Поиск по сайту:  
 
Новости   Форум   Журнал   Статьи   Публикации   Галерея   Юмор   Скачать     Библия  
НОВОСТИ
Все новости сайта

НАША ГАЛЕРЕЯ

Костел  Св. Анны - шедевр готической архитектуры.

Костел Св. Анны - шедевр готической архитектуры.

Альбом: Мой город Вильнюс
Вся галерея

Поиск
Google

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
 

Последняя исповедь Мастера

Автор | 21.4.07 17:11 (Хитов 2150)
Литература

Последняя исповедь Мастера

«Да не такой же был Христос, не такой! Он никогда не был таким жалким и беспомощным, каким показал Его Булгаков», - до сих пор мне слышен тот громкий, возмущенный голос маленькой 72-летней Елены Алексеевны Лебединской, искусствоведа Третьяковской галереи, который она обрушила на какого-то солидного мужчину и, заодно, на всех, стоявших в холле Третьяковки.

Было начало семидесятых XX века. И для меня, двадцатилетней студентки, накануне за две ночи проглотившей всеми правдами и неправдами добытый журнал «Москва», (в котором впервые был опубликован роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), и потрясенной именно образом Христа в нем, - слова Елены Александровны прозвучали громом среди ясного неба. Тогда каким же он был? Но, поскольку Евангелие в семидесятые достать было еще труднее, нежели «Мастера и Маргариту», этот вопрос для меня еще долго оставался открытым.

Что ж, приступим к роману. «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве…» маститый литератор Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Понырев, пишущим под псевдонимом Бездомный, беседовали об Иисусе Христе. И суть их разговора сводилась к тому, что у поэта, написавшего поэму о Христе, Иисус получился «ну совершенно живой», хотя и очень отрицательный. Тогда как, по мнению Михаила Александровича, главным было не то, - плох или хорош Иисус, а то, что Его, как личности, никогда не было. В их беседу вмешивается Воланд-дьявол, который язвительно замечает: «Что ж это у вас, чего ни хватишься, ничего нет», когда литераторы посмели усомниться также в его собственном существовании...

Интересно, что ответил бы Булгаков своему отцу, Афанасию Ивановичу, преподавателю Киевской духовной академии и двум своим дедам-священникам на вопрос о том, с какой целью он рискнул окунуться в этот сатанинский мир? «Я - мистический писатель», - писал о себе Булгаков, считая себя учеником и последователем Гоголя.

Михаил Булгаков родился в мае 1891г. в Киеве. Накануне революции, в 1916г., закончив с отличием Киевский университет, он стал врачом. В годы революции и гражданской войны его, мобилизованного, как военного врача, судьба бросала то к белым, то к красным: в Ростов-на Дону, во Владикавказ, опять в Киев. И, наконец, в 1921 г. Михаил оказался в Москве, но уже - в качестве литератора.

О чем мог писать человек, ставший свидетелем полного распада и гибели того культурного слоя, того мира, к которому он принадлежал и ценности которого он исповедовал? В. Розанов в «Апокалипсисе нашего времени» описывал это так:

«С лязгом, скрипом, визгом опускается над русскою историею железный занавес.
Представление окончилось.
Публика встала.
Пора надевать шубы и возвращаться домой.
Оглянулись.
Но ни шуб, ни домов не оказалось».

Мы знаем, что было после этого по романам Солженицына и других. Так вот, героям романа «Мастер и Маргарита» предстояло жить в том разрушенном, бездомном и абсурдном мире.

С главным героем романа, Мастером, мы знакомимся в психиатрической лечебнице. Он писатель и весь смысл своей жизни вложил в роман о Понтии Пилате. Но общество, в котором живет Мастер, не приняло ни его творческое детище, ни его самого: роман не напечатали, самого Мастера засадили в тюрьму, а его квартиру отобрали...

Булгаков, как и его герой - Мастер, много страдал. «...Я обнаружил, - писал Михаил Афанасьевич 28 марта 1930 г. в письме к правительству, - в прессе СССР за 10 лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных было 3, враждебно-ругательных - 298... все мои попытки найти работу в той единственной области, где я могу быть полезен в СССР потерпели полное фиаско... у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент - нищета, улица и гибель...»

