Dubus.by


Каменная Зоя. О Зое Карнауховой

Дата:  21.2.11 | Раздел: Медицина, здоровье, спорт


Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956-го года, новогодние праздники. Именно в это время и в этом месте произошло так называемое «Зоино стояние» - событие, которые до сих пор одни называют великим чудом, другие – обширным приступом массового психоза. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара – девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город, от рядовых граждан до руководителей обкома. До сих пор многие родители в Самаре пугают Каменной Зоей своих детей: «Не балуй, окаменеешь!» Шикарный сюжет для мозгодробительного православного триллера. Корреспондент «РР" отправился на место событий в творческую разведку.



«Если Бог есть, то пусть он меня покарает»
Настоятель Храма святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним – вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святых. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке – Зоя уже белого цвета с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах – мистический ужас. Далее – возле нее стоит старичок и берет икону из каменных рук, вокруг дома – толпа народу. Наконец, на последней картинке – рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.
- Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, - комментирует священник. – Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить на иконе этот сюжет было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.
В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84 по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пива-Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла и на то у нее были причины. Накануне на Трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай - и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» - «Не придет?! – вспыхнула Карнаухова. – Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»
Зоя приставила стул к красному углу, встала на стул и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно выпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то страшный шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце – билось.
Друзья Зои вызвали скорую. В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.
- Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, - рассказала «Русскому репортеру» ныне здравствующая ее дочь Нина Михайловна, прихожанка Храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. – «Вот вы все спите, - говорит, - а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала».
- На сегодняшний день воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме №84 действительно произошло что-то неординарное, - считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тысяч экземпляров. – В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956-м году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город, многие обратил к церкви и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

«Да, произошло это чудо – позорное для нас, коммунистов…»
«Случай на Чкаловской улице – дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».
Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» за 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13-й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-теперешнему - губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо – позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела – и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение туда послать попов для ликвидации этого позорного явления…»
На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые 8 месяцев 1956-го года было прочитано свыше 2000 научно-атеистических лекций – это в 2,5 раза больше, чем, за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956-й год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе, резко усилились религиозные настроения, на время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой, снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю и вовсе срывались сеансы, поскольку в кинозалы не приходило ни одного зрителя. По улицам городов ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начали сомневаться – а может и в правду, что-то было.

