Техника религиозной безопасности
Дата: 25.9.07 | Раздел: Духовная жизнь
В последнее время вновь обрела актуальность тема
религиозного образования. Поводом для этого стало пресловутое ОПК —
вокруг него ведутся жаркие споры. Однако и сторонники его, и
противники, на мой взгляд, упускают из виду один из важнейших аспектов
этого вопроса.
Спор у них идет, по сути, о том, хорошо или плохо православное христианство, или шире — хороша или плоха религия вообще.
Очевидно, что в таком виде он бессмыслен. Эта
проблема относится к «вечным вопросам», которые невозможно решить ни
голосованием, ни полемикой в СМИ — ее каждый решает для себя, исходя из
собственных знаний и собственного опыта.
Противники ОПК справедливо опасаются, что этот
предмет, позиционируемый как «предоставление знаний о православии,
необходимых образованному человеку», на деле может превратиться в
односторонне-апологетическое восхваление этой религии, по сути, в
рекламу РПЦ.
Однако опасность такого подхода описывается ими
превратно. Они — по крайней мере, многие из них — представляют дело
так: увидав на уроке «попов» и услышав, что Библия состоит из Ветхого и
Нового Заветов, школьник немедленно уверует и бодрым галопом побежит в
церковь. Дабы предотвратить такую печальную участь, следует уберечь его
не только от ОПК, но и вообще от знаний о религии, которые сами по себе
абсолютно не нужны, а то и вредны просвещенному современному человеку.
Понятно, что такой подход к делу находит себе очень
специфических сторонников. Равно как и рассуждения о том, что-де
«страна у нас многонациональная», и потому еврейским детям можно
изучать в школах иудаизм, татарским или чеченским — можно изучать
ислам, и только русским изучать православие никак нельзя.
На самом же деле проблема не в том, что на уроках
ОПК подросток будет узнавать что-то о православии — а в том, что он не
узнает самого необходимого.
Запрещать молодым людям интересоваться религией —
все равно, что запрещать Волге впадать в Каспийское море.
«Метафизическая интоксикация» — нормальный этап интеллектуального
развития; а в социуме, где религия по-прежнему достаточно влиятельна и
играет значительную общественную роль, оградить подростка от «опиума
для народа» можно, только привязав его к кровати. Это невозможно, да и
не нужно. Существуют решения, которые каждый должен принимать сам и сам
отвечать за свои ошибки — решения о выборе профессии, спутника жизни,
мировоззрения. По этому поводу можно высказывать свое мнение,
советовать, убеждать — но нельзя применять насилие или ограничивать в
информации.
Однако современный молодой человек, интересующийся
религией и находящийся в «духовных поисках», подвергается большому
риску. Риску, которого он сам обычно не осознает. Об опасностях
беспорядочного секса или употребления наркотиков его предупреждают
многие — но никто не предупреждает, что неправильно построенная
духовная жизнь может нанести ему вред, сравнимый с вредом от того и
другого.
Напротив: религиозные проповедники, как правило,
позиционируют свою религию как абсолютную истину, средоточие добра,
любви и света, источник нравственности, высший моральный авторитет и
т.д., ни о каких возможных проблемах не упоминают, а малейшее
подозрение в том, что следование их религии несет в себе какой-то риск
для верующего, воспринимают как «нападки».
Однако религиозное обращение — дело опасное по
определению. Принятие той или иной религии предполагает серьезное
изменение картины мира, коррекцию личной этики, следование определенным
духовным практикам, в том числе затрагивающим глубинные слои психики.
Это серьезные и тяжелые изменения, несущие в себе большой риск для
психического здоровья.
При этом Традиция, которая вместе с набором догматов
и правил давала бы модели практического обращения с ними в реальной
жизни, у нас разрушена. Как правило, родители не дают молодому человеку
моделей «религиозного поведения» и не являются для него авторитетами в
этой области. В своих отношениях с высшими силами он предоставлен
самому себе — и тем людям, которых выберет себе в учителя. А возрастные
особенности психики, недостаток жизненного опыта, малое знание людей,
юношеский идеализм и максимализм — все это делает его уязвимым для
недобросовестного психологического воздействия. Проще говоря, ему очень
легко попасть в руки сознательных или бессознательных шарлатанов,
которые свернут ему крышу.
Наивно думать, что такие шарлатаны водятся только в
тоталитарных сектах, и что, перечислив названия этих сект или какие-то
их внешние признаки, можно людей от них уберечь.
Во-первых, секты постоянно развиваются, меняются,
мимикрируют; во-вторых и, в-главных, даже самые крупные и «почтенные»
религиозные организации не гарантированы от появления сект и секточек в
собственной среде. Да-да, и РПЦ здесь — не исключение.
Уроки ОПК, даже исполненные самой навязчивой
пропаганды, вряд ли сделают неверующего подростка верующим. Сведения,
получаемые на уроках, редко вызывают у школьников такие душевные
сдвиги. Опасность в другом. Такие занятия могут зафиксировать внимание
ребенка на религиозных вопросах, вызвать интерес к религии, дать толчок
«духовным поискам» — но при этом не объяснят, что такое религия, «как с
ней обращаться» и какие опасности могут подстерегать молодого человека
на этом пути.
