Есть несколько Евангельских изречений, которые всегда вызывают
недоуменные вопросы. Мне бы хотелось поразмышлять над двумя из них.
I.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел
Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь
с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние
его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто
любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет
креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу
свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10, 34-39). Часто
спрашивают: что значит - "враги человеку домашние его"? Как это - Бог
любви вдруг говорит такие вещи о наиболее близких к нам людях?
1. Господь здесь цитирует Ветхий Завет - книгу пророка Михея. Горе
мне! ибо со мною теперь - как по собрании летних плодов, как по уборке
винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает
душа моя. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все
строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть.
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует
подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения
души своей и извращают дело. Лучший из них - как терн, и справедливый -
хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое
наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь
на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын
позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови
своей; враги человеку - домашние его. А я буду взирать на Господа,
уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня (Мих. 7, 1-7). (К слову - как приложимы слова древнего пророка к сегодняшней нашей российской жизни!)
В этом ветхозаветном тексте мы видим прикровенное пророчество об апостольской проповеди: день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает
(ст. 4). Пророк говорит о том, что это провозвестие будет совершаться в
условиях нравственного упадка, такого, что и домашние будут врагами
человеку, проповедующему истинного Бога и нравственную жизнь. 10-я
глава Евангелия от Матфея, где находятся разбираемые нами слова,
повествует как раз о посылании учеников Иисуса на проповедь. Таким
образом, первое значение этих слов - напоминание о пророчестве и о том,
в каких условиях будет совершаться апостольское служение: в деле
проповеди домашние скорее мешают, чем помогают. Сам Господь говорил об
этом: не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своём и у сродников, и в доме своём
(Мк. 6, 4), - ибо как раз у своих домашних Христос встретил смущение и
неверие. Слово "враги" нужно воспринимать здесь не в абсолютном смысле,
что - всегда и во всём враги. Библейский язык часто "поляризирует"
понятия; в этом контексте "враги" - значит, "не друзья", не помощники,
не сочувствующие религиозной стороне жизни: истинному Богопочитанию и
проповеди Христа.
2. Второй смысл этих слов более общий. Дело тут вот в чём. Господь принёс людям Новый Завет.
Одна из граней этой новизны есть ценность человеческой личности как
таковой, - то, из чего выросла великая европейская цивилизация.
Ветхозаветному человечеству была свойственна другая иерархия ценностей.
Племя, род, семья - и только потом личность. Личность вне всего
этого воспринималась неполной. Субъектом религиозных отношений в
Израиле был народ; римское право наделяло людей привилегиями по
признаку гражданства. Иисус же Христос возвещает подлинно новое
благовествование: личность, сам человек прежде всего - драгоценен в
очах Божиих. В разбираемом нами евангельском тексте это видно из слов
Спасителя: Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью его, и невестку со свекровью её
(Мф. 10, 35). Отныне семья и общество становятся не первой ценностью;
они не теряют от этого своей важности, своего значения, но уступают
место религиозному достоинству личности.
Необходимо подчеркнуть, что эта ценность человеческой личности - не
"сама по себе"; она не абсолютна, не автономна. Она возможна именно в
результате действия Нового Завета, то есть только во Христе Иисусе, в
приобщении Единственной подлинной Ценности - Богу, ставшему Человеком
(забвение этого приводит сейчас к разложению и гибели европейской
культуры). То есть не сам человек, осознав себя самоценным, отделяется
от домашних и умаляет родственные связи, а Господь делает это, ради
Себя, созидая Себе Церковь. И, коль скоро мы заговорили о Церкви, тут
нужно подчеркнуть одну из её особенностей, то, чем она принципиально
отличается от всех людских сообществ. Церковь есть, во-первых, союз
людей во Христе, а во-вторых, союз свободных личностей.