«Голуби меня кормили, голуби…»
Сразу после Пасхи история про «Зою стоящую» стала достоянием народного самиздата. Среди жителей области и даже за ее пределами пошло по рукам составленное неизвестным автором Зоино «житие». Начиналось оно так: «Вся земля да поклонится Тебе, Господи, да поет хвалу Имени Твоему, да возблагодарит Тебя, хотящего отвратить многих от пути нечестия к вере истинной». А заканчивалась так: «Если же кто прочитает эти чудеса и не поверит, тот согрешит. Составлено и записано рукой очевидца». Содержание самого «документа» местами отличается в разных копиях – видимо, переписывая, люди добавляли что-то от себя – но основная фабула везде примерно одинакова.
Далее - краткий пересказ. Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней – до самой Пасхи. Время от времени она издавала душераздирающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» С первых дней дом на улице Чкалова был взят под усиленную охрану, внутрь не пускали никого без специального разрешения. Был вызван из Москвы какого-то «профессора медицины», имя которого в житие не упоминается. А на праздник Рождества Христова в дом допустили некоего «иеромонаха Серафима». Отслужив водосвятный молебен, он извлек икону из рук Зои и вернул ее на место. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство – довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями.
Но несмотря на все меры, предпринятые властями, народ не расходился, люди стояли возле милицейского кордона круглосуточно. В «житие» приводится свидетельство «одной благочестивой женщины» о том, как она, увидев за ограждением молодого офицера милиции, подозвала его и спросила: «Милок, ты был там внутри?» - «Был», - ответил офицер. – «Ну, хоть расскажи, что ты там видел?» - «Мамаша, нам нельзя ничего говорить, мы дали подписку о неразглашении. Но тут и разглашать-то нечего, сейчас сама все увидишь», - сказав это, молодой милиционер снял головной убор и «благочестивая женщина» схватилась за сердце. Парень был абсолютно седой.
- На пятый день «стояния» епископу Иерониму позвонил уполномоченный по делам религий Алексеев, - пишет в своих воспоминаниях Андрей Савин, занимавший в те годы должность секретаря местного Епархиального управления. – Попросил выступить с амвона церкви, назвать этот случай нелепой выдумкой. Это дело было поручено настоятелю Покровского собора отцу Александру Надеждину. Но Епархия поставила одно непременное условие: отец Александр должен побывать в том доме и своими глазами во всем удостовериться. Такого поворота уполномоченный не ожидал. Ответил, что подумает и перезвонит через два часа. Но позвонил лишь через два дня и сказал, что наше вмешательство уже не требуется.
Заканчиваются Зоины мучения, согласно народной версии, после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетитем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь и она смогла сойти с места. По другой версии, ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» - спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! – был ответ. – Голуби меня кормили!»
Сведения о дальнейшей судьбе Зои Карнауховой в народе бродят разные. Одни считают, она умерла спустя три дня, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в том, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.
- Можно верить в эти события, можно не верить, но очевидно одно: у этой истории есть актуальный духовный смысл, - говорит мне на прощание Антон Жоголев, но в сочетании с горящими глазами неофита фраза «можно не верить» в его устах звучит как-то неубедительно. – И касается он новогодних праздников. Ведь в России сейчас Новый год приходится на последнюю неделю рождественского поста. Миллионы человек, даже тех, что называют себя верующим, идут в эти дни на сделку с совестью в угоду окружающим.
- Я, кажется, понял твою мысль. Надо, чтобы какой-нибудь серьезный режиссер снял про Зою очень страшный и благочестивый триллер, чтобы показывать его в новогоднюю ночь. Вместо «Иронии судьбы».
- А что? Хорошая идея. Правильная.

«Люди приходят интересные. Каждый третий Божью Матерь видел»
На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не двадцатый, а девятнадцатый век: вода – в колонке, отопление – печное, удобства – на улице, почти все постройки в аварийном состоянии.
О событиях 1956-го года напоминает лишь сам дом №84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена «Зоиной смуты», так и не восстановили», - вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.
Моему появлению она не рада, потому что визиты на тему Зои Карнауховой ее уже основательно заколебали.
- Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю – уже язык отсох.
- А что отвечаете-то?
- А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в тридцатые годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда якобы Зоя окаменела, действительно в доме у Болонкиных гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно – и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ – где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние, вот и вся "каменная Зоя"».
- Ну, и как – верят вам паломники?
- Нет, конечно. Говорят: «А откуда ж тогда имя Зои всплыло? Да еще вместе с фамилией?»
- А действительно, откуда?
- Я и сама не знаю. Забыла у матери поинтересоваться, а теперь уже не спросишь – умерла она.
Сам дом №84 стоит глубоко во дворе. На вид ему никак не меньше ста лет – врос в землю по самые окна. Живет здесь теперь молодая пара с детьми: она – продавец на рынке, он – торговый представитель.
- Москва, Краснодар, Новосибирск, Киев, Мюнхен… - Наталья Курдюкова перечисляет города, из которых к ним в гости приезжали паломники. - Одесса, Минск, Рига, Хельсинки, Владивосток… Прежний жилец этого дома наркоманом был и никого не пускал, а мы люди доброй воли – пожалуйста, не жалко.
Избушка как избушка. Тесная комнатка, печь, сени, кухня. Владелец живет где-то в области, а дом сдает лишь для того, чтобы кто-нибудь вносил квартплату и присматривал за имуществом.
- Люди бывают интересные, - продолжает Николай Трандин, муж Натальи. – Каждый третий Божью Матерь видел. Многие шутят: «Это хорошо, что хотя бы 50 лет спустя в этом доме Николай появился». А тот, которого в ту ночь Зоя ждала, говорят, стал законченным уголовником. Всю жизнь по тюрьмам провел.
- А вы тут ничего необычного не замечали?
- Два года живем. Абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда сюда поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился – тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну, и вот на эту тему все чаще задумываемся, - Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу. В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски были более свежими и узкими. В остальной комнате – ветхие и раза в два толще.
- Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, - улыбается Наталья. – Пробовали сгонять, все равно возвращается.
На следующий день, проходя мимо «Зоиного дома» мы с фотографом увидели, как Николай зачем-то косит траву и бросает в огонь. Пригляделись, а трава – конопля в чистом виде.
- Прежний жилец, наркоман, насажал, - виновато развел руками Николай. – Ничем теперь не выведешь.
- Госнаркоконтроль достает, что ли?
- Да нет, просто соседи подкалывают постоянно: «Развели тут опиум для народа!»