На письмо долго не отвечали. И только 18 апреля 1930 г., на следующий день после похорон Маяковского, застрелившегося у себя в квартире, Булгакову позвонил Сталин. Писателю дали возможность работать и умереть собственной смертью.

Что помогало Булгакову жить? Верил ли он в Бога? Судя по записям в дневнике, - да. «...Итак, будем надеяться на Бога и жить. Это единственный и лучший способ (19 октября 1923г.)». «...может быть, сильным и смелым Он (Бог) не нужен, но таким, как я, жить с мыслью о Нем легче... вот почему я надеюсь на Бога (26 октября 1923г.)». «Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясен... Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Не трудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены...»

Сколько раз мальчиком, пробегая по Костельной улице, Миша Булгаков останавливался на Владимирской горке, чтобы воочию увидеть панораму Голгофы - композицию из реального пейзажа, живописи и скульптуры. Эта панорама, установленная в Киеве в 1902г. производила настолько сильное впечатление на современников, что в павильоне всегда дежурил врач, держали наготове нашатырь. И хотя сам писатель в Иерусалиме никогда не был, описание крестного хода и Голгофы в его романе столь точны, что, те, кто прочитал его, а затем побывал в Иерусалиме, узнавали упомянутые места без экскурсовода.

Но главное, в чем суть трагедии, разыгравшейся в древнем Ершалаиме и столь потрясающе описанной Булгаковым? Мне, например, было интересно узнать, как малоизвестный поэт Н.Н. Горбачев, сотрудник «Крестьянской газеты», (чьи стихи вместе с дневниковыми записями и «Собачьим сердцем» были изъяты у Булгакова при обыске в середине 20-х годов), написал в своем «Послании евангелисту Демьяну»:

«Я часто думаю, за что его казнили?
За то ли, что, себя на части раздробя,
Он к горю каждого был милосерд и чуток
И всех благословил, мучительно любя».

И далее:

«И все-таки, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна
Мне стало стыдно так, как будто я попал
В блевотину, изверженную спьяна».

Но, что интересно, - даже для него, Н. Горбачева, крестьянского поэта, сосланного чекистами за эти стихи в Нарым, Христос - лишь миф:

«Я не из тех, кто признает попов.
Я верю в знание и силу человека».

Вот вам и ответ на трагедию и обольщение человека XX века. Вот почему Булгаков и показал именно такого Христа - слабого, беззащитного, уязвимого. Потому что так исказили, оболгали Богочеловека в XX веке. И теперь я хорошо понимаю, почему такого Христа не приняла христианка, ровесница века Е.А. Лебединская. Хотя, если вглядеться глубже, даже в булгаковском Иешуа-Га-Ноцри, - скажите на милость! - роскошь оставаться таким абсолютно открытым, свободно говорящим правду и уязвимым в тех обстоятельствах, в которых он оказался, - разве по плечу простому смертному? Но здесь «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь». Сейчас мы и пожинаем плоды отступничества человека XX века, соблазненного бесовскими идеями, втоптавшего Христа в грязь и решившего на свой лад, без Бога, перестроить мир.

Но на заре первого тысячелетия такой же трагичной стала судьба пятого прокуратора Иудеи, всадника Понтия Пилата. Обладая огромной властью и понимая, что Иешуа-Га-Ноцри ни в чем не виновен, Пилат все же посылает его на казнь. Почему? Потому, что есть вещи, которые даже он, Понтийский Пилат, не в силах контролировать. Он зависит от кесаря, от головной боли, от обстоятельств и, в конце концов... от смерти.

«“...Бессмертие... пришло бессмертие”. Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

Пилат так и не узнал истину и, побоявшись преодолеть стереотипы, сделал свой выбор.

Свой выбор сделала и Маргарита (в переводе - Жемчужина) - муза Мастера, которая, ради любви к нему, пошла на сделку с самим сатаной... Разве бросают жемчуг свиньям? Оказывается бросают. К тому же Воланд вовсе не похож на свинью. Это обаятельный и весьма сексапильный мужчина.

