Поиск по сайту:  
 
Новости   Форум   Журнал   Статьи   Публикации   Галерея   Юмор   Скачать     Библия  
НОВОСТИ
Все новости сайта

НАША ГАЛЕРЕЯ

Монумент

Монумент

Альбом: Одесса 2009
Вся галерея

Поиск
Google

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Время и «знаменья конца»

Автор Тарази Пол Надим, прот. | 31.8.07 05:59 (Хитов 8036)
Православие


Время и «знаменья конца»

Разговоры о конце времени и вычисление сроков наступления этого конца - эти два излюбленных занятия многих наших собратьев-христиан - имеют в своей основе искаженное представление о природе Священного Писания. Говоря более подробно, искажение заключается в представление о том, что коль скоро все события происходят во времени, любое из них можно описать хронологически, т.е. пользуясь такими категориями как «вчера», «сегодня» и «завтра». Иногда мы настолько сращиваемся с хронологической ментальностью, что, несознавая того, начинаем применять вышеназванные категории к самой «вечности»: на нашем языке она становится тем, что лежит «до» сотворения мира и «после» конца времени. При этом нас абсолютно не смущает, что, согласно Библии, время сотворено (Быт. 1:3-5), и что, исходя из этого библейского тезиса, категории «до» и «после» применимы лишь для описания реальности самого времени, но не более того.

Здесь нет необходимости вдаваться в причины нашей зависимости от описанной выше «хронологической» концепции времени, поскольку главное для нас — установить, что это именно «зависимость», а не нечто более основательное. В самом деле, в своем повседневном опыте мы нередко опираемся на совершенно иную модель времени и именно эта вторая модель, как мой читатель вскоре поймет, играет для нас гораздо более важную роль, нежели модель «хронологическая». Возьмем к примеру такое событие как бейсбольный или теннисный матч. И то и другое протекают во времени, и тем не менее, они никоим образом временем не связаны. Время не играет в этих событиях определяющей роли, несмотря на всю их очевидную временность. Чтобы понять, что это действительно так, достаточно вспомнить известную бейсбольную поговорку: «Конец — не конец, пока не наступит конец» (“It ain't over 'til it's over”). Иными словами, игра или матч определяются своим содержанием, а не временным интервалом, в течение которого они протекают.

К такому же заключению можно прийти на примере центрального момента американской жизни - разбирательства в зале суда. Не думаю, что кто-либо возьмется отрицать реальность того, что происходит в суде, и тем не менее, время в суде не играет абсолютно никакой значимой роли: оно иррелевантно. Имеем ли мы дело с отдельно взятым судебным заседанием или с многоступенчатым процессом, суть происходящего — в самом содержании процедуры суда, а не в том, где она совершается и как много отнимает времени. Так, заседание начинается с момента прихода судьи, который объявляет о начале разбирательства или же о его продолжении, в то время как конец заседания, соответственно, наступает лишь после того, как судья объявит о его закрытии или приостановке. При этом между двумя смежными заседаниями в процессе может пройти сколь угодно времени: пара часов, несколько дней, недель, месяцев — разбирательство может тянуться годы, что, конечно, не означает, что судебные дебаты непрерывно продолжаются все это время: в самом деле, сама процедура, т.е. общее время пребывания людей в суде, может занять в сумме всего-навсего несколько часов. Если эти примеры о чем-то нам говорят, так о том, что время не является определяющим фактором судебного разбирательства. Более того, само наше ощущение «быстроты» или «продолжительности» данного судебного процесса определяется ничем иным как его, процесса, содержанием. Если процесс сложный, то времени на его завершение требуется больше, поскольку приходится добавлять все то время, которое «протекло» в перерывах между отдельными заседаниями. Более легкий процесс, напротив, обходится гораздо меньшим временным масштабом, при том, что время физического пребывания участников процесса в суде может отличаться от времени их пребывания в «сложном» процессе как в ту, так и в другую сторону. Ну и, наконец, оглядываясь на судебный процесс по истечении какого-либо срока, мы оцениваем временной отрезок потраченный на его завершение исходя из содержания этого процесса, а не из временного промежутка как такового.

