Поиск по сайту:  
 
Новости   Форум   Журнал   Статьи   Публикации   Галерея   Юмор   Скачать     Библия  
НОВОСТИ
Все новости сайта

НАША ГАЛЕРЕЯ

Голова Иоанна Предтечи

Голова Иоанна Предтечи

Альбом: Святой Иоанн Креститель
Вся галерея

Поиск
Google

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Существует ли "частичная благодать?"

Автор Парфенов Филипп, свящ. | 30.8.07 23:22 (Хитов 2571)
Церковь


"Существует ли "частичная благодать?"" - ставит вопрос известный современный публицист и проповедник архим. Рафаил (Карелин) в одной из своих статей, подразумевая, конечно, то, что инославные вероисповедания полностью безблагодатны. Его доводы по-своему логически выверены и убедительны: "Говорить о действии в различных конфессиях одной и той же благодати - значит уравнивать Православие с ересью и уничтожать само понятие Церкви", "Дух Святый - это Дух Истины, Который не может действовать в поле духовной лжи. А ересь - метафизическая ложь", и - "Если судить о действии благодати по внешнему фрагментарному сходству инославных конфессий с Православием, то получится представление о благодати, как о некой материальной, но тонкой энергии, вроде какого-то эфирного электричества. Соблюдены определенные условия - заработала машина, и по проводам потекло электричество. Чем дальше конфессия и секта от Православия - тем хуже качество проводника и менее интенсивно напряжение тока… здесь Церковь из живого, единого организма превращается в механизм, может быть, лучший среди других, но не единственный. Признание действенности совершающихся в различных конфессиях таинств по признаку их "сходства" с Церковью превращает мистику в магизм, так как магизм - это подчинение сущности форме".

Вспоминается в связи с этим другая аналогия - солнечного света, сияющего в тропических широтах, по отношению к тому же свету в остальных частях Земли - свет один и тот же, но разница в интенсивности его сияния, по мысли архиепископа Иннокентия (Борисова). Конечно, всякая аналогия страдает своей приблизительностью, а иногда и рационализмом. И рассуждение об электрическом токе - не исключение. Верно, что древняя Церковь отсекала ереси и еретиков от своего тела, как гангренозные члены, и "неужели она имела меньше любви, чем современные экуменисты", cпрашивает о. Рафаил. Но справедливо и то, что монофизитов и несториан не перекрещивали, а принимали через покаяние (клириков - в сущем сане), и даже крещеных в арианстве только миропомазывали. Так возможно ли тогда совершение таинств Церкви вне ее самой, вне видимых ее канонических и вероисповедных границ? Никогда не было на это определенного ответа. Во времена арианской смуты, когда кроме Афанасия Александрийского почти не было епископов, исповедовавших православно Святую Троицу и богочеловечество Иисуса Христа, неужели в том "поле духовной лжи", по выражению о. Рафаила, не мог действовать Дух Святой? Если нет, то Он пребывал лишь на одном единственном епископе Афанасии, на Востоке, по крайней мере, и тогда следовало бы признать, что десятки лет на огромной территории, при наличии множества епископов, пресвитеров и простых верующих просто не совершалось никаких таинств. Церковь, понятно, это не признала, и крещеных в арианстве не перекрещивала, иначе тогда будущие отцы-каппадокийцы вынуждены бы были креститься повторно, а крещение императора Константина Великого от убежденного арианина Евсевия Никомидийского тем более не могло быть засчитано посмертно. В русской Церкви по крайней мере с XVIII века католики при переходе в Православие принимаются через покаяние, будучи приравнены тем самым не к арианам, что вполне естественно, а к монофизитам и несторианам V - VI века. А как объяснить, что в еретической несторианской Церкви епископом Ниневийским оказался преп. Исаак Сирин, величайший аскет и тайновидец, чьи писания признаны всем православным монашеством как одна из вершин православного богословия? И автором "Невидимой брани", переведенной на греческий и отредактированной преп. Никодимом Святогорцем, а на русский свят. Феофаном Затворником, был итальянец-католик Лоренцо Скупполи. Наконец, архим. Софроний (Сахаров) в переписке с Дэвидом Бальфуром, обратившимся из католичества в Православие, по его настоятельной просьбе ознакомиться с писаниями испанского мистика Хуан де ля Крус (Жан де ля Круа, Иоанн Креста), по прочтении признал, что его духовный опыт при разнице в подборе слов, раскрывающих его, сходен с молитвенным опытом отцов-пустынников восточной Церкви. Безусловно, все они достигли таких высот не потому, конечно, что были вне границ видимой православной Церкви, а вопреки этому, по особому действию благодати Божией, ибо все же они были подлинными христианами, право славящими Бога. Господь открывает нам определенные правила духовной жизни, но Он же Сам делает немало исключений из этих правил в судьбах отдельных людей. Знаю, что для меня самого уход из Православия в католичество не был бы спасителен, но никак не знаю, так уж ли само католичество безблагодатно для искренне ищущих Бога католиков. Кому дано больше, с того больше и спросится. Согласимся лучше с прот. Иоанном Мейендорфом: "Невозможно заранее и вообще точно определить, "сколько" ереси нужно, чтобы Церковь перестала быть Церковью и таинства стали недействительными, - одна лишь Церковь сама может судить в каждом конкретном случае". Или, добавим, иногда и не может, и воздерживается судить по причине слишком не совпадающих оценок по одному и тому же вопросу внутри нее самой. "Если совершитель таинства движим сознательным стремлением разделить Церковь, разрушить ее единство, то тогда таинства нельзя признать настоящими, "действительными". Если же таинства совершаются в доброй вере, с честными намерениями, с желанием упрочить Церковь, то их можно признать аутентичными, даже если они совершались вне канонических пределов православной Церкви. Таким образом, на богословском уровне можно предложить пользоваться принципом церковного домостроительства… Так, еретики, которых имел в виду св. Киприан, действительно старались посеять раздор в Церкви.

