Dubus.by


Кто же такой Гарри Поттер?

Дата:  11.12.07 | Раздел: Литература


Кто же такой Гарри Поттер?

Мальчик, лишившийся родителей во младенчестве, воспитывавшийся в семье дяди и тети. Его мама и папа погибли в поединке с темным лордом Вольдемортом, но их любовь к сыну была так сильна и жертва их столь великодушна, что колдовских сил Вольдеморта не хватило, чтобы убить Гарри. Темный Лорд лишился своей мощи, а его злое волшебство оставило на лбу мальчика шрам в форме молнии.

Дядя и тетя не испытывали добрых чувств к Гарри, а его двоюродный брат и вовсе издевался над сиротой. Однако злоключениям мальчугана пришел конец, когда ему исполнилось 11 лет. Именно тогда он узнал правду о смерти своих родителей и был принят в школу волшебства “Хогварц”. Так Гарри становится учеником в закрытой Школе магии и постепенно посвящается, вместе с читателем, в мир магии, который представляется ему исключительно очаровательным, полным таинственности и привлекательности. В магическом мире и в лице магов Гарри находит любовь, одобрение, даже материальную поддержку, которых ему недоставало, когда он жил в мире “муглов”, то есть не-магов, которые во всех книгах рисуются глупыми и полными злобы и жестокости. С этого времени жизнь Гарри стала сплошным приключением, зачастую жутко опасным, и юному колдуну вместе с его друзьями пришлось очень многое пережить.

Никогда прежде мне не приходилось выступать в роли литературного или кино- критика. Но так получилось, что меня попросили написать статью о фильме «Гарри Поттер и философский камень»; разумеется, придется упомянуть и серию книг о Гарри Поттере (ГП).

Впервые о ГП я узнал года два назад из рассылки христианских новостей по электронной почте. Отзывы христиан о книге были весьма негативными. Автора, английскую писательницу Джоан Роулинг, прежде всего, обвиняли в пропаганде оккультизма среди детей. Под обвинения попадали и школьные учителя, использовавшие книги о Гарри Поттере на своих уроках. Досталось и родителям, которые поощряли увлечение своих детей книгами Роулинг.

Довольно быстро поттеровская волна докатилась и до стран СНГ. Теперь и наши критики пишут о достоинствах и недостатках произведений о мальчике-колдуне. Так как моя работа связана с детьми, а именно они являются основными почитателями этого героя, я должен был познакомиться с книгами и с фильмом о Гарри Потере. Кроме того, при написании статьи мне пришлось перечитать десятки отзывов о ГП самых разных людей – верующих и атеистов, православных и инославных.

Итак, вот несколько моих впечатлений.

Первое что поражает – масштабы распространения произведений о ГП. Никогда прежде детская книга не издавалась такими тиражами. (К концу 2001 года книги эти книги были изданы 124.000.000 тиражом на 47 языках, а фильм принес своим создателям более 188 млн. долларов). Никогда детская книга не вызывала такого общественного резонанса. И, думаю не ошибусь, если скажу, что никогда прежде детская книга не порождала столько споров и протестов в христианской среде.

Второе впечатление связано с реакцией христиан на содержание книг и фильма. Что интересно, в лагерях сторонников и противников Гарри Поттера вы найдете христиан всех исповеданий. Не думайте, что защищают или критикуют ГП только православные или только баптисты. Противники ГП, как правило, указывают на принадлежность главного героя к колдунам, на привлекательное представление магии и оккультизма в этих книжках, на противопоставление мира магов миру немагов (так называемых “муглов”). Защитники же утверждают, что волшебство и магия – обычные атрибуты сказочного мира, важно, что в книге воспевается дружба, преданность, материнская любовь и т.п.

Третье впечатление от отношения людей к самому явлению – поттеромании. Тут мы видим три противоборствующих лагеря.

Одни с восторгом говорят о положительном эффекте книг Джоан Роулинг. Говорят, что она нашла подход к современному ребенку, что она помогла многим детям оторваться от компьютеров и телевизоров и вернуться к чтению книг.

Другие, как правило, христиане, хотя и признают, что лучше бы этих книг не было, но предлагают извлечь хотя бы некоторую пользу из этого явления. Например, указывают на возможность использования этих произведений в деле приобщения детей ко Христу, предлагая христианское прочтение Гарри Поттера (см. статью диакона Андрея Кураева “Гарри Поттер. Попытка не испугаться”).