Праздники — еще одна иллюстрация этого основополагающего принципа. Как известно, 4 июля 1776 г. в Филадельфии является датой 2-го Континентального конгресса, одобрившего американскую Декларацию Независимости. Сегодня мы отмечаем 4 июля как «День Независимости». И это при том, что текст декларации не был составлен в один день, а независимость 13 английских колоний подписавших его, стала фактом далеко не в сам момент принятия декларации Конгрессом. «Независимость» была бы пустым звуком, а дата «4 июля» была бы стерта из памяти, если бы не победа в начавшейся вслед за этими событиями Гражданской войне и не принятие Конституции США одиннадцать лет спустя. Таким образом, говорить о том, что такое «событие» как американская независимость «наступило» в Филадельфии 4 июля можно лишь проигнорировав действительные хронологические рамки происшедшего, сфокусировав свое внимание на его сути. Сутью же было то, что происходило за стенами филадельфийского «Индепенденс Холла» на улицах и площадях Америки - однако лишь повторное голосование внутри этого помещения придало этой сути определенный исторический смысл. (Имеется в виду тот факт, что принятие Декларации Независимости и разработка текста первой Конституции США происходили в одном и том же здании - так. наз. «Холле Независимости», находящимся в центре Филадельфии - с промежутком в 11 лет. — Пер.) Иными словами, временные рамки, как и в предыдущих случаях, не являлись в данном примере решающим фактором, ведь для нас сегодня важно не количество часов, которое заседал филадельфийский Конгресс — важно то, что эти два события (принятие Декларации и одобрение Конституции) положили начало совершенно новому толкованию обычной календарной даты «4 июля» и «1776 год». В сознании рядового американца эти две цифры обладают собственным бытием, значение которого более не исчерпывается время- и летоисчислением как таковыми.

Приведенные выше примеры показывают, что наше представление о реальности зависит от процесса понимания ни чуть не в меньшей степени, нежели от реальности как таковой. Говоря иначе, происходящие «снаружи» события остаются непознанным до тех пор, пока они не предстанут перед нами в виде конкретных слов и фраз, и именно эти фразы и слова определяют их (событий) смысловое наполнение. В отрыве от смысла событие фактически перестает существовать: события «как бы и не было», ибо, в отрыве от слов, память нет не состоянии усвоить и сохранить информацию о происшедшем. Другими словами, «сохранение» реальности, т.е. реальность как таковая, зависит от процесса трансляции этой реальности посредством слова. В полном противоречии с бытующими ныне представлениями, именно слово является основой наших знаний о событиях, а никак не наоборот. Если такое заключение представляется кому-то странным, то это благодаря иллюзии «соприсутствия», которая выработалась у нас в результате общения с фотокамерой и видеосъемкой. Чтобы доказать, что это именно иллюзия, достаточно указать на те словесные комментарии, которыми мы сопровождаем показ своих фотографий и видео: смысл этих комментариев всякий раз — избежать неверного толкования запечатленных прежде событий.

Возвращаясь к образу суда и судебного разбирательства, нужно отметить, что даже в нашем «видеомире» происходящее в суде остается сугубо словесной реальностью. Именно приговор-постановление суда, а не что-либо иное, определяют как содержание так и окончательный результат разбирательства. Сам же приговор, как известно, выносится в устной и/или в письменной форме, т.е. является ничем иным как «словом». Важность этого примера для нас связана с осознанием того, что в так наз. библейскую эпоху все без исключения письменные документы рождались в обстановке ничем не отличающейся от судебной. Говоря «письменные», я пытаюсь подчеркнуть, что именно эти документы, а никакие другие, дошли до нас; только об этих документах, таким образом, может идти речь, ибо мы не знаем ни о каких других, а если и знаем, то это — плод нашей фантазии, т.е., по определению, такого рода «документы» нереальны. Так почему же, спрашивается, письменные документы и, соответственно, реальности, о которых они повествуют, связаны именно с процедурой суда?