Отметим, что Маргарита перед тем, как явиться к сатане на бал, по мнению одного булгаковеда, проанализировавшего описание ландшафта берега реки в романе, полетела не куда-нибудь, а в Киев, на Днепр, туда, где состоялось историческое Крещение Руси. Маргарита, муза, жемчужина, вся Россия, - какой бы образ за ней не стоял, но кощунство в том, что за всеми ее действиями стоял обряд «раскрещивания», или черных крестин. История покатилась вспять. А мы еще удивляемся, - откуда столько порочного, раздетого, бесстыдного в телепередачах, в периодических изданиях и не только там. Бал в самом разгаре, мессир! И можно поздравить Маргариту: она все-таки получила своего Мастера. Но счастливы ли они? Мастер, как известно, не заслужил света, он заслужил покой. Их с Маргаритой ждет домик с вишневым садом и вьющимся виноградом. Но чем-то до боли кладбищенским веет и от этого домика и от этого покоя. «Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна...»

Но, помилуйте, - здесь, на земле остались мы, остался ученик Мастера Иванушка Бездомный. Ему-то, нам какую надежду, какой импульс к жизни оставил Мастер после себя? И хотя Ивана Понырева-Бездомного, бывшего поэта, вылечили в психиатрической больнице, и теперь он - профессор истории, - что-то продолжает беспокоить, пугать его и доводить до жалкого крика в ночь полнолуния. И как грустно и страшно, что только шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета приносит ему временное успокоение до нового полнолуния. И это все вместе взятое: небывалая жара, тьма, неистовство лунного света, а к концу еще эти туманы, - не дает дышать, давит, застилает свет и создает впечатление какого-то вселенского духовного смога, накрывающего землю...

Но все же, я смею надеяться, что Михаил Булгаков, уже смертельно больной, с девизом «дописать раньше, чем умереть», совершая свой личный и творческий подвиг, сотворил свой последний роман о Мастере и Маргарите со вставкой «Евангелие от дьявола» с одной единственной целью. Чтобы мы с вами, дорогой читатель, граждане XXI века ужаснулись всесилию зла, которое торжествует в романе. И, ощутив всю горечь поражения добра, возмутились такой несправедливостью, отказались в это верить и прочли настоящее Евангелие. Михаил Булгаков - Последняя исповедь Мастера опубликовано 2005-02-01
-- Вера Лебедева

Искусство шагать не в ногу

21 августа 1944 года родился Питер Уир, австралийский кинорежиссер.

Питер Уир за свою жизнь снял около двух десятков фильмов. Но две его картины - «Общество мертвых поэтов» и «Шоу Трумена» - я бы выделил особо. Если вы еще не смотрели их, посмотрите обязательно. Для меня эти фильмы, непохожие по жанру, по стилю, связаны одной идеей. Идеей поиска свободы, а точнее, ее необходимости.

Мы живем в странное время. С одной стороны, еще никогда люди не были настолько свободны, как сейчас. Мы выбираем правительство, выбираем страну, где мы хотим жить, выбираем профессию, мировоззрение и стиль жизни. Но в какой-то момент мы понимаем, что на самом деле наша свобода выбора - это фикция. Нами просто очень искусно управляют. Если сказать точнее, программируют. Сначала в школе, затем в институте. Позже - радио и телевидение, газеты и журналы. Да и мы сами, воспитывая своих детей, в какой-то момент начинаем программировать их, даже не замечая этого.

Мы читаем книги, которые хвалят критики, и прочитав, также хвалим их. И при этом можем не прочитать той книги, которую критики разгромили или просто обошли стороной. Мы черпаем свои взгляды из газет и журналов, пытаясь не столько разобраться в той или иной проблеме, столько понять, что по этому поводу следует думать. Мы смотрим бесконечные сериалы и живем в соответствии с теми стандартами, которые они нам навязывают.

А результат этого – шаблонная серая жизнь, без особых потрясений, без взлетов и падений. Жизнь, как две капли воды похожая на миллионы других. Вот об этом и хотел сказать Питер Уир в своих фильмах.

Герои драмы «Общество мертвых поэтов» - ученики школы Уэлтон и их новый учитель литературы Джон Китинг. Уэлтон – обычная школа для детей из высшего общества, где их готовят к поступлению в университет. Выпускники ее когда-нибудь станут сенаторами, ведущими бизнесменами. Эти люди будут влиять на жизнь тысяч простых смертных. Четыре принципа школы – Традиция, Честь, Дисциплина и Совершенство - должны сделать из этих подростков законопослушных, заурядных, и, самое главное, управляемых людей. Для этой цели дирекция школы не брезгует даже телесными наказаниями.

