Начнем с того, что лежит на
поверхности, с самого простого, чтобы на его основании перейти к сути предмета,
то есть к вопросу об историческом происхождении библейских высказываний
относительно этики. Здесь следует прежде всего очертить общую методологическую
проблему. Утверждение, что унаследованное никогда не сможет стать собственным,
совершенно ложно. Это мы знаем из нашей жизни — богословское положение «Что ты
имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор 4:7) можно подтвердить и чисто
по-человечески. Это мы
также знаем из истории культуры:
величие культуры проявляется в способности к коммуникации, в способности
давать и принимать, а именно в способности к восприятию, к включению и
ассимиляции в собственное пространство. Оригинальность христианства заключается
не в сумме тех положений, к которым пока не найдены внешние параллели (вопрос в
том, можно ли вообще констатировать такие положения); суть христианства нельзя
искусственно очистить от всего, что возникло в ходе обмена с другими
культурами. Оригинальность христианства состоит скорее в новой общей форме, в
которую ориентирующий центр веры в Бога Авраама, в Бога Иисуса Христа
переплавил поиски и борьбу человечества. Этическое указание на разум тем самым
никоим образом не подтверждается констатацией происхождения этических высказываний
Библии из других культур или философского мышления — такое утверждение
представляет собой логическое «короткое замыкание», следовать которому
невозможно. Решающим является не то, что наличие этих указаний можно
продемонстрировать и где-то еще, а вопрос о том, какое положение они занимают
или не занимают в духовном облике христианства. Теперь следует задаться и этим
вопросом.
Начнем
с простейшего наблюдения. С исторической точки зрения, неверно говорить, что
библейская вера в каждом отдельной случае перенимала этику окружающего мира
или ассимилировала достигнутый в ту или иную эпоху уровень нравственного
познания разума. Ибо не существовало «окружающего мира» как такового, не
существовало и единообразной величины «этика», которую можно было бы просто
перенять. Скорее мы констатируем, что в масштабе представлений о Яхве
происходило разделение — часто в ходе в высшей степени драматической борьбы —
между теми элементами правовой и этической традиции окружающего мира, которые
мог ассимилировать Израиль или кото- н должен был отвергнуть, сообразуясь со
своим представлением о Боге. Борьба пророков, в конечном счете связана с этим вопросом. Вспомним о Нафане, запретившем
Давиду подражать всемогущим правитем Востока, забирающим, если захочется, жену
у соседа . вспомним об Илии, который вопреки
царскому абсолютизму справедливо защищает в лице Навуфея, дарованное Богом Израилю
право; вспомним об Амосе который в своей борьбе за права поденщиков и вообще
всех зависимых от других людей, защищает образ Бога Израиля, - во всех этих
примерах проявляется одно и то же. Спор Яхве и Ваала нельзя сводить к
«догматическому» вопросу, он связан с нераздельным единством веры и жизни, о
которой здесь идет речь: выбор в пользу единого Бога или богов в каждом случае
представляет собой жизненное решение.