Средоточием всей власти в древнеближневосточном городе был царь; его власть отражала и была производной от власти бога данного города. В самом городе не было улиц: вход в город сразу переходил в открытое пространство, по-латински forum, т.е. в торговую площадь, на которой местные жители и пришельцы занимались своими повседневными делами, в основном обменом продуктов труда. Сам форум примыкал к двум важнейшим строениям города — храму и дворцу; в первом жилище обитал бог, во втором — царь. Выражаясь точнее, эти два строения функционировали в качестве единого дворцово-храмового комплекса, поскольку храм являлся ни чем иным как святилищем царя. Благодаря такому местоположению, все существенное, что происходило в городе, совершалось буквально «на виду» у царя, сам же царь был в этом смысле «всевидящ». Иными словами, в эти древние времена не было необходимости «вытаскивать что-либо на поверхность»: все и так уже лежало на поверхности — прямо перед глазами царя. (В оригинале игра слов: «вытащить на поверхность», в смысле «прояснить суть происходящего», по-английски звучит как “bring to the fore”; fore (здесь переведено «поверхность») и forum («форум») - слова одного корня. — Пер.) Сам же царь, а вместе с ним и божество, представителем которого он являлся, выступал в роли судьи, и именно поэтому престол царя воспринимался прежде всего как престол «истины и справедливости».

Другим проявлением авторитарного характера царской власти в то время являлся тот факт, что только царь и его дворец могли издавать легитимную версию происшедших событий, даже если речь шла о сражении царского войска где-нибудь на окраине. Тоже самое, кстати, имеет место и в наши дни, например когда официальный спикер Белого Дома излагает официальную точку зрения правительства своей страны. Конечно, сегодня у нас есть доступ и к иным источникам информации — это версии тех же событий, сообщаемые газетами, радио, университетскими профессорами или, к примеру, частными пользователями сети «Интернет». В древние времена, напротив, распространение информации при помощи письма было настолько сложным предприятием, что оно могло осуществляться исключительно царскими писцами, деятельность которых финансировалась царским дворцом. Иными словами, то, что выходило из под пера этих писцов, выражало официальную (царскую) точку зрения.

Сводя вместе наши наблюдения, мы получаем ответ на вопрос почему любая реальность в древности имела характер судебной: просто-напросто, эта реальность могла иметь форму либо судебного разбирательства, либо, опять же, судебного постановления-приговора. Неудивительно, что, за редким исключением, именно эти две формы характеризуют писания библейских пророков. В пророческих текстах Бог — либо судья, либо прокурор-обвинитель, либо истец. Остальные тексты Библии берут это пророческое учение за основу и дополняют его своим содержанием. Так, Пятикнижие рассказывает нам историю о том, как Бог предал суду фараона — дабы вывести свой народ из Египетского рабства. Вслед за этим Бог привел народ к подножию горы; на ее вершине Он даровал им Закон, по которому народ должен был жить во все время своего пребывания в Земле Обетованной. В свою очередь, Книги Иисуса Навина, Судей и Царств полны повествований о «грехах» народа и его правителей, за которые они затем несут божественное осуждение и наказание. Таким образом, на протяжении всей Библии, когда речь идет о Боге (а в Библии речь постоянно идет именно о Нем), Он выступает именно в качестве судьи. Соответственно, любое из библейских событий происходит в Его форуме — т.е. «перед его глазами», а не просто «там», как мы привыкли полагать.

Одним из следствий сказанного является понимание того, что, согласно Библии, любое пришествие Бога связано ни с чем иным как с Его восшествием на престол Судии. Чтобы понять о чем идет речь, достаточно вновь на секунду вернуться в зал суда. Хотя заседание и происходит в определенный день и час, нельзя сказать, что появление судьи в зале происходит «во» времени, ибо ни у одного из присутствующих нет возможности «вычислить» когда этот момент должен произойти. Начало любого заседания привязано к моменту появления судьи — а не приход судьи к началу заседания. Таким образом, именно факт прихода судьи определяет время, а не наоборот. Основываясь на этой судебной параллели, невозможно заранее предсказать момент пришествия Господа: мы способны понять, что Господь пришел лишь тогда когда он уже пришел, но не ранее того. При этом необходимо осознавать, что в сам момент пришествия уже слишком поздно что-либо делать — отсюда известная евангельская притча, в которой пришествие Господа сравнивается с приходом тати (вора) в ночи.