Церковь объединяет людей не за счёт того, что люди лишаются какой-то
стороны своей свободы, оплачивая ею те или иные преимущества данной
корпорации; в ней всё "наоборот": люди получают от Христа
свободу и силу любви. В Церкви человек во Христе преодолевает падение,
наполняет низшие планы бытия Духом Святым, и сам во всём этом получает
не умаление личности и свободы, но приращение их. Церковь поэтому -
высшая ценность по сравнению с семьёй, родом, племенем, нацией,
государством и т.п. Если человек всё это путает, если он привносит в
христианство нецерковные, ветхие, преодоленные Спасителем принципы
бытия, то тем самым он умаляет Церковь, не давая Христу освятить,
оправдать и созидать себя, свою богоприобщённую личность; и в таком
случае, воистину человеку становятся врагами и семья, и род, и нация -
если они для него выше Христа и Его Церкви. Это, кстати говоря, одна из
насущнейших проблем сегодняшней церковной действительности. Почему у
нас упадок церковной жизни? Потому что мы сами не даём Церкви быть тем,
что она есть, желая свести её к обеспечению национальных, общественных,
семейных и прочих интересов. В связи с этим вполне можно сказать, что
не только для отдельного христианина, но и для Церкви бывают ситуации,
когда врагами становятся домашние её...
3. И третий, пожалуй, самый глубокий смысл разбираемых нами евангельских слов. Послушаем, что говорит Господь: Если
кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и
детей, и братьев и сестёр, а при том и всей жизни своей, то не может
быть Моим учеником; и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не
может быть Моим учеником (Лк. 14, 26 - 27). Сразу рождается
острый (и часто задаваемый) вопрос: как же так?? Ведь христианство,
наоборот, призывает сохранять семью, созидать её; есть заповедь Божия о
почитании родителей (Исх. 20, 12); Церковь содержит Таинство брака - а
тут такие слова? Нет ли здесь вопиющего противоречия?
Нет, никакого противоречия нет. Во-первых, мы уже сказали, что
библейский язык часто поляризирует понятия. Слово "возненавидит" здесь
не выступает в собственном своём смысле, а показывает как бы
максимальность дистанции до своего противоположения - то есть до
понятия "любовь". Смысл здесь тот, что любить Христа нужно несравненно
больше, чем отца, мать, жену, детей, братьев, сестёр и саму свою жизнь.
Это не значит напрямую ненавидеть всё это; да у нас и не получится это
сделать, потому что Сам же Бог, сказавший такие жёсткие слова, вложил в
нас естественную любовь к жизни, к родителям, к родственникам, Сам дал
заповедь о любви к людям. Это значит, что любовь к Богу должна быть
настолько больше, принципиально, качественно значимее и сильнее,
насколько "ненависть" отстоит от "приязни".
И во-вторых. Возьмем Таинство брака. В нём супруги естественным
порядком становятся "одною плотью" (Быт. 2, 24); благодать Божия
созидает этот надличностный организм в единство и духовное, в малую
Церковь. Что в этом контексте значат вышеприведённые слова Христа? Как
здесь, когда речь идёт о благодатном действии, о благословении Божием,
понять эту "ненависть"?
Вот как. Господь говорит здесь о том, что первая, главная,
метафизическая связь человека - это связь с Богом. То есть, при том,
что в браке люди становятся почти одним существом, одною
плотью, нет ближе отношений между людьми, чем в браке, - однако связь
души и Бога несравненно важнее, главнее, реальнее, я бы сказал -
онтологичнее. И - парадокс: казалось бы, как возможен тогда брак?
родительская и сыновняя любовь? дружба? вообще - жизнь в мире сем?
