О болезни душевной и телесной
Мне часто ставят вопрос о болезни: о болезни телесной и, особенно, о
болезни душевной. Как к болезни относится Церковь? Как каждый верующий
в отдельности должен относиться к своей болезни и к болезни близких ему
людей?
К своей болезни, большей частью, легче относиться спокойно
и мужественно, чем к болезни дорогого человека, который иногда страдает
невыносимо и идет к своей смерти. Сначала я хочу сказать о нашей
обыкновенной телесной болезни.
Болезнь так же, как смерть, с
точки зрения православной веры является результатом отпадения человека
от Бога. Бог является гармонией, Бог является жизнью, полнотой, и,
поскольку мы отпадаем от Бога, мы теряем жизнеспособность. И пустота,
которую жизнеспособность за собой оставляет, заполняется смертностью и
возможностью болеть. Большей частью это относится к нам всем, но
существует еще один момент. Может встать перед нами вопрос: ладно, мы,
грешники, болеем, это результат нашего состояния оттого, что мы не
полностью соединены с Богом или, во всяком случае, не полностью к Нему
устремлены. Но что же сказать о святых? Почему они болеют? Почему они,
вкрапленные в Божью благодать, могут болеть?
Святой несет на себе
крест всея земли. Святой -это человек, который вместе со Христом несет
все последствия человеческого греха. Святой может болеть, может
страдать, потому что он умеет сострадать, разделять страдания и плакать
над страданием, над греховностью, над отпадения от Бога всея Земли.
Когда
мы говорим о болезни, мы имеем в виду болезнь таких людей, как мы сами.
И что же нам с ней делать? Люди "благочестивые" часто мне говорят:
- Зачем мне идти к доктору? Я могу пойти и попросить священника помолиться или попросить, чтобы меня помазали святым маслом.
-
Да, можешь. Но зачем это делать, если Бог нам дал другие средства,
более доступные, более простые, не спрашивающие с тебя той целостности,
той глубокой веры, которая не требует обращения к таинствам и действиям
Церкви. Спросите: кто это говорит? Серафим Саровский это говорит: "Лечись, потому что Бог создал и врача, и лекарства, и в Его руках твое выздоровление".
И в этом он повторяет то, что мы можем прочесть в тридцать восьмой
главе книги Сираха. Там говорится, что Бог, действительно, создал и
врача, создал и лекарства, и дал врачу власть исцелять. В книге Сираха
сказано еще одно, очень важное: прежде чем идти к врачу, в течение
всего времени, которое ты будешь употреблять на то, чтобы быть
исцеленным естественным образом, ищи покаяния, ищи духовного очищения.
Болезнь связана, с одной стороны, со всеобщей судьбой человека, с
ослаблением человека, с тем, что мы смертны и подвержены страданию и
болезни, а, с другой стороны, с тем состоянием души, которое в нас
качествует.
Замечательно в Священном Писании описывается судьба
человека после падения: постепенно в человеческом роде водворилась
смерть. Смерть вошла, но люди жили долго. Если смотреть на родословную
человечества, эта долгота жизни все уменьшалась, потому что люди
слабели, их связь с миром делалась глубокой, и смерть делалась все
более и более властной над ними. К этому я еще вернусь, а сейчас я хочу
сказать следующее.
Как только человек заболел, он должен, прежде
всего войти в внутрь себя и поставить вопрос о том, насколько он далек
от Бога, какая в нем есть неправда по отношению к ближнему, по
отношению к самому себе, насколько он оскверняет и уродует образ Божий,
который заложен в нем. И вместе с этим он должен смиренно, не надеясь
на то, что силами чудесного своего покаяния может победить телесную
болезнь, идти к врачу и терпеть от него лечение.
Еще может быть
более серьезный вопрос, который возникает у людей: что происходит с
человеком, когда он заболевает душевной болезнью. Что такое душевная
болезнь? Мы знаем, что психические состояния в значительной мере
зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики,
химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе. Поэтому каждый раз,
когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху
или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в
нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого
греха, который человека оторвал от всякой связи с Богом. И тут медицина
входит в свои права и может очень многое сделать.
Мне
вспоминается еще один случай. Был в Париже замечательный иконописец,
еще не совсем зрелый, который вдруг заболел: он начал чувствовать запах
серы. Его мать и сестра решили ему не перечить в надежде, что он
успокоится. Когда он говорил им, что он чувствует запах серы, они
тянули носом и говорили, что это правда. По мере того, как это
происходило, ему делалось все хуже. И тогда благочестивая семья
обратилась к Церкви. Я помню, как этого молодого иконописца отчитывали,
исповедовали, кропили святой водой, причащали, мазали маслом, а он
заболевал все больше и больше. Я тогда был врачом, и ко мне обратились
с вопросом: что делать. Я своим ответом очень рассердил их:
- Бросьте все это. Он болен,
а не одержим. Пошлите его в больницу, чтобы к нему применили
электрический шок (в то время это было единственным, что умели делать в
этой области). Я помню, с каким возмущением и семья, и духовенство ко
мне обратились
- Как ты можешь? А вдруг это на самом деле одержимость, что ты обо этом знаешь?
-
Простите. Но я только одно знаю, хотя это вам может показаться
циничным, что электрический ток, если это одержимость, никаким образам
бесу не повредит. А если это просто болезнь, то наш друг выздоровеет.
И
он выздоровел через год. Но за время этой болезни случилось нечто
чрезвычайно интересное. Он вступил в болезнь незрелым иконописцем, он
вышел - созревшим. Его иконы стали иные, зрелые, глубокие. И мы ставили
перед собой вопрос: что же это такое? Каким образом это может быть? И
уже позже я нашел ответ у св. Иоанна Кронштадтского: есть души очень хрупкие,
они могут быть разбиты окружающим миром. И Бог спускает между такой
душой и миром пелену или безумия, или какого-то частичного отчуждения и
непонимания, пока эта душа не созреет. Она может и вовсе не созреть на
этой земле, но она будет созревать в тишине этого, так называемого,
безумия, этой отлученности от окружающего мира и вступит в вечность
зрелой, созревшей. А иногда бывает, что эта пелена снимается, как это
случилось с иконописцем. И вдруг оказывается, что за этой пеленой
происходит нечто ведомое только Богу и самому человеку, и во что
никакая человеческая сила не должна вмешиваться.
Когда человек
заболевает психически, надо помнить, что это может быть физиологическим
явлением, на которое должен обратить внимание врач. С другой стороны,
одновременно мы должны об этом человеке молиться, как мы молимся о
всяком человеке оказавшемся в нужде, молиться всеми силами души. Мы
можем применять и некоторые церковные действия: помазать человека
освященным маслом и, если он на это способен, допустить его до святого
причащения. Но мы должны знать, что здесь будет действовать двоякая
сила: Божественная сила через таинства и Божественная сила через врача
и лекарства.