Как же тогда быть со знаменьями? Точно так же: знаменья сопровождают конец времени, а не предшествуют этому концу. Если бы дело обстояло наоборот, знаменья перестали бы быть знаменьями. Более того, мы могли бы запросто обмануть самих себя — здесь опять на пямять могут придти предостережения Господа о необходимости «не обманываться». Знаменья выступают в роли секретаря, который объявляет о пришествии судьи в зал. Функционально, между этим публичным объявлением и входом судьи не существует никакого «временного зазора»: вставание присутствующей публики со своих мест тоже является знаком пришествия судьи, однако это такой знак, который отнимает у самой публики возможность что-либо делать или к чему-либо «готовиться». Знаменье или знак не имеют ничего общего с отсчетом времени: любой отсчет может прерваться на последней секунде, что, кстати, нередко случается во время запуска ракеты или космического корабля. Здесь, кстати, уместно припомнить всех тех, кто на протяжении только этого века вдруг обнаруживал вокруг себя «знаменья конца» и бывал затем жестоко обманут. Напротив, знаменье нужно в качестве подтверждения того, что давно ожидаемое наконец состоялось. Знаменье есть (последнее и окончательное) известие: благое, для тех, кто поверил в провозвестие определенных событий и подготовил себя к ним, и худое — для не уверовавших и не приготовившихся. Когда знаменье здесь, ни ты, ни я, ни он, ни она - никто из нас уже не может что-либо сделать, так как наше время «ушло», в буквальном смысле этого слова.

Если все обстоит действительно так, как я описал, то зачем тогда знаменья? Ответ на этот вопрос прост: знаменья указывают не на будущее, а на прошлое; они приводят на память слова того, кто объявил о происходящих ныне событиях. Тем самым они пытаются сообщить нам нечто, однако вовсе не то, что эти события имеют место быть (это было бы полной тавтологией), а то, что пророк сообщивший нам об этих грядущих событиях, был подлинным:

От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и вы, когда увидите все это сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк. 13:28-31; курсив автора).

Если же пророк оказался глашатаем истины, то, хорошо это для нас или плохо, но Божественное правосудие, достигло до нас и оно является уже не только справедливым, но и, с нашей стороны, вполне заслуженным. Именно потому мы призваны «наблюдать времена и сроки": не для того, чтобы при помощи последующих вычислений установить точное время конца, а для того, чтобы не подпасть под осуждение как заснувшие и не исполнившие этот Божественный наказ:

О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13:32-37).


 

Раздел: Православие | Тарази Пол Надим, прот. | Опубликовал: sternman | Рейтинг: 0.00 (0) Оценить | Хитов 8036

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Православие
» Эта статья от пользователя sternman

5 cамых читаемых статей из раздела Православие:
» Граждане неба с земной пропиской
» Почему Православие - есть истинная вера?
» Чтобы правильно жить необходимо правильно веровать
» Почему православный крест такой сложный?
» Вероучение в Православной Церкви

5 последних статей раздела Православие:
» Сектантство в Православии и Православие в сектантстве
» Патриарх Алексий о младостарчестве
» Молодежная концепция РПЦ
» Таинства Церкви: введение в изучение
» Понятие Вечности в святоотеческом Богословии

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу



Комментарии
Комментарии отсутствуют . Хотите стать первым , нажмите << + Добавить комментарий + >> .   [ + Добавить комментарий + ]


ver. ©

Православный форум
сообщений: 1
просмотров: 29629
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 1
просмотров: 24933
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 263
просмотров: 401034
добавил: AlenaR
дата публикации: 11.4.16 18:39
 
сообщений: 0
просмотров: 44618
добавил: demko12
дата публикации: 12.3.16 02:50
 
сообщений: 462
просмотров: 495606
добавил: Spartak
дата публикации: 3.3.16 20:54
 
сообщений: 155
просмотров: 272515
добавил: Steelfist
дата публикации: 3.3.16 15:26
 
сообщений: 49
просмотров: 92251
добавил: Marina80
дата публикации: 15.2.16 23:20
 
Христианский форум
Заказной блок (HTML)



НОВЫЕ СТАТЬИ
2.3.23
Стоит ли читать фантастику?
 
14.7.21
История развития компьютеров: как была создана материнская п
 
23.3.21
Туры в Тюрнхаут, Бельгия
 
6.9.20
Технический прогресс и будущее Земли.
 
19.5.20
Элитная офисная мебель
 
Все статьи

Партнеры
 

Новости    |    Форум    |    Журнал    |    Статьи    |    Публикации    |    Галерея    |    Юмор    |    Скачать    |    Библия    |    WAP


Баннеры    |     Сделать стартовой   |   Инфоновости

2009-2015 Dubus.by все права защищены
При использовании материалов ссылка на dubus.by обязательна
  
- Генерация страницы: 0.21926 секунд -