Третьи предлагают занять непримиримую позицию по отношению к ГП. Они настаивают, что никакое христианское прочтение этих книг невозможно, и с этим явлением необходимо бороться. Некоторые призывают вообще запретить распространение подобных произведений.

Попытка понять. Выводы

Действительно, если бы гаррипоттеровщина не была такой навязчивой, обсуждение книг Роулинг проходило бы совсем по-другому. Но вся мощь массовой культуры обрушивается на неокрепшее детское сознание с требованием любить Гарри Поттера – покупать книги о нем, смотреть фильмы, играть в него и т.п. Хочешь быть прогрессивным и современным – увлекайся Поттером, нравится тебе это или нет.

Распространенность этого явления, мне кажется, не позволяет христианам не замечать колдовской атмосферы гаррипоттерского мира. Не думаю, что апологеты ГП из христианского лагеря всерьез убеждены, что эти произведения способны научить детей только дружбе и верности. Жизнь показывает, что достаточно много детей захотели именно после этих книг заняться магией. Даже содержание сказки может оказаться совсем не безобидным. Об опасности подобного чтива в церкви говорили давно. Вот цитата из “Писем к молодежи” о. Александра Ельчанинова: «Просмотрел с отвращением несколько томиков детективной литературы, которою объедается современная молодежь. Совершенно открытое и явное, постоянно и настойчиво вколачиваемое представление: глупость, скука, бездарность всего, что имеет отношение к порядку, государству и привлекательность, красота, благородство, блестящая талантливость представителей порока, преступления. Читатель сознательно приучается к таким комбинациям, как «вор – джентльмен», «благородный убийца», «романтически влюбленный мошенник». Это самый настоящий и, я уверен, сознательно приготовляемый яд». Написаны эти строки были в первой трети XX века.

Конечно, было бы глупо связывать успех ГП только лишь с индустрией массовой культуры. Многие зачитываются им совсем не потому, что это модно.

На примере ГП мы видим, что и дети заразились болезнью многих взрослых – бегством от реальности. Жить в реальном мире трудно. Здесь нас одолевают всевозможные неприятности, болезни, здесь мы хронически неуспешны. Разве для такой жизни мы предназначены? Душа жаждет чего-то большего, и вот человек пускается в поиски иного мира – не столько комфортного и уютного, сколько такого, в котором расправятся крылья души, в котором никто станет кем-то. Созданный Джоан Роулинг мир, для многих детей и даже взрослых стал второй реальностью. В него действительно можно убежать, спрятав там, по крайней мере, свое сознание от муглоподобного серого окружения.

Почему в таком мире ищут убежища неверующие, вроде бы понятно. Но почему дети христиан бегут туда? Причину я вижу в том, что в жизни взрослых они не видят реальности Царствия Божьего. Часто в жизни родителей дети видят лишь христианство по воскресеньям, а не воскресшего Христа по будням. Реальность Божьего Царства неведома им. Это не их реальность. Свою же реальность они ищут в книгах, фильмах, компьютерных играх.

Проблема ГП – это, прежде всего, проблема взрослых, а не детей. Мы, взрослые, много сделали для того, чтобы реальный мир стал враждебен ребенку, мы закрывали от детей реальность Божьего Царства, мы, родители, стали для них чужими. Как после этого сетовать на непослушание и сомнительные увлечения детей?

С малых лет современный ребенок испытывает влияние не только семьи, но и массовой культуры. Чем слабее влияние первой, тем сильнее влияние второй. И если ребенок не приучен родителями к самостоятельному мышлению, он легко пойдет на поводу массовых настроений.

Если ребенок воспитывается в благочестивой христианской семье, то ему не сложно будет отказаться от повального увлечения ГП. И не нужно бояться, что одноклассники его засмеют. За настоящие убеждения в школе никого не будут высмеивать, напротив такого человека станут уважать даже его недоброжелатели. Поэтому при необходимости не бойтесь объяснять своему ребенку вредность поттеромании.

Сейчас, находясь под прессингом массовой культуры всем нам – и взрослым и детям – необходимо научиться отстаивать право не поддаваться общим настроениям. Иначе мы можем потерять способность делать выбор в пользу узкого тернистого пути, в пользу Христа.




Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by":
http://dubus.by

Адрес статьи:
http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_1038.html