха и видом заболевания» (с.189). Но духовные законы не могут автоматически управлять естественными. Мы верим в личного Бога. Его промысел всегда направлен к человеку как личности. Господь знает сокровенное сердца человеческого, и принимает непосредственное участие в его жизни. Утверждение о том, что духовные законы автоматически управляют естественными характерно для пантеистических религий индуизма с их безличным абсолютом и учении о карме; или для деизма, с его самоуправляющимся миром, но не для Православия. Если обратиться к Священному Писанию, то мы увидим, что в нем много говорится о болезнях праведников и благоденствии грешников, вспомним хотя бы притчу о богаче и Лазаре. В житиях святых также есть много примеров, опровергающих учение Вейника. Упомянем здесь лишь о Пимене Многоболезненном, Киево-Печерском чудотворце, который больным и родился, и вырос, всю жизнь прожил свято и сам исцелял болезни.

Излагая свое учение о природе человека, Вейник лишает его способности мыслить, он утверждает, «Что среди талантов, дарованных человеку, полностью отсутствует дар творения мысли, то есть дар мышления. Ошеломляющее открытие, но так и есть, и тут ничего поделать нельзя» (с. 150). Бог, по учению Вейника, сотворил человека «неспособным самостоятельно мыслить: он может лишь выбирать из того, что ему предлагается в готовом виде от Бога и сатаны» (с.108). «Орган мышления, творящий мысль, у человека отсутствует» (с. 51). «Фактически изначальным источником и творцом всех мыслей служит только Бог (и в определенной ограниченной мере дьявол, или сатана)» (с. 101). Однако если ум человека неспособен рождать мысль, значит это уже не ум, во всяком случае не ум человека сотворенного по образу Божию.

Архим. Киприан (Керн), излагая учение свв. отцов о человеке, пишет: «Духовная жизнь человека в способности мыслить и говорить отображает внутритроичную жизнь Божества» (Антропология св. Григория Паламы. М.1996. с. 251).

Приводя здесь цитаты свв. отцов, оговоримся, что греческое «logos» (мысль, слово, разум) в русских тестах переводится как «слово». Преп. Симеон Новый Богослов пишет, что человек «воистину есть по образу создавшего его Бога, поколику имеет душу разумную, мысленную и бессмертную, одаренную умом и словом. Кто же не мудрствует таким образом, тот наверное изобличает себя самого, что безумен и бессловесен, т.е. не имеет ни ума, ни слова… Ум, который не рождает слова, не может и отынуды принять слова; ибо как возможно отынуды услышать слово тому, кто сам стал глух и бессловесен и выступил из чина естества своего. как естественно, имеем мы в себе дух дышащий, коим дышим и живем, так что пресекись дыхание, мы тотчас умрем: так и ум нас естественно имеет в себе силу словесную, которою рождает слово, и если он лишен будет естественного ему порождения слова — так, как бы он разделен и рассечен был словом, естественно в нем сущим, то этим он умерщвлен будет и станет ни к чему негожим. Так ум наш получил от Бога естественную ему принадлежность всегда рождать слово, которую имеет нераздельною и всегда с собою соединенною. Если ты отымешь слово, то вместе с словом отымешь и ум, породителя слова» (Слово, LXI).

Блж. Феодорит пишет: «Ум рождает слово; со словом же исходит дух, не рождаемый подобно слову; но всегда сопровождающий слово, исходящий, вместе с рожденным словом» (цит. по:Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 193). Свт. Фотий говорит, что человек «в самом себе имеет разумное и живительное начала, разум рождает слово, со словом вместе происходит дух, но не рождается подобно слову, а всегда ему сопутствует. Все это находится в человеке как образе (Божием – Ред.)» (цит. по: Там же, с. 252). То же утверждают: свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Палама, прп. Анастасий Синаит и др.

Виктор Вейник утверждает: «Наивно полагать, что мы думаем сами. Все наши ощущения, чувства, желания, побуждения, мысли, слова, поступки, память, сны т.д. — все это нам дается извне» (цит. по: «СНД» №2 (17), 2000 г. с. 21). А прп. Иоанн Дамаскин в главе «О мыслительной способности» пишет: «Мыслительной же способности (человека — Ред.) свойственны и решения, и одобрения, и побуждения, направляющие в действию, и отклонения, и бегство от деятельности» (Точное изложение Православной веры, кн. II, 19).