Так же, когда в XVIII-м веке в оккупированной турками Греции иезуиты через французское посольство добились разрешения открыть школы, больницы и другие общественные учреждения с правом совершать таинства для православных, они явно стремились подорвать православие, и совершенные ими таинства были признаны недействительными. Также недействительными были признаны рукоположения, совершенные в обновленческой церкви в России" (прот. Иоанн Мейендорф, "Введение в святоотеческое богословие").

А "сколько" нужно грехов или заблуждений в вере, чтобы прихожанин православного храма перестал быть членом Церкви? Каждый раз над пришедшим на покаяние читается (чаще всего, однако, в предварительном последовании к общей исповеди) одна и та же молитва, где говорится: "подаждь ему(ей) образ покаяния, прощение грехов и отпущение, примири и соедини его(ю) святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе, Господе нашем…". Если это касается утвердившихся в вере, то что говорить о новокрещеных, чаще всего имеющих смутное представление о духовной жизни, или воцерковляющихся, да и о давно покрестившихся, но причащающихся раз в год или реже и ограничивающихся больше подачей записок и покупкой свечей? Но мы все-таки называем их православными и верим, что и они не лишены Божией милости и благодати! Что касается крещения и взрослых, и младенцев, то догмат об исповедании "единого крещения во оставление грехов" давно уже превратился в проблему, как замечал о. Сергий Желудков. Ибо много крещеных, но мало просвещенных и реально приобщившихся к православию. Когда-то в Византии тринитарные и христологические споры выплескивались на улицы и площади, живо подхватываемые народными массами, о чем с некоторой досадой говорил свят. Григорий Нисский. Можно понять его опасения, но в то же время это свидетельствовало о благом стремлении церковного народа дойти до истины и максимально точно, насколько это вообще возможно, выразить ее человеческим языком и соединить догматы с самой жизнью. К тому же у греков была хорошая традиция длительного оглашения перед принятием крещения взрослыми. Русь этого миновала и с самого начала принятия христианства пошла по другому пути - более стихийного, бессознательного, хотя все же и сердечного, приобщения к Церкви. И если в "Послании восточных патриархов" 1848 года предстоятели грекоязычных поместных Церквей не без основания могли указать, что хранителем истины в Церкви являются не отдельные иерархические представители, но весь народ церковный, то к российской действительности это применить было часто куда более проблематично. Не лучше было бы сказать, что хранителем истины в Церкви как теле Христовом был и есть Дух Святой, Дух истины, наставляющий на нее, просвещающий и животворящий тело Церкви, подобно тому как душа в отдельном теле человеческом, пока с ним связана, поддерживает его жизненные силы!