И вот в этих «кругах ада», как называют свою школу ученики, появляется ангел из другого мира. Учитель литературы Джон Китинг, мечтатель и поэт, сам в прошлом выпускник Уэлтона. И он учит своих подопечных совершенно другим вещам. Оказывается, жизнь у нас одна, и поэтому самое главное – сделать ее яркой, интересной и неповторимой. Китинг призывает учеников: «Пусть ваша жизнь будет необыкновенной. Большинство людей проводят жизнь в тихом отчаянии, но не поддавайтесь этому. Прорывайтесь! Поступайте по-своему…» Если все вокруг вас маршируют, шагайте не в ногу или стойте. Пытайтесь взглянуть на любой предмет с другой точки зрения, даже если вам для этого потребуется забраться на стол. Если уважаемый академик порет чушь, то страницам из его учебника место не на столе, а в мусорной корзине. Но самое главное, с точки зрения Китинга – не быть конформистом. Не бояться пойти своим путем. Только тогда ты станешь свободным, и жизнь твоя засверкает всеми красками радуги.

Герой комедии «Шоу Трумэна» - человек по имени Трумэн Бербанк. На английском имя этого человека звучит похоже на «true man»(истинный человек). И это неспроста: Трумэн единственный истинный человек в мире актеров – участников грандиозного телепроекта «Шоу Трумэна». Это реалити-шоу, где зрители наблюдают за обычным человеком, не знающим, что его жизнь проходит на съемочной площадке величиной в целый город. Всем происходящим в этом райском местечке – лучшем на земле - управляет гениальный режиссер. Двадцать четыре часа в сутки пять тысяч телекамер наблюдают за каждым шагом Трумэна. Режиссер и создатель шоу решает, кто будет женой Трумэна, где он будет работать, кто будет его лучшим другом, в каком доме он будет жить.

Конечно, у Трумэна иногда возникают желания, не предусмотренные всевидящим и всемогущим режиссером, но их всегда можно скорректировать. Он любит девушку, но ее увозят из города, и женой Трумэна становится другая, которая полагается ему по сценарию. Он хочет стать путешественником, но режиссер устраивает бурю, в которой якобы погибает отец Трумэна - в результате в нем навсегда поселяется чувство вины и страх перед морем. Трумэн хочет уехать из города на автомобиле, но, куда бы он ни ехал, он постоянно попадает в пробку. Междугородные автобусы ломаются, а на самолеты никогда нет билетов.

Но однажды Трумэн все-таки поступит не по сценарию, и нос его яхты пробьет стену его клетки. Перед ним окажется дверь в свободный мир. Но откроет ли он ее? А что бы сделали мы на его месте? Не захотели бы мы остаться в этом прекрасном городе с его вечным летом, вежливыми соседями, красивыми улицами, в котором все заранее предопределено и известно. Хотим ли мы свободы? Ведь жизнь людей, избравших ее, не усыпана розами. Джон Китинг, певец свободы, ведущий к ней своих учеников, изгнанный, покидает стены школы Уэлтон, а одного из его учеников запах свободы приводит к гибели. Что было с Трумэном после того, как он шагнул в реальный мир, мы не знаем. Может быть, его разочаровала жестокая действительность?

И все-таки, основная мысль фильмов Уира – несмотря на трудности, изберите свободу, станьте личностями, не марионетками в руках опытных кукловодов, а капитанами своей судьбы. «В лесу разошлись две дороги. Я выбрал нехоженую, и это решило мою судьбу». Человек сотворен свободным существом. Мы не обязаны подчиняться программе, инстинктам. Но что-то в этой жизни постоянно пытается подавить нас, лишить свободы, сделать нас безнадежно стандартными. Весь мир ополчается против личности. Если ты решил пойти наперекор всем, выбрать свою собственную дорогу, жди камней в спину, упреков. Толпа не терпит выскочек, и порой доходит даже до физического уничтожения. Нужно быть сильным, чтобы пойти нехоженой тропой. Нужно быть смелым, чтобы плакать, когда все смеются, и смеяться, когда все плачут. И нужно быть трижды смелым, чтобы поступить правильно, а не так, как принято или удобно.

