На каком языке говорит Истина?
Мы с уверенностью можем сказать, что в
нашей Церкви, более того - в нашей общине и
нашем приходе - содержится полнота Церкви,
подобно тому, как в Святых Дарах содержится
полнота Плоти и Крови Христа. Без этой веры,
как кажется, вообще трудно представить себе
какую-то церковную жизнь.
Но что именно означает эта полнота
присутствия Церкви в нашей юрисдикции?
Во-первых, значит ли это, что вся Церковь -
тут, у нас, и больше нигде? Едва ли. Думаю,
правы те, кто говорит: мы с уверенностью
можем утверждать, где Церковь есть, но едва
ли можем определить, где ее уже нет (разумеется,
речь здесь идет лишь о сообществах,
исповедующих веру в Иисуса Христа и
претендующих на церковность - самоочевидно,
что ни буддистский дацан, ни общество
филателистов к Церкви Христовой отношения
не имеют).
И во-вторых, означает ли полнота
присутствия Церкви в нашей общине, что эта
полнота уже дана каждому из нас, что она
обязательно в полной мере нами реализуется?
Кажется, в таинстве исповеди - в таинстве
примирения с Церковью - мы вновь и вновь
признаем, что наша церковность не вполне
состоялась, что мы в определенном смысле
отпали от Церкви.
Так в какой же степени влияет на
историческое бытие Церкви наше греховное
несовершенство? Представим себе две
литургии. Обе совершаются по уставу и
правильно рукоположенными священниками. Но
одну совершает Иоанн Кронштадтский в
переполненном соборе, а вторую - в пустом
храме выпевают в качестве епитимьи пьяница-священник
и полуграмотный дьячок...