Рассмотрим вначале
Декалог (Исх 20:1-17; Втор 5:6-21) как одно из главных выражений воли Яхве
относительно Израиля, которое постоянно формировало этос избранного народа и
церкви. Безусловно, можно продемонстрировать, что образцом для него послужили
как египетские списки запрещенных проступков, так и вавилонские перечни
вопросов для обряда экзорцизма. Вводная формула «Я Господь, Бог твой» также не
является совершенно новой. Однако все же она придает «Десяти
словию» иной облик и связывает
его с верой в Бога Израиля, в Бога Завета и с Его волей установить Завет с
людьми. Десять заповедей показывают, что по сути означает вера в Яхве, завет с
Ним. Они тем самым одновременно определяют образ самого Бога, сущность
которого проявляется в Его воле. Это связывает Декалог с основополагающим
откровением Бога о самом Себе в 3 главе Книги Исхода, ибо и там самопредставление
Бога конкретизируется в представлении Его нравственной воли: Он услышал стоны
угнетенных и пришел освободить их. Введение Декалога связывается с этим
началом как в формулировке Исх 20, так и в тексте Второзакония: Яхве предстает
как Бог, выведший Израиль из Египта — дома рабства. Значит, десять заповедей в
вере Израиля отчасти представляют собой само понятие Бога. Декалог существует
не параллельно с верой, с заветом — из него становится ясно, кто есть Бог, с
которым Израиль заключил завет.
С
этим связано особое развитие понятия «святость» в библейской религии.
«Святость» обозначает, с религиоведческой точки зрения, прежде всего, абсолютно
инаковое бытие Божества, Его специфическую атмосферу, которая порождает особые
правила связи с Ним. И в вере Израиля сначала дело обстоит именно так; это
показывает множество мест. Но поскольку Яхве демонстрирует Свою особенность,
Свою абсолютную инаковость именно в Декалоге, становится очевидным (об этом настойчиво
напоминают пророки), что абсолютная инаковость Яхве, Его святость,
представляет собой ту нравственную величину, соответствие которой заключено в
нравственном поведении человека по Десяти заповедям. Понятие святости
цифической категорИИ
Божественного как оно Ка вставлено в древнейших слоях предания, к
кото-относится Декалог, сплавляется с понятием нрав-нности, и именно в этом
заключается новизна, кальность этого Бога и Его святости; в этом заклю-ется и
новая значимость, которую обретает этика, и сходя из этого определяется
критерий выбора в столкновении с этосом других народов вплоть до того высшего
уровня понятия святости, который в Ветхом Завете предвозвещает образ Бога
Иисуса: «Не сделаю по ярости гнева Моего... ибо Я — Бог, а не человек; среди
тебя — Святый» (Ос 11:9). «И поэтому не может быть никакого сомнения в том,
что вместе с провозглашением Декалога Израилю происходит избрание Израиля» —
так сформулировал Герхард фон Рад в своем «Богословии Ветхого Завета» эту
связь, влияющую, в том числе, на литургическую жизнь Израиля5.
Конечно, все это не означает, что глубина значения Десяти заповедей была
осознана с самого начала и что простые слова предоставляют свободу движения к
ядру нравственного познания. История истолкования — от самых ранних слоев
традиции до нового прочтения Декалога в Нагорной проповеди Иисуса — скорее показывает,
как именно в этих словах могло и должно было постепенно воссиять глубокое
понимание воли Божьей и тем самым Бога и самого человека. Все сказанное ясно
позволяет понять, что происхождение отдельных элементов десятисловия из
внеизраильской области отнюдь не позволяет отделить его от ядра веры Завета;
по сути, это можно утверждать лишь в том случае, если предполагается, что разум
народов и откровение Бога без аналогий противостоят друг другу как чистый
парадокс, то есть исходя из определенной позиции о связи откровения и разума,
которая как раз не верифицируется в библейских
текстах, но однозначно фальсифицируется ими.
Ганс Урс фон Бальтазар
Йозеф (Бенедикт XVI) Ратцингер
Хайнц Щюрман