Оказывается, только и исключительно на этом основании: когда Христос
вносится в самую сердцевину жизни. Без Меня не можете делать ничего
(Ин. 15, 5), сказал Он; и это не пустые слова, не метафора, а
абсолютнейшая реальность. Любое человеческое действие, всякое его
усилие - пыль, прах, суета; только внося Христа в сердцевину нашей
жизни, во все без исключения наши дела и движения души, человек
обретает смысл, прочность, вечное измерение своего существования. Без Христа всё абсолютно бессмысленно:
и брак, и родительские отношения, и всё, что составляет жизнь на земле,
да и сама она. Со Христом всё встаёт на свои места; Христос дарит
человеку во всём этом радость и счастье; без Него это совершенно
невозможно. Но для этого Он должен быть на подобающем Ему, первом
месте в нашей жизни. - Вот об этом и говорит наша евангельская
заповедь, "жестокая", отталкивающая на первый взгляд, но содержащая
важнейшие истины христианства. "Ненависть" и "вражда" означают здесь
иерархию христианских ценностей, а именно: единственная истинная и
реальная Ценность на земле - это Господь Иисус Христос; всё получает
ценностный смысл только и исключительно под условием непосредственного
(в Церкви) или опосредованного (социум, культура и проч.) приобщения
Ему; всё, что вне Его - бессмысленно, пусто и гибельно...
Что всё это значит на практике? Ведь не для абстрактного созерцания
дана нам эта заповедь, а для исполнения. И не можем мы все уйти в
монастырь; мы живём в условиях, и внешних, и внутренних, которые вряд
ли позволят нам осуществить идеал, описанный выше... Как нам быть "в
быту", так сказать?
Священное Писание нужно воспринимать в целостности, не выдирая
что-то одно, пусть даже принципиальное и глубочайшее. Если мы эту
целостность соблюдём, то получится вот что:
Родителей почитаем, братьев и сестёр любим, семью созидаем во образ Церкви... но всё это должно быть во Христе. Коль скоро что-то в наших отношениях с ближними, и вообще в нашей жизни, противоречит Христу, Его Евангелию, то становится враждебным
нам. Но и "вражда" эта - тоже Евангельская; она не значит, что мы
должны наших ближних-"врагов" убить, или отстраниться от них, или
перестать исполнять по отношению к ним наши нравственные обязанности,
или что-нибудь в этом роде. Нужно, во-первых, осознать ситуацию,
во-вторых, исправить, что можем, что зависит от нас, в-третьих - если
изменение ситуации невозможно - любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящих нас и молиться за обижающих нас и гонящих нас (ср. Мф. 5, 44), - прося при этом у Бога мудрости, чтобы свет наш светил пред людьми, чтобы они видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (ср. Мф. 5, 16); но и, с другой стороны, быть осторожными, чтобы не
давать святыни псам и не бросать жемчуга нашего перед свиньями, чтобы
они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали нас (ср. Мф. 7, 6). Нужны ум, опыт, мудрость, и - любовь, чтобы бесчисленные ситуации такого рода разрешались по-христиански.
II.
Вот ещё одно, вызывающее вечные вопросы, Евангельское изречение.
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет
ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о
другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам:
не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела
вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в
житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и
кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И
об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут:
ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе
своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую,
которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает,
кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам
есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут
язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во
всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все
приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам
будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 24 - 34).
Что это значит? Как это - не заботиться? Бросить учёбу? Не делать
карьеру? Не заводить семью, - потому что, если её заводить, нужно
обеспечивать её существование и стабильность? А как же апостол Павел,
"сосуд избранный" (Деян. 9, 15), призывает брать пример с себя: мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2 Фесс. 3, 8), и говорит: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь
(2 Фесс. 3, 10)? И здесь речь идёт не о труде по созиданию спасения, а
об обычной человеческой работе. Опять противоречие? А Церковь? Вот
преп. Иоанн Пророк пишет: "любой труд человека суетен" (а до него ещё
премудрый Экклезиаст исчерпывающе выразил ту же мысль); как же Церковь
призывает к творчеству, созидательному и добросовестному труду во всех
областях человеческой жизни? Да и исторически мы видим, что Христова
Церковь дала огромный импульс к созиданию европейской цивилизации,
культуры, науки; что же, Церковь противоречит самой себе, своему
Священному Писанию? Как сочетать вышеприведённое "антисоциальное"
евангельское высказывание и социальные призывы Церкви? И т.д., и т.п.