Все это не означает, что открывающий эту тему - сторонник безбрежного, безграничного экуменизма. Однако, экклезиология архим. Рафаила или сходная с ней позиция архиеп. Илариона (Троицкого), или еще прежде свят. Игнатия (Брянчанинова), как мне представляется, имеет не только существенный недостаток, входящий в противоречие с жизненным опытом многих из нас, но и определенную мину замедленного действия. Дело в том, что в самом православном мире уже неоднократно происходили разделения, да и продолжают происходить. И каждая группа до сих пор склонна притягивать истину на свою сторону, упрекая, а то и обвиняя противную в расколе или ереси. Так было во взаимоотношениях РПЦ и РПЦЗ, так долгое время было со старообрядцами и новообрядцами-"никонианами", да и сейчас разделения среди православных различных мировоззрений заметны по дискуссиям на нашем форуме. Если подходить по принципу "все или ничего" насчет благодати (а цитаты из святых отцов, безусловно, найдутся), то легко придти к взаимному отлучению и обвинению в безблагодатности или неправославности, пользуясь малейшими различиями в позиции по тем или иным догматическим или каноническим вопросам, а то даже и к невольной хуле на Духа Святого. Кто будет радоваться таким разделениям и выяснениям отношений внутри Церкви, думаю, писать нет необходимости... Поэтому вопрос о благодати и вообще о спасении кого бы то ни было никак не стоит подчинять земной юридической логике. Одно дело - границы Церкви канонические, другое - мистические, не подвластные нашей логике, исходящей из внешних признаков принадлежности к той или иной поместной православной Церкви.


 

Раздел: Церковь | Парфенов Филипп, свящ. | Опубликовал: sternman | Рейтинг: 10.00 (1) Оценить | Хитов 2571

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Церковь
» Эта статья от пользователя sternman

5 cамых читаемых статей из раздела Церковь:
» Поведение в Церкви: общие сведения о церковном этикете
» Мешают ли джинсы спасению?
» Может ли женщина всегда посещать храм
» Сколько у Церкви денег?
» О джинсах и спасении-2

5 последних статей раздела Церковь:
» Расстрел в церкви: среди погибших дочь пастора
» Женщинам мормонам разрешили носить брюки
» Как церковь лечит порнозависимость
» В Англии христиане и язычники разделят один храм
» Церковные приходы через Интернет

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу



Комментарии
Комментарии отсутствуют . Хотите стать первым , нажмите << + Добавить комментарий + >> .   [ + Добавить комментарий + ]


ver. ©

Православный форум
сообщений: 1
просмотров: 29627
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 1
просмотров: 24925
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 263
просмотров: 400968
добавил: AlenaR
дата публикации: 11.4.16 18:39
 
сообщений: 0
просмотров: 44611
добавил: demko12
дата публикации: 12.3.16 02:50
 
сообщений: 462
просмотров: 495533
добавил: Spartak
дата публикации: 3.3.16 20:54
 
сообщений: 155
просмотров: 272366
добавил: Steelfist
дата публикации: 3.3.16 15:26
 
сообщений: 49
просмотров: 92216
добавил: Marina80
дата публикации: 15.2.16 23:20
 
Христианский форум
Заказной блок (HTML)



НОВЫЕ СТАТЬИ
2.3.23
Стоит ли читать фантастику?
 
14.7.21
История развития компьютеров: как была создана материнская п
 
23.3.21
Туры в Тюрнхаут, Бельгия
 
6.9.20
Технический прогресс и будущее Земли.
 
19.5.20
Элитная офисная мебель
 
Все статьи

Партнеры
 

Новости    |    Форум    |    Журнал    |    Статьи    |    Публикации    |    Галерея    |    Юмор    |    Скачать    |    Библия    |    WAP


Баннеры    |     Сделать стартовой   |   Инфоновости

2009-2015 Dubus.by все права защищены
При использовании материалов ссылка на dubus.by обязательна
  
- Генерация страницы: 0.23352 секунд -