Образ действий Иисуса как пример и критерий служащей и жертвенной любви
Дата: 20.12.07 | Раздел: Христианство
Образ действий Иисуса в новозаветных текстах в
конечном счете определяется как служащая и жертвенная любовь «за нас»,
как «про-жзистентно» активная любовь,
которая эсхатологическим образом проявляет «про-экзистентное» действие
Бога «ради нас» (например, Рим 5:8; 8:31
ел; Ин 3:16; 1 Ин 4:9). Принятие с верой эсхатологической любви Бога
как дара и подражание ей в жизни со Христом
и во Христе должно принципиальным образом
определять этическую сторону бытия верующих.
Уже у синоптиков пришествие
Иисуса, Его жизнь и дела рассматриваются как служение (Лк 22:27-28), которое
достигает кульминации в крестной жертве (Мк 10:45). В допавловой традиции и у
Павла эта любовь понимается как самоумаление (кенозис); любовь достигает
своего «свершилось!» (ср. Ин 19:28, 30) в боговоплощении и крестной смерти
«Сына» (ср. Флп 2:6сл; 2 Кор 8:9), у Иоанна — в «схождении» (катабасис) «Сына
Челове
ческого» для боговоплощения и
смерти (ср. Ин 6:41-42, 48-51 и др.), в служении очищения накануне смерти (ср.
Ин 13:1-11) — как исполнение «дела», которое Бог поручил Иисусу (ср. Ин 17:4;
4:34).
а) Однако еще больше, чем из эсхатологической
направленности новозаветных текстов — особенно у Павла и Иоанна, — заповедь любви обретает
свою мотивацию, особенность, преображающую
радикальность, возможно, даже
специфическое содержание, из кенозиса (Павел) или схождения свыше (Иоанн) Сына Человеческого. Тем
более что эта отдающая себя — вплоть до принятия человеческого бытия и смерти — любовь есть откровение
любви Бога.
Конечно, свою
особенность и радикальность новозаветная заповедь любви обретает из
эсхатологии, поскольку — особенно в предпасхальном благовестии Иисуса —
мотивирующим образом на основании будущего определяет христианскую жизнь. В
конечном счете ее особенность и радикальность проистекают из того факта, что
последние времена (греч. еахсстоу) начались с пришествием Иисуса, а со
смертью и воскресением Христа стали неотвратимы. При этом само осознание
учениками Иисуса Его служения, жизни и смерти как деяния любви можно понять,
как свидетельство наступления конца времен.
Поскольку
любовь Бога, явленная в воплощении и смерти Иисуса, в своей качественной
инаковости изображается — особенно у Иоанна и Павла — не просто как
самоотречение или «смирение» человека, то и восприятие этой любви,
соединение с ней и уподобление
Распятому22, можно
рассматривать собственно как требование новозаветной этики. Конечно, с позиций
секулярной этики, как и с точки зрения нехристианской,
трансцендентально-духовной, это требование нельзя понимать как нравственно
достижимый и тем более невозможно осуществить
на практике.
б) Помимо заповеди любви, отличительные черты конкретного
гуманного и нравственного поведения верующих в мире — следование за
Иисусом и подражание Ему, «соединение» с Воплотившимся и Распятым Богом, жизнь крещенного во
Христе.
Любые нравственные поступки
верующих обретают свою особенность благодаря христологической основе и
проникаются ее содержанием: отсюда становится понятной заповедь о
самопожертвовании вплоть до мученичества (ср. Мк 8:35 и др.), заповедь о любви
к врагам (ср. Мф 5:43-47), отказ от апелляции к правовым институтам (ср.,
например, 1 Кор 6:1-8), нерасторжимость брака (ср. Мк 10:2-12; 1 Кор 7:10-11).
Именно поэтому возможно, с одной стороны, дистанцированное от мира, с другой —
связанное с ним поведение (ср. 1 Кор 7:29-30), добровольные лишения и бедность
(ср. 2 Кор 6:4-10), отделение от семьи (ср. Лк 14:26), безбрачие (ср. Мф
19:12; 1 Кор 7). В конце концов, нравственное поведение верующих приобретает
характерные черты и радикальность именно поступков Иисуса.
Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by": http://dubus.by
Адрес статьи: http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_1057.html
|