Мнение психиатра о "каменной Зое": «Классический кататонический синдром»
Феномен «Зоиного стояния» комментирует психиатр-психотерапевт Государственного научного центра «Институт социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского» Светлана Кондрашова:
- По всей видимости, речь идет о классическом кататоническом синдроме. Это явление очень распространено на поздних стадиях эндогенного заболевания – шизофрении. Для кататонического ступора действительно характерно сильная ригидность (затвердевание) мышц – вплоть до такого состояния, когда человеку невозможно сделать укол. Еще лет двадцать назад, палаты с наиболее тяжелыми пациентами в психиатрических больницах порой напоминали музеи восковых фигур, но сегодня обнаружить кататонический синдром в чистом виде практически невозможно ни в одной нормальной психиатрической клинике. За последние 12 лет психофармакотерапия сделала огромный шаг вперед. Современные препараты позволяют стабилизировать заболевание на более ранней стадии, не доводя его до того состояния, когда может наступить кататонический ступор.
- Говорят, каменная Зоя издавала душераздирающие крики.
- Это тоже весьма характерное для кататонии поведение. Более того – в это трудно поверить, но состояние окаменения в этих случаях действительно может длиться месяцами. Впрочем, это бывает в очень редких случаях. Чаще всего, продолжительность кататонического ступора ограничивается несколькими сутками.
- Некоторые считают, что среди людей религиозных больше процент сумасшедших, а некоторые полагают, что наоборот – религия привносит в жизнь человека душевное здоровье. Что говорит на этот счет статистика?
- Специальной статистики на эту тему нет, но, исходя из собственного профессионального опыта, могу сказать, что частично правы и те, и другие. Если человек придерживается религиозных догматов, не впадая в фанатизм и не увлекаясь суевериями, то такая вера действительно оздоровляет, поскольку дает человеку чувство защищенности. С другой стороны, в церкви ищут выздоровления огромное количество не совсем адекватных людей. Я давно заметила, что психически уязвимые люди каким-то непостижимым образом находят те места, где им могут помочь. Вот, например, на нашем учреждении не написано, что здесь лечат от душевных расстройств: на воротах висит абсолютно нейтральная табличка. Тем не менее, мы уже давно перестали удивляться, что сюда как магнитом тянет наших потенциальных пациентов. Они просто приходят к этому забору, стоят и смотрят на него. Не верите – спросите у охраны.
- С точки зрения атеиста, рассуждения монаха о воскрешении Христа – это такой же сумасшедший бред, как и страх сумасшедшего перед зелеными человечками. А есть ли здесь принципиальная разница, с точки зрения психиатрии?
- Безусловно. Монах не одержим той реальностью, в которой он живет. Он полностью владеет информацией о ней и понимает ее логику. Монах способен рационально и критически мыслить. Сумасшедший отличается от него тем, что его реальность – это не его реальность. Она ему не принадлежит. Он не знает, как в ней ориентироваться. И если с монахом случится что-то из ряда вон выходящее, он скажет: «Слава Богу за все!» - а сумасшедший залезет под стул.