О том, как именно, в каком объеме и формате, с
какими акцентами и т.д. следует сообщать школьникам сведения о мировых
религиях вообще и о православии в частности — можно спорить очень
долго. И об этом я сейчас спорить не хочу.
Но есть вещи, которые необходимо оговаривать в
первую очередь. В любом случае. В любом курсе — будь то ОПК,
религиоведение, история религий или что-то еще. Вообще в любом
разговоре о религии с детьми или молодыми людьми. Независимо от
убеждений лектора, независимо от убеждений ребенка (или его родителей).
Это то, что НУЖНО ЗНАТЬ — так же, как ребенку помладше нужно знать, что
нельзя совать пальцы в розетку или разговаривать с незнакомцами.
Это — базовые понятия о религиозной психологии и своего рода «правила религиозной безопасности».
Эти правила я бы сформулировала (разумеется, в черновом варианте и очень приблизительно) примерно так:
1. Если хочешь присоединиться к какой-либо
религиозной организации — сначала прочти основополагающие тексты этой
религии. Читай в оригинале или в общепринятом переводе (но не в
пересказе), по возможности, без комментариев. Не бойся, что чего-то в
этих текстах не поймешь или поймешь неправильно — непонимание всегда
можно исправить. Но это сформирует у тебя собственный обоснованный
взгляд на религию, которую ты выбрал, и даст "точку опоры", которая
поможет тебе в дальнейшем.
Если какие-то важные моменты в этих текстах вызывают
у тебя непонимание или неприятие — не присоединяйся к религиозной
организации и не давай никаких обязательств, пока не прояснишь свои
сомнения.
2. Не выполняй обряды и ритуалы, смысла которых не
понимаешь. Не делай того, что вызывает у тебя сильное неприятие. Благой
Бог — если он существует — не может требовать от тебя лицемерия. Ему
нужны не притворщики или роботы, а искренние, сознательные
последователи.
3. Если авторитетные лица твоей религиозной организации:
— Утверждают, что ты не должен принимать во внимание
свой разум («рассудок»), чувства и ощущения, или должен «отказаться от
своей воли»;
— Жестко настаивают на соблюдении непонятных или
неприятных тебе обрядовых действий, внушают тебе чувство вины за их
неисполнение;
— Не могут или не хотят объяснить рациональный смысл
тех или иных действий или запретов (а говорят, например: «Так поступать
— против воли Божией» или «Это нужно, чтобы ты доказал свое
послушание»);
— Трактуют твои вопросы и сомнения как свидетельство твоей «греховности»;
— Ограничивают тебя в получении информации —
например, объявляют «греховным» или «духовно опасным» чтение
определенных книг или общение с определенными людьми;
— Предлагают тебе резко изменить образ жизни, бросить учебу или работу, порвать с кем-то из родных или близких;
— Утверждают, что инаковерующие или неверующие
являются по определению дурными людьми, что они не могут быть
нравственными, лишены совести и т.д., что для верующего общение и
взаимодействие с ними невозможно, ненужно или опасно;
— Проявляют большой интерес к твоей сексуальной
жизни, подробно расспрашивают на эту тему, говорят о сексе то, что тебя
смущает или шокирует;
— Все, что с тобой происходит, объясняют «кознями бесов» или еще чем-либо в этом роде —
— это означает, что данные люди пытаются, сознательно или бессознательно, тебе навредить.
Это не значит, что ты должен немедленно отказаться
от избранной религии: во что верить и верить ли вообще — только твой
выбор. Но это значит, что доверять этим людям и подчиняться их
указаниям НЕЛЬЗЯ. Если тебе необходим личный авторитет — найди себе
настоящего Учителя, который не станет тебя калечить.
4. Если твоя религиозная жизнь:
o Вызывает у тебя уныние, депрессию, страх,
постоянное чувство вины, отвращение к себе, отчуждение или неприязнь по
отношению к окружающим;
o Приводит к серьезным конфликтам или проблемам в отношениях с родными и близкими;
o Заставляет с тоской вспоминать о временах, когда ты был неверующим
– это означает, что твоя духовная жизнь сложилась неправильно и наносит серьезный ущерб твоей психике.
Если будешь продолжать в том же духе, этот ущерб
может стать необратимым. Ты хочешь приблизиться к Богу — а
приближаешься к петле или к психушке.
Выбор за тобой. Но ты предупрежден.
Можно долго спорить о том, что и в каком объеме
«нужно знать образованному человеку». Но от наличия или отсутствия
знаний о древнерусской иконописи человек не умрет, не сойдет с ума и не
станет несчастен. Это не вопрос жизненной важности. А знания о технике
религиозной безопасности, вовремя преподанные юным искателям истины,
могут предотвратить множество психических заболеваний, разрушенных
семей и исковерканных судеб.
Источник:
АПН
Cтатья опубликована на сайте "Христианский портал Dubus.by": http://dubus.by
Адрес статьи: http://dubus.by/modules/myarticles/article_storyid_1018.html
|