Лишая человека способности мыслить проф. Вейник естественно лишает его и способности творить: «Очевидно, что Вседержитель не может быть Вседержителем, если право творить Он передаст Своему творению» (с. 106). Однако свв. отцы в способности творить видели одно из высших проявлений образа Божия в человеке, которое (проявление), в противовес учению Вейника, делает его «больше по образу Божию», нежели ангелы. Свт. Григорий Палама пишет: «Мы больше чем ангелы созданы по образу Божию. И не только потому, что оно превосходит всякий вид знания. В самом деле мы одни из всех созданий имеем кроме ума и рассудка, еще и чувства. То, что естественно соединено с рассудком, открывает разнообразное множество искусств, наук и знаний: земледелие, строительство домов, творчество вещей из ничего, — разумеется не из совершенного небытия, ибо это уже дело Божие, — все это дано только людям» (цит. по: Киприан (Керн), архим. Указ. соч. С. 364). Архимандрит Киприан пишет: «В человеке, в его духовной сущности открываются те черты, которые его наиболее роднят с Творцом, т.е. творческие способности и дарования. Человеку дано творить, правда не из ничего, как творит Сам Создатель, но все же творить нечто до него не бывшее» (Там же. с.368-369). То же говорили: прп. Анастасий Синаит, свт. Фотий Константинопольский, блж. Феодорит и др.

Ужаснейшим образом искажает Вейник православное учение о таинствах. Он пишет: «СД-веществом заряжают (освящают) воду, просфоры, елей, артос и другие вещества в церкви» (с. 165). Как обыясняет профессор, «под аббревиатурой СД сокрыто мною вещество Святого Духа» (с. 164). Нельзя не заметить, что ум ученного пресмыкается в области наукообразной, псевдодуховной механики. Обратившись в Православие, вместо того, чтобы отречься от своего греховного образа мысли и изменить свой ум, подчинив его богооткровенной Истине, профессор, наоборот, подходит к Церкви, богословию и Таинствам со своим аршином: «ранее мною было установлено, что одна молитва «Отче наш» повышает радиус нанохронального эллипсоида в тысячи раз, а часовое пребывание в православной церкви при богослужении — в сотни тысяч и миллионы раз. Затем в течение недели-двух приобретенная энергетика постепенно растрачивается на всевозможные грехи, и радиус возвращается на свой повседневный уровень примерно по экспоненциальному (логарифмическому) закону. У обыкновенного человека радиус эллипсоида составляет нескольких метров, у экстрасенсоров он достигает многих километров, как это было и у меня. Теперь выяснилось, что причащение лавинообразно увеличивает этот радиус. Кроме того, каждое последующие причащение повышает общий средний уровень энергетики. Например, в одну из суббот накануне причащения радиус был равен единице с 56 нулями метров (1056 м.). Участие в субботнем вечернем богослужении увеличило его в миллиард миллиардов раз (до 1074 м). Примерно во столько же раз умножило его в воскресенье полагающаяся перед причащением утренняя молитва (до 1091 м). А само воскресное причащение подняло радиус до значений, превышающих единицу с 252 нулями метров (10252 м) — больше у меня под рукой не оказалось изолирующих листов полиэтилена (каждый лист уменьшает измеряемый радиус в 10 раз, поэтому все измерения осуществляются в пределах комнаты; найденный радиус — величина условная, ее бессмысленно сопоставлять с радиусом Вселенной). Потрясающий воображение результат! На этом количественном примере стала ясной исключительно важная роль причащения» (с.163).

Не вдаваясь в обсуждение кощунственности проводимых профессором опытов, заметим, что Божественная благодать не может быть измеряема т.к. она нетварна и является самим Божеством — природой Триипостастного Бога. Благодать не может быть опознаваема с помощью каких-либо приспособлений, она познается сердцем сокрушенным и смиренным по мере очищения от страстей.

Приведенные здесь фрагменты учения проф. Вейника далеко не исчерпывают всего еретического учения этого несчастного человека, но являются характерными чертами рисуемой им картины мироздания, проникнутой наукообразным рационализмом и несомненно являющейся альтернативной по отношению к святоотеческому, православному богословию.

kiev-orthodox.org/site/faithscience/603/




Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by":
http://dubus.by

Адрес статьи:
http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_1279.html