Почти две тысячи лет назад на земле жил человек, который никогда не шел на поводу у толпы. Его звали Шауль, а весь мир знает его как апостола Павла. Он тоже выбирал нехоженые тропы и не страшился мнения людей. Он не побоялся, встретив на дороге Христа, круто изменить свою жизнь, и из гонителя христиан превратился в ревностного защитника нового учения. Против этого человека была иудейская традиция и римские законы, но во многом именно благодаря ему Европа стала христианской.

А за тридцать лет до этого другой человек, Понтий Пилат, не смог пойти против толпы и казнил Сына Божия. Он сказал про Него «Се, Человек» и отдал Его на распятие. Его можно понять. Он боялся хитрых иудеев, которые могли донести в Рим, что он покрывает бунтовщика. Поэтому он отпустил разбойника Варавву, а «…Иисуса, бив, предал на распятие». За ним стояла вся мощь великого Рима, но он, со своими умытыми руками, на века остался примером слабости и конформизма.

Две судьбы, две жизни. Обычные люди - мы можем представить себя на их месте. И как всегда, выбор. Две дороги. Протоптанная, по которой идут все, периодически распиная Христа, возводя на костры святых и т.д. И твоя, нехоженая, по которой предстоит пройти только тебе, и никому больше. Доброго пути тебе. Пусть твоя жизнь будет необыкновенной! Искусство шагать не в ногу опубликовано 2004-08-01

-- Борис Тарасенко

 

Раздел: Литература | | Опубликовал: sternman | Рейтинг: 1.00 (1) Оценить | Хитов 2150

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  

Родственные ссылки
» Другие статьи раздела Литература
» Эта статья от пользователя sternman

5 cамых читаемых статей из раздела Литература:
» Цветовая символика в романе "Мастер и Маргарита"
» Дэн Браун: Код да Винчи - 2
» Е.И. Замятин: Мы
» Буратино.История одной сказки
» Андерсен под цензурой

5 последних статей раздела Литература:
» Кто же такой Гарри Поттер?
» Духовная ложь «Отца Сергия»
» Слова, которые мы никогда не сказали
» Кролик да Винчи. Апологетические заметки
» Ф. М. Достоевский: "Не удерживай"

¤ Перевести статью в страницу для печати
¤ Послать эту cтатью другу



Комментарии
Комментарии отсутствуют . Хотите стать первым , нажмите << + Добавить комментарий + >> .   [ + Добавить комментарий + ]


ver. ©

Православный форум
сообщений: 1
просмотров: 10171
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 1
просмотров: 8231
добавил: thomas12
дата публикации: 11.8.17 01:11
 
сообщений: 263
просмотров: 348853
добавил: AlenaR
дата публикации: 11.4.16 18:39
 
сообщений: 0
просмотров: 21969
добавил: demko12
дата публикации: 12.3.16 02:50
 
сообщений: 462
просмотров: 431812
добавил: Spartak
дата публикации: 3.3.16 20:54
 
сообщений: 155
просмотров: 226931
добавил: Steelfist
дата публикации: 3.3.16 15:26
 
сообщений: 49
просмотров: 65536
добавил: Marina80
дата публикации: 15.2.16 23:20
 
Христианский форум
Заказной блок (HTML)



НОВЫЕ СТАТЬИ
23.8.18
Почему прогнозы на спорт от профессионалов -лучшие прогнозы
 
10.6.18
Туры в Брегенц, Австрия
 
15.5.18
Священный смысл венчания
 
20.4.18
Почему иммигранты-мусульмане выгодны Америке?
 
14.4.18
Верующий политик сократил помощь бедным - ад или Рай?
 
Все статьи

Новости    |    Форум    |    Журнал    |    Статьи    |    Публикации    |    Галерея    |    Юмор    |    Скачать    |    Библия    |    WAP


Баннеры    |     Сделать стартовой   |   Инфоновости

2009-2015 Dubus.by все права защищены
При использовании материалов ссылка на dubus.by обязательна
  
- Генерация страницы: 0.03878 секунд -