1. Эта евангельская заповедь вовсе не говорит о том, что нам
не надо на земле трудиться. У нас не получится ведь сесть на стульчик,
сложить ручки, вознести молитву и ждать, когда с неба на нас посыпятся
денежные знаки, успех, достаток и проч. Рождаясь в этот мир, мы
встроены в ход вещей, который не даёт нам сидеть сложа руки: хотя бы
ради того, чтобы поддерживать своё существование, мы должны в поте лица своего съедать хлеб свой (ср. Быт. 3, 19), по определению Божию. Речь здесь идёт о внутреннем отношении
ко всему этому; здесь мы опять видим новизну нашего Нового завета, а
именно: всё совершается внутри, в душе. Рядом с "не-заботой" о
завтрашнем дне Господь поставил непременное условие: ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф.
6, 33). Не надо отказываться ни от какой деятельности (разумеется, если
она не противоречит заповедям Божиим); наоборот, все наши дела мы
должны делать наилучшим образом. Дело в том, что именно в повседневной
действительности и творится нами воля Божия; вне повседневного ряда
наших дел невозможно искать Царства Божия и правды Божией. Но нужно
отложить мучащую и точащую наши души заботу. Это не та забота, которая
естественна человеку и которая проявляется в планировании, в наилучшем
распределении сил и средств для выполнения поставленной задачи. Забота,
о которой говорит Господь, есть суетливая неуверенность в завтрашнем
дне, происходящая от маловерия, от того, что Христос в нашей жизни - не
главное. Если мы эту самую неуверенность заменим упованием на Бога,
преданием всех наших забот Ему (возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. -
Пс. 54, 23), и все наши дела будем сочетать с исканием именно в них
нравственного евангельского смысла, - тогда мы увидим сбывающееся над
нами обетование - и это всё (т.е. что необходимо нам для земной жизни) приложится вам (Мф. 6, 33).
Так что эта заповедь не призывает нас отказываться от земных дел,
наоборот, правда Божия, в этих делах содержащаяся, требует от нас
добросовестной нравственной деятельности по выявлению её в каждый
момент нашего существования. Это приведёт к внутренней переориентации
всей нашей жизни на Христа и Царство Божие. Только в этой перспективе
мы сможем увидеть и оценить качество наших дел; кроме того, только во
Христе наши дела приобретают прочность и достоинство, а вне Его они
всегда останутся суетой и томлением духа (ср. Еккл. 1, 14). Вот смысл разбираемых нами евангельских слов.
2. Из этой заповеди можно усмотреть и принцип действия
Христовой Церкви - преобразовывать внутренне и личное, а через них -
внешнее и общественное. Но не наоборот. Этого, к сожалению, не понимают
люди, требующие от Церкви решения ею специфически общественных и
социальных проблем. Почему Церковь вошла в историю и победила её,
положив начало (о чём мы уже говорили) новой цивилизации? Потому что
она ничего не тронула, не "разрушила": ни семью, ни нацию, ни
государство. Церковь не вторглась в эти области жизни с решительными
реформами, - но она привнесла во всё это внутренний, вечный смысл, и тем
преобразила человеческую культуру. Церковь всегда строго заботилась о
том, чтобы не потерять свою внутреннюю свободу, не-связанность формами
мира сего; поэтому она никогда не ставила именно эту цель -
улучшить общество социально. Церковь принимала всё как есть, но в этом
"как есть" искала Царства Божия и правды Его - и прилагалось ей
приращение целыми народами. Сейчас заповедь забыта - и от Церкви
отходят народы, а внутри Церкви покривляется церковное сознание...
Будем же хотя бы в нашей личной жизни стараться следовать этой
заповеди, и тогда постепенно может преобразоваться жизнь церковная и
общественная.
Напечатано в журнале "Альфа и омега" N 2 за 2006 год