Мнение богослова: «Церковь не гоняется за чудесами»
Феномен «Зоиного стояния» комментирует главный редактор православного журнала «Фома», заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО, член общественного экспертного совета при Комиссии Московской городской думы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Владимир Легойда:
- В семинарском фольклоре есть такая замечательная, на мой взгляд, история. Студент семинарии сдает экзамен, вопрос – о чуде. Экзаменатор, епископ, спрашивает его: «Вот смотри: звонарь упал с высокой колокольни и не разбился. Это чудо?» «Счастье, владыка!» - отвечает семинарист. «А второй раз упал и не разбился – это чудо?» «Случайность», - отвечает семинарист. «Ну, а если в третий раз упал и не разбился – это что?» «Привычка!» В массовом сознании укоренился стереотип, что христианство держится на чудесах и церковь только тем и занимается, что гоняется за чудесами и их фиксирует. Это в корне не верно. Православная церковь гораздо более скептична, нежели принято думать. Чудо, даже явленное со всей очевидностью, для настоящего православного христианина отнюдь не является свидетельством истинности вероучения, которое это чудо якобы доказывает. В «Патерике» есть история о том, как одному святому рассказывают, что такой-то человек видит ангелов. На что он отвечает: «Не удивительно, что он видит ангелов. Было бы удивительно, если бы он видел свои грехи». В восточной аскетической традиции стремление к чудесам всегда рассматривалось как признак духовной недоброкачественности человека. И этот подход заимствован именно из Евангелия. Ведь если мы его внимательно прочитаем, то увидим, что Христос никогда не совершал чудес, скажем так, циркового плана – на забаву публике. Все совершенные им чудеса продиктованы любовью к людям – это либо воскрешения, либо исцеления, либо попытки укрепить в людях веру. И этим канонические Евангелия принципиально отличаются от апокрифов, в которых, например, мальчик Иисус занимается тем, что лепит из глины птичек и оживляет их ради забавы.
- А «Зоино стояние», на ваш взгляд, это все-таки чудо от Бога или от лукавого и чудо ли вообще?
- Понимаете, в чем дело. По большому счету, для настоящего христианина этот вопрос не имеет принципиального значения. И вот эта фраза, которая фигурирует в так называемом Зоином «житии», о том, что кто не поверит, тот согрешит – в корне нехристианская. Любой, кто интересовался традициями монашеской жизни, знает, что даже если тебе является сам Христос – не принять это чудо с первого раза есть меньший грех, чем проявить легковерность. Не вера произрастает от чуда, а чудо произрастает от веры. Глубоко верующий человек видит божественное вмешательство в свою жизнь постоянно – но у него не возникает потребности бежать и кричать об этом на каждом перекрестке. Это такие чудеса, которые, с точки зрения обывателя, и чудесами не назовешь. Блаженный Августин в свое время говорил, что чудо – когда Господь умножает хлеба, но не меньшее чудо – произрастание хлеба. Верующий, религиозный человек воспринимает весь этот мир как чудо Божией силы и логики. И его вера складывается не из ярких чудес, а из религиозного опыта. Главное чудо – это воскрешение Христа, все остальное – средство богообщения. Именно поэтому религию нельзя придумать, какой бы великий ум этим не занимался. Она просто не приживется.
- Тем не менее, когда речь идет о канонизации, то обязательным условием для церкви является наличие чудес, совершенных тем или иным святым или по молитвам к нему.
- Комиссия по канонизации действует таким образом. Прежде всего рассматривается сам образ человека, его житие, свидетельства современников. И только потом – чудеса. Если возникает контраст между житием человека и якобы совершавшимися чудесами, большее значение будет придаваться чистоте его жизни. Если бы церковь канонизировала только за чудеса, то жития святых превратились бы в каталог магов, чародеев и экстрасенсов.
- Но вы же не будете отрицать очевидного? «Религиозные массы» в России всегда были падки именно на чудеса.
- Да, проблема «чудомании» действительно в России всегда была и остается. Это проблема слабости веры, потребительского отношения, а по сути отголосок языческого магизма – что-то получить от Бога, не меняясь внутренне. Именно поэтому у нас так сильно любят матушку Матрону, а традиция почитания новомученников пока так и не сложилась. Потому что у Матроны просят увеличения зарплаты, а чего просить у новомученников? Укрепления веры? До этого надо дорасти.


community.livejournal.com/ru_religions/137374.html?style=mine#cutid1

------

Статья отвечает на вопросы:
 Каменная Зоя -правда или миф
Зоя Карнаухова - была ли вообще такая девушка
 




Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by":
http://dubus.by

Адрес статьи:
http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_1067.html